Просмотр содержимого документа
«Социокультурный потенциал УМК Ю.А. Комаровой (Инновационная школа).»
Социокультурный потенциал УМК Ю.А. Комаровой (Инновационная школа).
Выступление подготовили : Бутрим Екатерина Николаевна – учитель английского языка МБОУ СШ №36
Лукина Марина Юрьевна – учитель английского языка МБОУ СШ №36
Знакомство со структурой учебника.
Дать понятие «социокультурная компетенция» и проследить способы реализации данной компетенции посредством упражнений учебника.
Основная цель изучения иностранных языков в школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Согласно требованиям ФГОС к уровню обученности школьников по окончании основной школы учащиеся должны владеть определенным объемом социокультурных знаний, навыков и умений, которые должны (наряду с коммуникативными навыками и умениями) способствовать эффективному межличностному и межкультурному общению.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – это знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, культуре речевого поведения.
Способность применить знания о национально-культурных особенностях стран изучаемого языка состоит из:
Лингвострановедческих знаний (распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета, принятых в англоязычных странах, знание употребительной фоновой лексики и реалий, некоторых распространенных образцов фольклора);
Страноведческих знаний (представление об особенностях географического положения, образа жизни, быта англоязычных стран);
Знаний о культуре страны изучаемого языка (о всемирно известных достопримечательностях , выдающихся людях).
УМК Ю.А. Комаровой для 5-го класса, снабжен культурологическим материалом во всех его разделах. УМК отвечает требованиям ФГОС и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком. Особенность этого учебника в том¸ что он был специально разработан согласно требованиям ФГОС.
В учебнике материал разделен на 9 тематических разделов. Каждый раздел включает в себя:
введение, в котором сообщается тема и содержание раздела, предлагается занимательная мини-викторина для формирования интереса учащихся к теме;
три основных тематических урока;
обзорный урок на основе материала межкультурной направленности;
урок для дополнительной отработки умений в чтении;
урок межпредметной направленности;
языковой справочник;
материал для контроля сформированных навыков и умений;
песенный материал;
проектные задания.
В рамках нашей темы мы хотим остановиться на трех основных блоках.
Обзорный урок на основе материала межкультурной направленности. Cross Cultural Skills. На этих уроках учащиеся получают страноведческие знания в рамках следующих тем:
The Place Where I live (Wales, Northern Ireland)
My School (Switzerland, Cameroon, India)
My Journey to School (England, Scotland, Wales, Ireland, Holland)
Helping at Home (England, Tanzania)
City or Country (Britain, Ireland)
Rules (Japan, Scotland)
Life in the Past (the USA, England, France)
Telling a Story (England, New Zealand)
Looking into the Future (Canada, Scotland)
Учебник Комаровой Ю.А. нацелен на развитие и совершенствование таких важных качеств личности, как открытость, толерантность, непредвзятость по отношению к представителям других культур.
Следует подчеркнуть, что материал страноведческого характера, который усваивается в устной форме и для устной речи закрепляется с помощью письма и чтения.
Информация о культуре изучаемого языка представлена в трех основных тематических урока раздела. В учебнике 5 класса это раздел №7 Life in the Past (Famous People, Sights of London), раздел №8 Telling a Story (отрывок из художественного произведения «Приключения Гулливера»), раздел №9 Looking into the Future (Sights of Canada).
Лингвострановедческие знания представлены в рубриках Real English, Polite English.
Особенностью учебника Комаровой Ю.А. является рубрика CLIL –Content and Language Integrated Learning, материал которой решает задачи межпредметных связей. Раздел 1 Geography (English-Speaking Countries: Malta, New Zealand)
Раздел 2 Language (origin of some words)
Раздел 5 Science (National Flowers)
Познание культуры страны изучаемого языка является не самоцелью, а лишь поводом (средством) для более глубокого понимания и осмысления своей родной культуры. Главное в процессе познания - не только накопление сведений о стране, но и познание людей, своих сверстников, их образа мыслей, поведения, отношения к общечеловеческим ценностям.
Обучение культуре страны изучаемого языка осуществляется на протяжении всего периода обучения. С каждым этапом социокультурный компонент содержания образования расширяется и усложняется. Он должен охватывать практически все важные сферы человеческой жизни.
Говоря о социокультурном компоненте при изучении иностранного языка, следует отметить, что опыт межкультурного общения приобретается через:
расширение социокультурного пространства учащихся;
изучение и сравнение родной и иностранной культуры;
обнаружение сходства и различий между представителями разных групп и их объяснения;
формирование толерантности к представителям других культур, открытости в отношениях.
Таким образом, дисциплина «Иностранный язык», как и любая другая гуманитарная наука, призвана отвечать целям образования и воспитания, заключающимся в формировании конкурентноспособной личности, обладающей социальной активностью, высокой общей культурой и качествами гражданина.