Социальный проект «У войны недетское лицо»
У войны недетское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть...
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть.
Руководитель проекта: Набиева Наталья Сергеевна – учитель начальных классов МБОУ «Школа №123».
Актуальность проекта
Память…
Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей.
9 Мая, День Победы, – праздник каждого из нас, праздник всех российских семей. У каждого человека есть и собственное отношение к этому празднику. И, как правило, это связано с нашими близкими родственниками, дедами, прадедами, которые воевали, трудились в тылу, ковали нашу общую победу. А кто–то прошел через горнило войны, попав под оккупацию или в фашистские лагеря, чье детство оказалось опаленным войной.
Нить памяти о тех событиях не обрывается. Пройдет несколько лет, и не останется в живых свидетелей той страшной трагедии в масштабах всей страны и каждой семьи отдельной взятой.
Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Великой Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает об этой войне все меньше и меньше. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
Особое внимание нашего проекта обращено к детям. Дети, пережившие все тяготы того времени и прочувствовавшие на себе весь ужас войны. Их были тысячи в сорок первом-сорок пятом годах… Дети войны – особое поколение. Им приходилось очень быстро взрослеть. И не было у них тех радостей детства, которые есть у обычных детей.
Изучая воспоминания детей 1941-1945 годов наше поколение недолжно допустить мировую военную катастрофу!
Цель проекта:
- изучить факты участия детей, в событиях Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
- развитие навыков проектно- исследовательской деятельности.
- формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с воспоминаниями о войне.
Этапы и механизмы реализации проекта
Вы вынесли голод и выжили в холоде,
Сквозь грязь, униженья прошли.
Так дай же Вам Бог!.. И, позвольте, мне голову
В поклоне склонить до земли.
(С. Мальцев, В Шалобаева).
Этапы реализации проекта | Сроки | Цели и задачи | Ожидаемый результат |
1. Ознакомительный этап. | Сентябрь -октябрь 2019 год | Цель: - духовно-нравственное и патриотическое воспитание; Задачи: - составление перспективного плана по реализации проекта; - анкетирование учащихся школы с целью выяснить, что они знают о детях войны; - поиск документальной и художественной литературы, в которой поднимается тема детей войны; | Итоги: Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. |
2. Основной этап. | Ноябрь-декабрь-январь-февраль 2019-2020 год | Цель: - сформируется представление о жизни детей в годы Великой отечественной войны; Задачи: - возникновение устойчивого и познавательного интереса к истории военного прошлого русского народа; - формирование гордости и уважения к старшему поколению; | Итоги: - у детей формируется внимательное и уважительное отношение у школьников младшего подросткового возраста к пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь. |
3. Заключительный этап. | Март-апрель 2020 года | Цель: узнать о военном детстве моих сверстников в годы тяжких испытаний. Задачи: - собрать материал о пионерах героях. -собрать материал о детях блокадного Ленинграда. -собрать материал о детях тружениках тыла. - проанализировать и систематизировать подборку материала. - создать презентации для применения на уроках . | Итоги: Поверить и осознавать, как много юных героев погибло, но все они свято верили в победу над опасным, злейшим врагом - фашизмом! И победили... Победили ценой своей жизни…Отстояли свободу и независимость нашей Родины! |
План работы по реализации проекта « У войны недетское лицо»
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. | Анкетирование ««Дети войны» | Октябрь | Морозова З., Карпухова С., Куликов А. |
2. | Классный час «Блокада Ленинграда» | 27 января | Кутырева В., Стенькина В., Первушкин К. |
3. | Классный час «День загадок на тему «Военная техника». | февраль | Замашкин Р., Салганский Д., Кривдин М. |
4. | Просмотр мультфильмов на военную тематику. | май | Весь класс |
5. | Изготовление праздничной открытки для поздравления ветеранов ВОВ (онлайн). | май | Весь класс |
6. | Проект «Книга памяти» | 9 мая | Стенькина В., Баландин Р. |
7. | Акция «Окна победы» | 9 мая | 12 человек |
Оценка результативности проекта
Мы рассказали не о всех детях, которые совершали героические поступки во время войны. Их было гораздо больше. В войне участвовали и оставшиеся в тылу дети. Они вынесли неимоверно тяжелый труд, работая на производстве и в сельском хозяйстве страны, снабжая фронт всем необходимым вооружением и продовольствием. Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага.
Страшно осознавать, как много юных героев погибло, но все они свято верили в победу над опасным, злейшим врагом - фашизмом!
И победили... Победили ценой своей жизни…Отстояли свободу и независимость нашей Родины!
Для достижения обозначенной в работе цели, проанализировав и изучив судьбы детей войны можно сделать следующие выводы:
- во-первых, не смотря на все тяготы войны, дети становились мужественными, сражались с врагом наравне со взрослыми;
- во-вторых, сумели противостоять всем невзгодам войны: перенести голод, холод, а в тылу врага заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев;
- в-третьих, понятие дети и война не совместимы, потому что попав на войну дети должны были расстаться с детством.
Мы не верим, что детям не было страшно, когда они ходили в разведку, клеили листовки, пробирались к партизанам, когда их пытали.
Мы не знаем, каково жить в оккупации, вздрагивать от взрывов, сжиматься от ужаса, когда перед тобой дуло вражеского оружия...
Нам не понятно, как это не есть ни сегодня, ни завтра, и неизвестно сколько ещё дней...
Нам не узнать, что такое "малолетний узник", как написано на карточках в немецкой оккупированной территории или в концлагерях.
Мы не хотим, чтобы когда-нибудь, кто-нибудь из детей узнал весь этот ужас.
Мы благодарны тем детям и ветеранам, которые даровали нам свободу и не осознание таких ужасных дней, моментов, незнание, что такое грозное слово "война".
Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, - это необходимо человеку, чтобы оправдать свое существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека.
Предварительно было проведено анкетирование участников проекта (25 человек).
Перечень вопросов:
Назовите даты начала и окончания ВОВ. (Справились – 75%, 25% - ответили неправильно)
Почему эта война называется Великая Отечественная? (60%-правильный ответ 40% - ответили неправильно)
Как называлась армия нашей страны? (45% - правильный ответ, 55%- ответили неправильно)
Какие беды принесла ВОВ? (64% - правильный ответ, 46% - ответили неправильно)
Как называется праздник , который отмечает наша страна 9 Мая? (95% - правильный ответ, 5% - ответили неправильно)
Оценка результативности
1. Проблема, решаемая в проекте актуальна.
2. Проект напрямую связан с решением данной проблемы.
3. Проект оказался реалистичным, его возможно было реализовать.
4. Проводимые в ходе реализации проекта мероприятия были реальны, выполнимы, не требовали больших материальных затрат.
5. Проблема, поднятая в ходе проекта, созвучна с проблемой социума и удовлетворяет интересы большинства представителей общества.
В результате реализации проекта изменилось отношение участников проекта к себе, к людям, друг к другу. На вопрос, что вам дал проект, воспитанники ответили: «Работа над проектом сблизила нас.
Развитие проекта
Дальнейшее развитие проекта предусматривает решение социального аспекта проблемы, а именно: память – наша история. Стерев прошлое - мы стираем будущее. Великая Отечественная война не должна быть забыта. Но есть еще войны, в которых участвовали наши деды и отцы. Это война в Афганистане и Чечне. Об этом мы бы хотели поговорить в следующем году.