СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект «Семейный клуб» для детей с ОВЗ и родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект «Семейный клуб» для детей с ОВЗ и родителей»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №8









Социальный проект

«Семейный клуб»

для детей с ОВЗ и родителей



















Разработчик: Королева Ольга Евгеньевна

Учитель СКК







п.Новосмолинский



  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития.

Инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной

социальной дезадаптации всей семьи, эмоциональное состояние родителей

заставляет их порой отказаться от большего количества привычных контактов как с друзьями, так и с родственниками. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем стресс не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.

Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка. Искажение родительского отношения может вызвать у детей с проблемами здоровья вторичные нарушения.

Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации. Только в семье закладывается, так называемая «модель взаимодействия с миром».

Важной задачей в воспитании детей с особенностями развития является формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок, расширение сознания и совершенствование взаимодействия с окружающим миром. Получение навыков социализации является одним из самых важных и необходимых условий реабилитации детей с особыми потребностями.

Именно родители могут создать благоприятную среду для перемен, дать ребенку стимулы для роста, направить его развитие и дать чувство защищенности, столь необходимое в процессе формирования адекватного для дальнейшей успешной социализации отношения к миру.

При этом выбор того или иного вида деятельности не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях и склонностях. Самым ценным личностным сдвигом в результате можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своего состояния.

Для того чтобы оказать максимальную поддержку ребенку с особыми потребностями, родителям необходимо постоянно поддерживать собственные внутренние ресурсы. Становясь родителем, человек не перестает быть личностью, которая нуждается в поддержке и развитии, отдыхе, собственном пространстве и не перестает быть мужчиной или женщиной. Хобби, увлечения, занятия спортом, забота о себе и общение с друзьями могут обеспечить необходимый уровень жизненной активности, повысить реабилитационный потенциал родителей.

Понимание своих эмоций и чувств дает возможность человеку признавать и легализовать важные для него переживания. Возможность проанализировать причину своего беспокойства, получить необходимую информацию и поддержку в группе – все это снижает риск проявления разрушительных форм поведения. А мы уже знаем, что душевное равновесие родителей очень важный компонент в деле воспитания особого ребенка.

Вза­имо­дей­ствие меж­ду ро­дите­лями и деть­ми, с од­ной сто­роны, и спе­ци­алис­та­ми, с дру­гой – это лишь од­на из мно­гочис­ленных си­ту­аций вза­имо­дей­ствия, в ко­торые при­ходит­ся всту­пать семь­ям. В рамках «Семейного клуба» проходят встречи родителей со специалистами, сопровождающими ребенка. Родители могут получить ответы на интересующие их вопросы, проконсультироваться, обсудить различные точки зрения на обучение и реабилитацию ребенка и поучаствовать в разработке программы его комплексного сопровождения.

Во вре­мя занятий ро­дите­ли зна­комят­ся с ро­дите­лями дру­гих осо­бых де­тей, де­лят­ся с ни­ми сво­ими ис­то­ри­ями и уз­на­ют, что вынуждены справляться с одними и теми же проб­лемами. Кро­ме то­го, в груп­пах под­дер­жки для родителей они уз­на­ют о воз­можнос­ти об­щес­твен­ной де­ятель­нос­ти и за­щиты сво­их прав. Об­ща­ясь с дру­гими семьями, ро­дите­ли по­луча­ют ин­форма­цию о стра­тегии и так­ти­ке ус­пешных дей­ствий, призванных сни­зить стресс и чувс­тво изо­ляции. В ходе групповой работы появляется возможность выработать стра­тегию воз­вра­щения в об­щес­твен­ную ак­тивность, из ко­торой семья ока­залась вре­мен­но вык­лю­чена, – посещение театров, музеев, концертных залов, по­ходы в ки­но или на ста­ди­он, ужи­ны в ка­фе, встре­чи с друзь­ями.

Необходима совместная деятельность, которая будет обеспечивать семью ресурсом для воспитания и развития особого ребенка. Очень важно по возможности привлекать к помощи родственников, друзей. Радость и чувство удовлетворения, возникающие в процессе совместного творчества и общения, являются залогом эффективного взаимодействия в семье.

Для повышения уровня социальной, психологической и педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима системная разработка и реализация образовательных, социальных, культурно - досуговых программ, которые будут способствовать сохранению их жизненной активности, расширению круга общения, а также будут являться залогом стабильности внутрисемейных отношений.


  1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Цель проекта – создание условий, способствующих социокультурной адаптации семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • Расширение сферы общения семей, формирование навыков адекватного взаимодействия с окружающим миром.

  • Оптимизация детско – родительских отношений

  • Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей

  • Формирование навыков эффективной коммуникации

  • Гармонизация внутреннего состояния, поиск и осознание личностных ресурсов родителей и детей

  • Изучение, сохранение и передача семейных традиций и ценностей


Направления работы:

  1. Сотрудничество со специалистами школы

  • Организация по запросу родителей индивидуальных консультаций со специалистами по сопровождению и ведению ребенка в учебно – воспитательном процессе.

  • По итогам консультации совместная разработка программы индивидуального развития ребенка.

  1. Повышение информационной компетентности родителей

    • Проведение тематических встреч с целью обсуждения актуальных юридических, психологических, педагогических проблем. Планируется организация встреч со специалистами школы и приглашенными специалистами.


  1. Организация и планирование работы групп для родителей и детско – родительских групп

  • Проведение занятий для детско - родительских групп и группы для взрослых

  • Планирование и подготовка Семейным клубом совместных с детьми мероприятий, праздников, выездов

  • Участие семей в работе воскресного пешеходного клуба

  • Участие в программе «Семейный реабилитационный туризм»


Методы

Основные методы, используемые на детско-родительских занятиях – индивидуальная и совместная игра, наблюдение и коррекция детско-родительского взаимодействия.

При работе с родителями используется метод беседы, информирование, ответы на вопросы и групповая дискуссия.

С целью повышения эффективности программы семьям даются домашние задания на включение в работу отсутствующих на занятиях членов семьи, а так же для отработки знаний и навыков, полученных в процессе работы группы.


Структура детско–родительских занятий включает в себя приветствие, разогрев, работу в детско-родительской паре, взаимодействие между семьями, коллективную игру и ритуал прощания.




  1. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

В реализации проекта будут участвовать:

  • Семейные группы, сформированные на базе классов начальной и основной школы

  • Группа самоподдержки для родителей, выразивших желание принять участие в проекте


2. Привлеченные партнеры

  • Музеи, театры, библиотеки, литературные кафе



  1. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА


I этап. Подготовительный.

В рамках подготовительного этапа планируется:

  • Формирование семейных групп

  • Анкетирование: выявление, обсуждение и анализ запросов участников проекта

  • Организация взаимодействия с социальными партнерами (музеи театры, библиотеки, кафе)

  • Разработка программы занятий детско-родительских групп и родительской группы самоподдержки. Программы будут разработаны с учетом потребностей участников проекта и результатов анкетирования. Планируется провести 7 занятий в каждой детско – родительской группе, 4 занятия для группы родителей

  • Размещение информации о начале проекта на сайте школы.



II этап Основной

В ходе основного этапа реализации проекта планируется провести:

  • 7 занятий для каждой детско – родительской группы (8 -15 чел.)

3 занятия будут посвящены детско-родительским отношениям, осознанию индивидуальных особенностей друг друга, формированию навыков разрешения конфликтов, конструктивного взаимодействия внутри семьи и за ее пределами, созданию благоприятного эмоционального микроклимата в группе.

2 занятия будут направлены на изучение и формирование семейных традиций, осознание и передачу межпоколенных ценностей

2 занятия будут способствовать поиску внутренних ресурсов детей и родителей, формированию позитивных эмоциональных установок, мотивации к семейному творчеству, изучению различных форм проведения досуга и расширению круга общения, возникновению новых сфер совместной деятельности.

Продолжительность каждого занятия 2 часа. Занятия будут проводиться 1 раз в месяц в течение 7 месяцев (с октября по апрель).


Наименование разделов и тем

Количество часов (практические занятия)

1


Давайте знакомиться!

2 часа

2

Я и другие

2 часа

3

Аплодисменты

2 часа

4

Семейный альбом

2 часа

5

Старый сундук

2 часа

6

Страна Вообразилия

2 часа

7

Играем вместе

2 часа

Всего

10 часов


  • 4 занятия для группы взрослых будут способствовать росту реабилитационного потенциала и повышению уровня психолого – педагогической и социальной компетентности родителей.


Наименование разделов и тем

Количество часов (практические занятия)

1

Родом из детства

2 часа

2

Мир глазами моего ребенка


2 часа

3

Идеальные родители

2 часа

4


Открытый мир

2 часа

Всего

8 часов


  • Посещение школьного музея:

С помощью средств музейной терапии происходит передача опыта человечества, накопленного во времени. В пространстве музея актуализируются базовые межпоколенные ценности, сохранение и передача которых является не только важнейшим условием развития общества, но и залогом сохранения ресурсного потенциала, стабильности семейных связей и гармонизации внутрисемейных отношений.


III этап Заключительный


  • Проведение итогового мероприятия «Праздник семьи» в каждой группе. Выставки и презентации работ семей – участников группы.

  • Итоговое анкетирование семей по окончании проекта


  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Ожидаемый результат

Индикаторы оценки результатов

1.Проведение 7 занятий для детско – родительских групп предоставит семьям возможность в процессе совместного творчества укрепить внутрисемейные связи, расширить сферу общения, осознать особенности, потребности, интересы друг друга, получить ресурс для изменения своих поведенческих стратегий и сформировать базовые навыки конструктивного взаимодействия в ходе разрешения конфликтных ситуаций

Группы семей будут с интересом посещать занятия и в ходе получения обратной связи в конце каждой встречи отмечать актуальность тематики. После окончания цикла занятий будет проведено повторное анкетирование.

2. 4 занятия для группы взрослых позволят родителям повысить свой реабилитационный потенциал, осознать внутренние ресурсы, получить поддержку в результате межгруппового взаимодействия, освоить способы установления позитивного эмоционального контакта

Отзывы участников группы о занятиях и анкетирование родителей позволят судить о качестве результатов

3. 4 выездных мероприятия в музеи позволят укрепить внутрисемейные связи, расширить кругозор, сформировать целостное, социально ориентированное мировоззрение, а также будут способствовать изучению и сохранению семейных традиций, содействовать передаче межпоколенных ценностей.

Отзывы от семей, полученные в ходе проведения культурно – досуговых мероприятий.

4. Заключительное мероприятие позволит участникам обобщить и проанализировать полученный опыт, а также поделиться им с приглашенными семьями, не принимавшими участия в реализации проекта

Презентация деятельности «Семейного клуба» в течение года. Участники проекта и приглашенные семьи выразят желание встречаться и продолжать общение за рамками данного проекта



  1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА


Ожидаемые результаты: учатся самостоятельно разрешать кризисные ситуации, основываясь на уже выработанных принципах. По мере стабилизации и закрепления положительных достижений семейные группы, участвовавшие в проекте, станут источником помощи и будет участвовать в обмене опытом с другими семьями, являясь поддерживающей структурой.



7. Календарный ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

п/п

Наименование мероприятий


Срок реализации проекта в месяцах

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

Создание рабочей группы проекта

+









2

Формирование групп

+



+






3

Анкетирование семей – участников проекта

+









4

Разработка программы занятий «Семейного клуба»

+









5

Проведение информационной кампании о начале реализации проекта

+









6

7 занятий детско – родительских групп


+

+

+

+

+

+

+


7

4 занятия для группы родителей


+


+


+


+


8

4 выездных мероприятия для каждой группы

В течение учебного года

9

Проведение итогового анкетирования









+

10

Проведение заключительного мероприятия









+




8