РАЙОННЫЙ ЭТАП КРАЕВОГО КОНКУРСА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ XVII ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Сидима
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Живым - слава, павшим - бессмертие»
п.Сидима
2017 г.
Содержание
№ | Наименование раздела | страница |
1. | Паспорт проекта «Живым - слава, павшим – бессмертие»………………………………………………………. | 3-4 |
2. | Наша проблема…………………………………………………... | 5-8 |
3. | Пути решения проблемы……………………………………….. | 9-12 |
4. | Наш путь…………………………………………………………. | 13-17 |
5. | Реализация плана действий команды………………………….. | 18-26 |
6. | Список литературы…………………………………………….. | 27 |
Паспорт социального проекта
«Живым - слава, павшим - бессмертие»
Руководитель | Деменко Александра Викторовна – учитель истории и обществознания. |
Проблема | Увеличение разрыва социокультурных связей между поколениями. Незнание расположения памятников в районе, их историю. |
Цель | Создание виртуальной карты памятников района имени Лазо. Формирование любви к своей малой родине. |
Задачи | Воспитание уважения к делам своих предков, любви к своему селу, желания беречь и охранять памятники культуры, военной истории; Изучение истории ВОВ, поисковая работа и сбор материала (подвиги односельчан – участников ВОВ). Создание семейных летописей и книги Памяти п. Сидима; Воспитание учащихся на героических примерах истории родного края, сохранение традиций увековечивания исторических событий в жизни односельчан; Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; Развитие аналитических навыков критического и креативного мышления; Развитие коммуникативных навыков; Закрепление навыков групповой и индивидуальной работы; Привлечение школьников к проблемам школьного и общественного сообщества; Формирование гражданской инициативы и ответственности за окружающую социальную и нравственную обстановку; Освоение практического опыта социальной деятельности и взаимодействие с органами власти в целях решения актуальных проблем. |
Методы | 1.Составление плана сбора информации о воинах - героях войны. 2.Привлечение внимания администрации МО и Совета Ветеранов сельских поселений района им. Лазо. |
Состав рабочей группы | Устина Кристина- учащаяся 9 класса Изотова Анна – учащаяся 8 класса Рязанова Екатерина – учащаяся 8 класса Асеева Регина – учащаяся 8 класса Ракитов Павел – учащийся 8 класса Супрун Валентина Васильевна зам. директора по ВР Курилова Марина Валентиновна-учитель начальных классов |
Этапы работы над проектом | Диагностический: август 2016г. Поисково – исследовательский: сентябрь-декабрь 2016г. Подготовительный: анкетирование, сбор информации, информирование граждан. Январь-февраль 2017 Основной: Создание виртуальной карты исторических памятников района имени Лазо. Февраль 2017 Заключительный: размещение, представление и тиражирование виртуальной карты исторических памятников района имени Лазо – март 2017 г. |
Ожидаемые результаты | Реализована возможность проявления гражданской позиции у подрастающего поколения, местного населения, общественности. Положительный опыт реализации проекта позволил ознакомиться с историей создания памятников р-на им. Лазо. Научил совместно решать как личные, так и общественные проблемы в своем поселении. Повысилась роль конструктивного сотрудничества школы и органов местного самоуправления в процессе реализации проекта. Обмен опытом по реализации проекта представлен через средства массовой информации. Педагогический аспект: патриотизм и любовь к Родине, национальное самосознание, уважение своей истории, формирование позиции гражданина-патриота России. Получен навык работы с интернет - сервисами. |
Предполагаемый продукт | Виртуальная карта исторических памятников района имени Лазо |
НАША
ПРОБЛЕМА
Для чего нужен этот проект?
Создание на территории района имени Лазо Хабаровского края виртуальной карты исторических памятников и виртуального экскурсионного маршрута патриотической направленности продиктовано острой необходимостью воспитания уважения к историческому прошлому России, к памяти о героях – защитниках в годы Великой Отечественной войны.
Реализация данного проекта подчиняется цели, которая охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности, а именно - создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная работа имеет огромный воспитательный потенциал, так как создание виртуальной карты исторических памятников и виртуального экскурсионного маршрута позволяет решать следующие задачи:
Воспитание уважения к делам своих предков, любви к своему селу, желания беречь и охранять памятники культуры, военной истории.
Изучение истории ВОВ, ознакомление в ходе поиска с подвигами, проявленными в годы войны, односельчанами. Создание семейных летописей и книги Памяти.
Способствовать патриотическому и нравственному воспитанию учащихся на героических примерах истории родного края, сохранение традиций увековечивания исторических событий в жизни односельчан.
Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
Развитие аналитических навыков критического и креативного мышления;
Развитие коммуникативных навыков;
Закрепление навыков групповой и индивидуальной работы;
Привлечение школьников к проблемам школьного и общественного сообщества;
Формирование гражданской инициативы и ответственности за окружающую социальную и нравственную обстановку;
Освоение практического опыта социальной деятельности и взаимодействие с органами власти в целях решения актуальных проблем.
Практическая значимость. Использование методического материала на внеклассных мероприятиях в школах района. Одним из важных преимуществ данного маршрута для школьников является непосредственное участие в проведении экскурсии к памятникам воинам - героям Великой Отечественной войны.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг - успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий является актуальной задачей экскурсионного бюро. Фотосъемка и описание памятников, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник - все это является важным средством документирования истории родного края.
В последнее время у молодого поколения заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
Нам повезло, что в сельских поселениях, в районном музее был уже собран материал о памятниках, имеется стендовая информация о военных событиях и главных лицах Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг., организованы витрины , на которых материалы переписки с защитниками нашего района в годы ВОВ, альбомы воспоминаний односельчан – участников ВОВ. К сожалению, многие не знают, в каком селе расположен какой памятник, и кому он воздвигнут.
2. Описание проблемы и обоснование ее актуальности для поселков района имени Лазо.
Низкий уровень гражданского самосознания и патриотического воспитания / низкий общекультурный уровень.
Заброшенность некоторых памятников.
Дефицит информации.
Создание виртуальной экскурсии позволит посетить памятные места без финансовых вложений.
Формирование чувства уважения к историческому прошлому России, к памяти о героях Великой Отечественной войны, о земляках, которые стали участниками Гражданской войны.
Создание интерактивной карты памятников района имени Лазо продиктовано необходимостью исторической памяти о тех, кто защищал нашу Родину.
Целевая аудитория проекта: учащиеся школы, педагоги, жители поселка, ветераны.
Исполнители проекта: учащиеся МБОУ СОШ п. Сидима.
3.Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта позволит:
Проявить гражданскую позицию у подрастающего поколения, местного населения и общественности.
Приобрести положительный опыт реализации проекта через ознакомление с историей создания памятников р-на им. Лазо.
Совместно решать как личные, так и общественные проблемы в своем поселении.
Повысить роль конструктивного сотрудничества школы и органов местного самоуправления в процессе реализации проекта.
Осуществить обмен опытом по реализации проекта через средства массовой информации и получить навык работы с интернет сервисами
ПУТИ
РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Пути решения поставленной проблемы инициативной группой:
Социологический опрос - анализ;
Информирование через школьную газету, объявления в поселениях;
Проведение патриотических акций4
Сбор информации о памятниках района имени Лазо;
Взаимодействие с местным самоуправлением;
Сотрудничество с Советом Ветеранов поселений;
Сотрудничество со школьными музеями и краеведческим музеем района имени Лазо;
Социологический опрос - анализ: на предварительном этапе реализации проекта был проведен социологический опрос обучающихся, педагогов, жителей поселений о необходимости данного проекта. Все респонденты поддержали проектную идею.
Через листовки и школьную газету мы информировали о начале проекта. Инициативной группой по созданию Виртуальной карты памятников героям-землякам, погибшим в годы Великой отечественной войны, было решено провести у нас в районе и в наших школах социологический опрос.
Цель опроса: подтвердить актуальность выбранного нами проекта, необходимость его реализации не только для школы, но и для жителей нашего района.
В социологическом опросе участвовало 100 человек – жителей нашего района. Были заданы вопросы:
Как вы относитесь к идее создания Виртуальной карты памятников героям-землякам?
2.Хотели бы вы принять участие в создании Виртуальной карты памятников героям-землякам?
Считаете ли вы, что проблема незнания истории района является актуальной для вас?
Будет ли способствовать работа Виртуальной карты памятников героям-землякам патриотическому воспитанию подрастающего поколения?
Готовы ли вы оказать помощь в реализации проекта?
Результаты опроса представлены в диаграммах:
1.Как вы относитесь к идее создания Виртуальной карты памятников героям-землякам?
2.Хотели бы вы принять участие в создании Виртуальной карты памятников героям-землякам?
3.Считаете ли вы, что проблема незнания истории района является актуальной для вас?
4.Будет ли способствовать работа Виртуальной карты памятников героям-землякам патриотическому воспитанию подрастающего поколения?
Готовы ли вы оказать помощь в реализации проекта?
Вывод: Социологический опрос учащихся, учителей, их родителей, а также жителей района показал, что работа над проектом «Жившим – слава, павшим - бессмертие» актуальна и необходима. Результатом работы будет создание продукта «Виртуальной карты памятников героям-землякам». Многие из опрошенных хотели бы, чтобы Виртуальная карта памятников была создана в нашем районе, многие желают оказать помощь в создании карты и считают, что реализация проекта будет способствовать улучшению нравственности в школах.
НАШ ПУТЬ
Для достижения цели необходим план действий и определенные ресурсы реализации проекта:
Интеллектуальные: Учитель школы выступает как творческий исследователь, владеющий методиками сбора информации.
Участники программы: обучающиеся, педагогический коллектив, родители, Администрации поселений, общественные организации, ветераны Великой Отечественной войны и труда;
Технические: материально-техническая база позволит создать условия, необходимые для реализации данной программы:
Музей района имени Лазо и поселений, библиотечный фонд поселений,
Интернет – ресурсы;
компьютерное оборудование, мультимедийные проекторы;
Информационно-аналитические:
организация выставок по проблемам патриотического воспитания в школьной библиотеке;
создание аналитического материала в школьном музее, организация информационных стендов;
издание школьной газеты «Школьная летопись».
План реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Изучение нормативно-правовой базы по теме проекта | Август 2016 года | Деменко А.В. руководитель проекта |
2 | Создание инициативной группы | Август 2016 года | Деменко А.В. руководитель проекта |
3 | Социологический опрос | Сентябрь 2016 года | Рабочая группа |
4 | Анализ результатов анкетирования | Сентябрь 2016 года | Рабочая группа |
5 | Размещение информации на сайте МБОУ СОШ п. Сидима о начале проекта. | Октябрь 2016 | Рабочая группа |
6 | Информирование о проекте обучающихся, родителей, педагогов, жителей через школьную газету «Школьная летопись». | Сентябрь –декабрь2016 | Рабочая группа |
7 | Работа с представителями организаций, готовых оказать помощь в реализации проекта. | Октябрь-ноябрь 2016 года | Рабочая группа |
8 | Проведение классных часов, посвященных патриотическому воспитанию. | Январь 2017 года | Педагоги р-на |
9 | Распространение листовок среди населения о реализации проекта. | Октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года | Рабочая группа |
10 | Посещение памятников района имени Лазо, встречи с ветеранами, тружениками тыла. | Октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года | Рабочая группа |
11 | Сбор информации о памятниках: сайты сельских поселений, районный музей, интернет. | Октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года | Рабочая группа |
12 | Сбор фотографического материала: посещение поселков Зоевка, Кругликово, Сита, Обор, Дурмин, Мухен, Гвасюги. | Октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года | Рабочая группа |
13 | Анализ состояния памятников. | Октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года | Рабочая группа |
14 | Создание презентации памятников. | Февраль-март 2017 | Рабочая группа |
15 | Знакомство с сервисом гугл-карты. | Февраль-март 2017 | Рабочая группа |
16 | Показ презентации памятников. | Февраль-март 2017 | Рабочая группа |
17 | Создание интерактивной карты памятников района имени Лазо. | Март 2017 года | Деменко А.В. руководитель проекта, рабочая группа |
18 | Размещение на сайте школы продукта «Виртуальная карта памятников района имени Лазо» | Март 2017 года | Деменко А.В. руководитель проекта, рабочая группа |
19 | Подведение итогов работы | Март 2017 года | Деменко А.В. руководитель проекта |
Финансовое обеспечение проекта:
за счет спонсорской помощи ООО «Биксур»
Наименование | Кол-во | Стоимость |
Бумага белая офисная | 1 | 250 р |
Бумага цветная офисная | 1 | 150 р. |
Скотч | 1 | 45 р. |
Маркеры | 3 | 80*3=240 р. |
Цветы | 26шт. | 800р. |
Транспорт | Горючее/бензин | 50*38.8=1940 р. |
Картридж | 1 | 350 р. |
Итого: | | 3775 р. |
Благодаря поэтапному процессу реализации проекта произошла включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации. Качество отношений (отношения детей к ветеранам, желание оказать помощь, участие в сохранении памятников улучшилось). Участники проекта были заинтересованы в проведении мероприятий, создании самого проекта, в конкурсах по гражданско-патриотической тематике.
Реализация плана действий команды
В ходе проекта участники обратились к нормативно-правовой базе и изучили Статью 44 п.3. (Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры). Созданная инициативная группа провела социологический опрос, а результаты разместили на сайт школы.
Социологический опрос учащихся, учителей, их родителей, а также жителей района показал, что выбранная тема нашего социального проекта «Живым – слава, павшим – бессмертие» является очень актуальной для нас и нашего района. Многие из опрошенных хотели бы, чтобы Виртуальная карта памятников была создана в нашем районе, многие желают помогать нам в создании и считают, что её создание будет способствовать улучшению нравственности в школах и патриотическому воспитанию. Результатом работы является продукт «Виртуальная карта памятников героям-землякам».
В
ходе проекта мы проинформировали обучающихся МБОУ СОШ п. Сидима и население поселка о начале реализации проекта через листовки и школьную газету «Школьная Летопись».
Активно в работу включились и главы сельский поселений: Мухен, Золотой, Гвасюги, Сидима, Дурмин, Кругликово. Председатель Совета ветеранов Юдина Р.З. стала активным участником и помощником всех этапов реализации проекта.
Проведение классных часов заинтересовало учащихся, наши сверстники становятся серьезнее, вдумчивее, внимательнее к старшему поколению.
В ходе распространения листовок и проводимых акций, бесед с участниками ВОВ, старожилами поселков мы всё отчётливее понимали, что памятники павшим борцам – это священный уголок легендарной земли. И мы как патриоты своей Родины должны беречь память о павших солдатах.
Посещение рабочей группой памятников района.
(Описание всех памятников в приложении)
После сбора информации необходимо было создать презентацию.
Одним из основным этапом необходимо было изучить сервер Гугл- карта и разместить в сети интернет, но и с этим этапом рабочая группа справилась.
Работа с сервисом Google-карты
Результатом проекта стала «Виртуальная карта памятников района имени Лазо»
Успешность проекта заключается в том, что он объединил вокруг себя детей и взрослых (учащихся, родителей, педагогов) и стал общим делом для утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому прошлому России, к памяти о героях – защитниках в годы Гражданской и Великой Отечественной войны.
Формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, чувства гражданского долга; чувства любви к Родине, уважения к ее истории. Именно наше непосредственное участие в работе по возрождению и сохранению исторических и духовно-нравственных ценностей родного края позволило нам понять, как важно знать и помнить о героях, о воинах – защитниках.
Все знания о памятниках, которые участники приобретут в ходе экскурсии, позволят сформировать сознательное понимание героического прошлого земляков.
Взаимодействие участников проекта осуществлялось как в психологическом, педагогическом, так и социальном аспектах.
Выводы:
Психологический аспект связан с удовлетворением стремления детей к общению, переживанию чувства общности и доверия в социальных отношениях.
Педагогический аспект выразился в привлечении учащихся к работе по возрождению и сохранению исторических и духовно-нравственных ценностей родного края и проявился в возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности.
Социальный аспект выразился в реализации социальной активности детей, способствовал успешному обретению ими позитивного социального опыта.
Как бы ни менялось время и нравы, а Подвиг во имя Родины был. Есть и будет делом святым, почитаемым, достойным подражания. Память о павших в борьбе за независимость нашего Отечества…
Список литературы
Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.
Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.
Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию В. И. Лутовинов.
Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008 уч.год.
Сайт школы sidima.edu.27.ru
19