СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект «Сквернословие как вирус» или «Угроза здоровью нации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект «Сквернословие как вирус» или «Угроза здоровью нации»

КИЗИЛЮРТОВСКИЙ РАЙОН

МКОУ «СУЛТАНЯНГИЮРТОВСКАЯ СОШ»


Социальный проект

«Сквернословие как вирус»

или

«Угроза здоровью нации»

Авторы проекта:

педагогический коллектив


Руководители проекта:

учитель истории

Омарова Э. М.



Оглавление



Общие положения………………………………………………….......................3

Пояснительная записка 4

Обоснование актуальности проекта 10

Ожидаемые результаты 11

Разработка системы оценки проекта 12

Формирование общественного мнения 12

Мероприятия акции «Вирус сквернословия» 14

Анализ результатов работы 16

Приложение 16





























Общие положения


Авторы проекта: педагогический коллектив


Руководители проекта: учитель истории Омарова Эльвира Магомедовна


Возраст участников:  8-28лет


Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, сканер, принтер, копир. бумага для офисной техники, канцелярские принадлежности, ватманы, краски.

 





























Пояснительная записка



   Одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы стало сквернословие.  Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие материносители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 90-егоды, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, в космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.


Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не просто просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идёт от слова «мать»,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?

Ну, как позволить, чтобы год за годом

Там оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово, наконец:

«Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!»

Эдуард Асадов



Что такое сквернословие?

Рост культурного уровня населения делает культуру речи одной из актуальных проблем. Основы её закладываются в детстве, в годы учёбы. Школа главное внимание уделяет, прежде всего, правильности речи с точки зрения её соответствия языковой литературной норме. Но какую речь мы слышим на улице, дома, с экранов телевидения. Сквернословие стало «нормой» для современного если не носителя «великого и могучего русского языка», так и его безропотного слушателя.

С научной точки зрения «ненормативная лексика» заключает в своей экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания намерение говорящего унизить, оскорбить, опозорить адресата речи, причём сделать это в резкой и циничной форме. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше ненормативная лексика (матершина) была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь в корне всё изменилось. Подростки, молодые люди, свободно используют нецензурную брань в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет, мало того, они и сами не прочь употреблять непечатные слова.

Так что же такое сквернословие? Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань. В словаре В.И. Даля читаем: «Сквернословие от слова «скверна». «Скверна» - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребство, разврат, растление» У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матершина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа».

На данный момент выделяют три разновидности мата. Первичный - используются, как единицы именования предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока;

аффективный - связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия;

намеренный - лингвистическое хулиганство, надписи на заборах и в туалетах, манерно-циничные выступления интеллигенции и произведения искусства – книги, кинофильмы, спектакли.

Матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ сказал: «Каков человек, такова и его речь». Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор. И каков человек, таковы и его слова. Нельзя забывать, что слово – это уже конкретный поступок. Если человек циничен, то и циничны его слова, поступки, вся жизнь. Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Скверные слова - это признак духовного разложения. Слыша брань от конкретного человека, можно сделать вывод о его духовном состоянии. Как по поступкам человека можно судить о самом человеке, так и слово раскрывает душу человека. По речи человека можно определить систему его ценностей, угадать образ жизни.

Корни сквернословия уходят далеко в языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращённые е языческим божествам, а в языческое время был распространён культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим и связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью психовирусы. Употребляя мат в разговоре, люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день. Из года в год на свою голову и голову своих близких. Вначале у людей появляются мелкие неприятности затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем, ломается сама жизнь.

Заблуждением является мнение о том, что мат – это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины 19 века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена правления царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. Это объясняется не только скромностью, и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое телесное наказание (для всеобщего назидания ругателей на улицах наказывали розгами), также за сквернословие наказывали смертной казнью.

Потом пришли другие времена.

Какое наказание могут понести сквернословы сегодня? Каково отношение государства к данному явлению? Возможно вы не знали, что нецензурная брань является административным нарушением за которое предусмотрено наказание по статье 20.1 Кодекса об административных нарушениях РФ и квалифицируется как мелкое хулиганство.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство (Кодекс об административных нарушениях РФ)

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».

В Цюрихе на заседании дисциплинарного комитета Международной Федерации футбола (ФИФА) принято решение запретить наставнику сборной Аргентиы Диего Марадоне «всякую деятельность, связанную с футболом» с 15.01.2010 года и оштрафовать его на 25.000 долларов. Этого он удостоился за сквернословие. После матча Диего высказал всё, что думал о журналистах – критиках (а думал он далеко не лицеприятные вещи). И всё это выдал прямо в телекамеру, ведущую прямую трансляцию. 49-летний тренер излил душу, не стесняясь в выражениях. На самом деле сквернословие отражает - скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъёма (гнева, радости), что, собственно, и произошло с Марадоной.
Психолог государственного университета гуманитарных исследований А Карасёв излагает свою точку зрения: в том, что мат, обидные слова, колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессу, стресс – к нервным расстройствам, а последнее к конкретным болезням. Длительный стресс могут спровоцировать постоянные унижения. Это приводит к психическим расстройствам (вспомните убийц, насильников над которыми в детстве издевались, а когда они выросли…), снижению иммунитета. А тут уже и до изменений на генетическом уровне рукой подать.

Японский учёный Масару Эмато научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли (а слова не всегда могут быть добрые). С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. Т, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и чёткости с виду похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на разных языках или действовали на неё музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Учёный сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Значит, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые и чистые кристаллы. Только вообразите, насколько мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сделать с человеком! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Учёные Российской Академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добре слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата, сквернословие, матершина вызывают мутации ведущие к вырождению. Любое произнесённое слово ни что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь наших потомков.

В конце 20 века сотрудник Института проблем управления РАН, основатель Института квантовой генетики, биолог Пётр Гаряев взялся за исследования, которые позволили создать аппарат, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем прослеживал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности – ДНК. С помощью этой современной технологии стало возможным проверить, как отражаются на живом организме добрые и злые слова.

Выяснилось, что некоторые слова бывают страшнее мин: они «взрываются в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время нецензурной брани рвутся и корёжатся хромосомы. Т.е. бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми словами можно расшатать не только здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека. Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит, прежде всего, себе и своему потомству. Человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде. Скверные слова определяют плохую наследственность. Такое же разрушительное воздействие на человека и его генетику приводят свободный секс, пьянство, курение, наркомания, воровство, ложь, зависть, насилие и жестокость во всех её видах.

В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России, эти заболевания существуют.

«Мы пришли к выводу, - пишет Гаряев, - что волновые «уши» ДНК не безразличны к получаемой информации». Одни сообщения оздоравливают её, другие – травмируют. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы, и так постепенно потомству предаётся программа самоликвидации».

К примеру, ребёнок, взявший от родителей определённую программу, начинает дебоширить, сквернословить. Тем самым, он разрушает себя и свою среду – как социальную, так и психологическую. И катится этот «снежный ком» из поколения в поколение.
Так что генетическому аппарату совсем небезразлично, о чём мы думаем, говорим, какие книги читаем. Всё впечатывается в волновой геном, то есть волновую генетическую программу, которая меняет в ту или иную сторону наследственность и программу каждой клетки. Причём ДНК не разбирает, общаетесь вы с живым человеком или с героем телевизионного сериала.

Каков же вывод? Вновь обратимся к словам П Гаряева: «любое произнесенное слово - это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь. Иногда слово срабатывает, вызывая страшные болезни, или, наоборот, устраняя болезнь, излечивая».

Ставший обыденным и вроде бы безобидный, получивший широкое распространение, мат – только один из эпизодов той невидимой, но жестокой духовной битвы, которая идёт в наше время. Его можно сравнить с самоуничтожением нации. Мат – это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения. Сегодня в продаже имеются даже словари русской матерной брани. Отмечается стремление погубить Россию, делается всё, чтобы наш народ учился сам себя осквернять, уничтожал себя. Идёт невидимая война, направленная на духовное разложение русского народа, за которым, если оно состоится, неизбежно последует и его физическое исчезновение. Вот как об этом сказал начальник управления «С» («Нелегальная разведка и спецакция») Первого главного управления КГБ генерал Юрий Дроздов: «Алкоголь, наркотики, конфликты, сквернословие – это весьма разветвлённая система политических, пропагандистских и специальных операций, охватывающая весь потенциал возможного влияния на духовное состояние человека. Я имею в виду прессу, телевидение, радио, кино, всё, что может быть употреблено для давления на отдельного человека и на общество в целом, употреблено для дезориентации, отвлечения, подчинения чужой воле. Подобной работой занимаются правительства многих стран, в ней участвуют их политические и общественные организации, специальные армейские подразделения, спецслужбы».

Ещё стоит вспомнить план Гитлера, которому, к сожалению, многие жители нашей страны помогают в выполнении: «Население России должно быть сокращено наполовину... Никаких прививок, никакой гигиены, только ВОДКА и ТАБАК, СКВЕРНОСЛОВИЕ….. и они сами себя уничтожат!»

Мы провели анкетирование, в котором приняли участие 50 человек: местные жители и жители г Читы от 25 до 68 лет, учащиеся школы МОУ сош с Новая Кука и г Читы, студенты, учителя. Вот что нам удалось выявить.

Итак, сегодня мы узнали, что в сквернословии таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространятся во все стороны от скверного слова, он никогда бы не произнёс его. Давайте задумаемся о словах, которые произносим! Вспомним слова Максима Горького: « Борьба за чистоту, за смысловую точность - есть борьба за орудие культуры» А мы можем добавить: есть борьба за сохранение жизни, а не за самоуничтожение.

Последуем словам И.С. Тургенева: «Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием… оно в состоянии совершить чудеса».

Мы своими советами можем помочь вам избавиться от сквернословия Вашему вниманию притчу о бабочке.

Хочется сказать, что у каждого из нас всегда есть право выбора, как поступить, как строить свою жизнь. Пусть всё в вас будет прекрасным: и мысли, и слова, и поступки!

Думайте – сами! Решайте – сами!

А сейчас, когда вы будете выходить, положите на чашу весов квадрат: зелёный – мне понравилось, и я готов излечиться от вируса сквернословия, чёрный – мне не понравилось, и всё, о чём говорилось – неправда.



Обоснование актуальности проекта.

  Проблема культуры общения стоит достаточно остро на сегодняшний день. Молодое поколение должно осознавать, что грамотное владение речью – это показатель общей культуры человека, его развития. Поэтому овладение русским языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением окружающих.



Цель проекта:  Сформировать потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивно относится к культуре изложения мыслей и выражения эмоций (с опорой на цивилизованные нормы)


Задачи:

  1. Стимулировать развитие нетерпимости к нецензурной лексике.

  2. Способствовать формированию у подростков чувства стыда, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства.

  3. Развитие коммуникативной культуры в школьной среде;

  4. Актуализировать знания социальных норм и расширить представления о нормах речевой культуры, о влиянии нецензурной речи на развитие сознания человека.

  5. Содействовать формированию позитивного образа будущего и обучение конструктивному целеполаганию;

  6. Создание в школьной среде психологически безопасного пространства, свободного от сквернословия.

  7. Формировать позитивное отношение подростков к литературной речи путем включения их в выполнение творческого задания «Антиреклама сквернословия».



Ожидаемые результаты.

  - Привлечение внимания широкой общественности к проблемам современного русского языка, и в частности к  сквернословию и причинам его возникновения;

  - Осознание значимости бережного отношения к своему родному языку как основе духовно-нравственной жизни человека в окружающем социуме;

  - Активное участие подростков и молодёжи в решении проблемы сквернословия в школе;

  - Повышение уровня речевой культуры учащихся посредством  уменьшения до минимума случаев сквернословия на территории школы и города;

    - Рост  общего уровня воспитанности учащихся, искоренение случаев жестокого обращения подростков и молодёжи друг к другу;  развитие товарищеских отношений среди учащихся школы;

  - Развитие гражданской ответственности и активности участников данного социального  проекта.




Сроки выполнения проекта: бессрочный. Начат в 2015 году.

Разработка системы оценки проекта

Результаты данного проекта будут представлены:

1. На обсуждение участникам совета старшеклассников, совета по профилактике;

2.Методическому совету школы;

3.Методическому объединению классных руководителей.

4. Родительской общественности.



Формирование общественного мнения

Результаты работы в виде печатной продукции, фотографий, презентаций, сборников сценариев, материалов будут представлены на суд общественности: участники проекта расскажут о нём в районной газете «Мой Данилов», материалы проекта будут выставлены в социальных образовательных порталах, а также проведут анкетирование и интервьюирование лиц, участвовавших в проекте для того, чтобы выяснить перспективы продолжения работы в данном направлении, результаты анкетирования и интервьюирования будут отражены в школьной газете «ПриШкольная».



Этапы планирования и реализации проекта


этапа

Содержание

Ответственные

Определение цели и задач социального проекта. Определение содержания социального проекта.

Члены совета по профилактике, совета старшеклассников, социально-психологическая служба

Оформление коридоров мотиваторами о добрых словах и оформление стендов для учащихся и родителей по теме «Вирус сквернословия», подготовка буклета для учащихся «Памятка добрых слов»

Члены совета старшеклассников, социально-психологическая служба

Изучение общественного мнения, проведение анкетирования «Твое отношение к сквернословию» в старших классах

Члены совета старшеклассников, социально-психологическая служба

Проведение конкурса рисунков и плакатов «Дерево добрых слов» среди учащихся 1 – 11 классов, оформление аллеи деревьев добрых слов

Члены совета старшеклассников, социально-психологическая служба

Проведение занятий для учащихся начальных классов «Вирус доброты»

Совет старшеклассников

Оформление доски добрых слов

Совет старшеклассников

Выступление агитбригад, беседы, мероприятие «Фильм! Фильм! Фильм!» фильмы о доброте среди учащихся 5-7 классов

Совет старшеклассников, социально-психологическая служба

Предоставление отчета в СМИ о проведении акции по борьбе со сквернословием

Члены совета по профилактике, совета старшеклассников, социально-психологическая служба





План мероприятий в соответствии с целями и задачами акции


Задачи социального проекта

Что необходимо сделать для решения задачи

Воспитание  негативного отношения к вредным привычкам вообще и в частности, сквернословию

Выпуск буклетов, памяток

Содействовать осознанию влияния слова на жизнь человека, развитие ответственного отношения к своим словам

Выставка рисунков и плакатов по проблемам сквернословия «деревья добрых слов», которые образуют аллею добрых слов, доска добрых слов

Развитие коммуникативной культуры в школьной среде

  • Выступление агитбригад,

  • Беседы,

  • Мероприятие «Фильм! Фильм! Фильм!» фильмы о доброте

Содействовать формированию позитивного образа будущего и обучение конструктивному целеполаганию

  • Мероприятия, посвящённые культуре общения, «Человек, который собирал слова»

  • Выпуск памяток, буклетов, посвящённых этой теме

Создание в школьной среде психологически безопасного пространства, свободного от сквернословия

  • Изучение законов,

  • Оформление стендов



Мероприятия акции «Вирус сквернословия»

  1. Изучение общественного мнения. Проведение анкетирования «Твое отношение к сквернословию» в старших классах школы.

  2. Формирование из числа активистов ученического самоуправления в классах отрядов содействия по созданию атмосферы нетерпимости к сквернословию.

  3. Проведение для начальных классов занятий по профилактике сквернословия «Вирус доброты».

  4. Оформление коридоров мотиваторами о добрых словах и оформление стендов для учащихся и родителей по теме «Вирус сквернословия», подготовка буклета для учащихся «Памятка добрых слов»

  5. Подготовить материал для проведения лектория.

  6. Выпуск памятки «Памятка добрых слов».

  7. Выступление агитбригады с мероприятием «Фильм! Фильм! Фильм

  8. Оформление стенда «Вирус сквернословия!».

  9. Выпуск постера «Мат убивает людей!».

  10. Листовка-обращение «О вреде сквернословия».

  11. Анкетирование «Сквернословие – позор или национальная гордость?».

  12. Беседа агитбригады «О вреде сквернословия».

  13. Подбор материалов «В помощь классным руководителям».

  14. Проведение выставки детского художественного творчества «Аллея деревьев добрых слов».

  15. Оформление досок добрых слов.

  16. Мероприятие «Человек, который собирал слова»

Мероприятие «Человек, который собирал слова»



Анализ результатов работы

Анализируя проделанную работу, мы пришли к мнению, что в целом, цель и задачи проделанной работы не достигнуты, поэтому работа над проектом продолжается. Общим голосованием нашего Совета старшеклассников и администрации школы было решено продолжить работу в данном направлении и ввести данную акцию в традицию школы.



Приложение

Советы по избавлению от сквернословия.

  1. Не говорить плохих слов самому.

Притча «одна женщина пришла к бабке и говорит: «Вот у меня страшно-страшно злой муж. Помоги мне избавиться от его матершины» Бабка была мудрая. Она дала женщине две бутылки воды и говорит: «Когда придёшь домой, и муж начнёт устраивать скандалы, набери в рот воды и молчи, пока он не успокоится. Как две бутылки воды закончатся, приходи, я тебе ещё дам». Когда эти две бутылки закончились, пришла женщина к бабке, а та её спрашивает: «Ну, как?» Женщина и отвечает: «Не поверишь, он уже наполовину перестал ругаться». Тогда бабка говорит: «Вот тебе ещё водичка, глядишь, он совсем перестанет ругаться».

  1. Умейте противостоять среде.

Не думайте, что никто вас никогда не обидит, не выругает. Но важно учиться давать достойный ответ. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определённые права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет хранить собственное достоинство и не обидеть других.

  1. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво.

Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний.

  1. Сквернословие не есть способ расслабления.

Некоторые считают, что расслабиться – это пить пиво, употреблять наркотики, сквернословить. Может показаться, что других развлечений нет. Есть! Оглянитесь вокруг! Спорт, музыка, рисование и многое другое.

  1. Как раньше боролись со сквернословием?

В прошлом говорили: «Не сквернословь. Когда человек говорит плохие слова, от него отлетает Ангел. Защиты не будет. Крыла не будет над тобой». Если мы хотим добиться успеха в делах, в семье, в учёбе, в творчестве, то пора работать над собой, в том числе и над своей речью. Пока сохраняется мнение, что мата избегают лишь слабаки, а сильные, серьёзные, деловые люди не должны стесняться «называть вещи своими именами», - до той поры мы будем слушать и слышать всегда и везде ругань. А когда те, с кого многим хотелось бы брать пример, будут разговаривать иначе, мат постепенно исчезнет из нашей речи.

  • Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

  • Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью…

Царь Соломон


«Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу».

Святитель Тихон Задонский


Господствуй над языком, чтобы не умножить грехов твоих.
(Пр. Антоний Великий)


Речь - это показатель ума.
Сенека


Пословицы

Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Спасибо на добром слове.
Ласковое слово, что вешний день.
От доброго слова язык не усохнет.


Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества.

Матерщина свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в нежном возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа.

Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата.

****

ОТКУДА ПОЯВИЛОСЬ


Считается, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Это миф.

Большинство нецензурных слов имеют общеславянское или даже индо-европейское происхождение. Это явление древнее и присуще почти всем народам. Корни сквернословия – языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. После крещения Руси в 988 году за сквернословие стали строго наказывать.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

  • Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

  • Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

  • Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

  • Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка.

Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ О ГРЕХЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ

Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. Недостойным словом убивают душу.

«Скверное слово - гнилое слово», - писал святой апостол Павел. - Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает».

В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил: «Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».


Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.


ДЛЯ ДЕВУШЕК

Косметологи знают, что в молодежных компаниях, где матерная скабрезная речь становится обыденной, у некоторых девушек возникает избыточное оволосение, портится кожа, начинает ломаться голос, как у мальчиков, - то есть возрастает продукция мужских половых гормонов. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них выражаться нельзя, матерная речь им вредна, провоцирует гормональные нарушения. Особенно это опасно, если матерятся дети, если скабрезности становятся частью их интересов, гормональное развитие нарушается. 


ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.







19