СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социо-игровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлены этапы организации социо-игровой технологии, принципы руководства, последовательность игр, а также примерная подборка игр.

Просмотр содержимого документа
«Социо-игровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника.»

Консультация «Социо-игровые технологии в развитии

личности ребенка-дошкольника»

Сегодня каждому человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Все эти навыки закладываются в детстве, ведь именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики не слишком управлять» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению и сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социоигровая педагогика  (современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представлена Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым)                                        

Сущность социо - игрового стиля Е. Ершова, В. Букатов определяют следующей формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Следуя этим советам, занятия должны быть организованы как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; социо-игровую технологию нужно использовать в системе как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей, найти способы общения детей с взрослыми, при котором утомительное принуждение уступает место увлечённости.       

Итак, социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры.

Общение детей в рамках данной технологии уместно организовать в три этапа:

- на первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

- на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

- на третьем этапе общение это педагогическое средство, т.е. через общение дошкольники обучаются.

Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые можно классифицировать следующим образом:

1 группа. Игры-задания для рабочего настроя.

2 группа. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

3 группа. Игровые разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4 группа. Задания для творческого самоутверждения. Это те задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Социо - игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

Принципы руководства в социо - игровых технологиях:   

- Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

- Смена обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

- Движение и активность.

Последовательность введения игр:

- Каждое занятие следует всегда начинать с приветствия, которое выполняет важную функцию установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника, интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. можно предложить спеть хоровую песню про дружбу, хорошее настроение, также заполнить «Карту настроения», «Радугу настроения» и т.д.

- Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями. Это может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их. Совместное планирование и выработка группового решения оказывают значительное коррекционное воздействие на личность ребенка.

- Игровые разминки, в которых доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха, вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.

- Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

- Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в любой продуктивной деятельности: рисунок по кругу, сочинение сказки, общей истории (в этом также помогает метод сторителлинга) и т.д.

- Для подведения итогов в конце каждого занятия дети рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.

- Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится психогимнастика. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети снова отражают свое настроение, то как они себя чувствуют после проведенных игр.

- Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.

Плюсы социо-игрового стиля:

- Отношения: «ребенок-сверстники». Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются простыми исполнителями указаний педагога;

- Педагог является равноправным партнером;

- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами устанавливают правила игры;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);

- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

«Золотые правила» социо – игровой технологии (по В. М. Букатову)

1 правило: Используется работа малых групп или «группы ровесников». Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем возрасте - по 5-6 детей.

По цвету одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

Кто на каком этаже живет;

Четный-нечетный и т.д.

2 правило: «Смена лидерства». Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: «Движение». Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы : в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.

5 правило: Интеграция всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме : можно использовать различные игры, развивающие внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом : «Эстафета» , «За себя не отвечаю» , «Волшебная палочка» , «Города с небывальщиной» и т. д.

6 правило : Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован.



Примерная подборка игр.

Игры для рабочего настроя: «Эхо», «Волшебная палочка», «Неиспорченный телефон», «Буквы-загадки», «Летает – не летает» и т.д.

Игры для приобщения к делу: «Рассказ-рисунок о том, что вижу», «Пишущая машинка», «Составь слово» (для подготовительной группы) и т.д.


Игры разминки (разрядки): «Руки-ноги», «Заводные человечки», «Слова на один звук», «Ловить зверюшку» и т.д.


Игры для творческого самоутверждения: «Стихи по ролям», «Фраза с заданными словами», «Собрать диалог» и т.д.


Игры вольные (двигательные): «Воробьи-вороны», «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает», «Люблю – не люблю», «Зеркало», «Изобрази профессию»






Рекомендуемая литература:

  1. В. Букатов. «Шишел-мышел взял да вышел», настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старшей и подготовительной группе детского сада…, М., «НИИ школьных технологий», 2008

  2. Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие…, под. ред. В. Букатова

  3. А. Ершова, В. Букатов. «Возвращение к таланту» педагогам о социо-игровом стиле работы. Красноярск, 1999г.

  4. Е.Е Шулешко, А.Г.  Ершова, В.М. Букатов. «Социо-игровые подходы к педагогике», Красноярск,1990г.