СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социологическое исследование «Формирование толерантности у школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования толерантности у современной молодёжи является актуальной для российского сообщества. Учёные имеют мнение о признаках проявления нетерпимости. К проявлениям интолетарного отношения к людям, по мнению П. В. Степанова, относятся: навешивание на людей других культур ярлыков: «недостойные уважения», «опасные»; сознательный отказ признавать, принимать, понимать представителей иных культур; ярко выраженное отрицательное отношение к людям, имеющим иной физический облик или разделяющим иные ценности, что выражается в поведении, публичных высказываниях и внешнем виде; фашизм, геноцид и апартеид. В решении задачи формирования установок толерантного гражданского поведения у подрастающих поколений наряду с другими социальными институтами важная роль отводится школе. В психолого-педагогическом контексте толерантность можно рассматривать как интегративное качество личности, входящее, в свою очередь, в её гуманистическую направленность. Ведь общеизвестно, что, вступая в отношение с людьми, человек обнаруживает определённую направленность-позицию, которая заключается в избирательном отношении к стоящим перед личностью целям и задачам, и в нравственной позиции личности, проявляющейся в деятельности. Следовательно, толерантность означает установку на гуманистическое отношение к людям, имеющим различное мировоззрение, разные ценностные ориентации и стереотипы поведения, проявляющиеся в личностных действиях человека. Педагоги осознают важность решения проблемы по формированию толерантности у школьников. В нашем обществе сегодня можно говорить о необходимости формировании межличностной, социальной и национальной толерантности и веротерпимости. Хотя необходимо отметить, что актуальность того или иного вида толерантности в различных обществах неодинакова. Воспитание толерантной личности – процесс сложный, который осуществляется всей социальной деятельностью, обществом, семьёй, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Организованная педагогическая деятельность в школе призвана сделать этот процесс целенаправленным. В российской психолого-педагогической литературе особо выделяется понятие «педагогическая толерантность», как особая форма толерантности, отражающая, по мнению В. С. Чернявской, устойчивость к воздействию фрустрирующих факторов и гуманистическую позицию педагога во взаимоотношениях с учеником, обоснованную на принципах доверия, уважения, понимания. Воспитанию педагогической толерантности, по мнению специалистов, нужно уделять специальное внимание в системе подготовки и переподготовки учительских кадров. Многое в процессе формирования у учащихся толерантного поведения зависит от выбранных педагогом форм и методов воспитательной работы. Педагоги понимают что в воспитании толерантности нельзя ограничиться только знаниями о толерантном поведении и толерантных поступках, необходимо стимулирование толерантного поведения. В этой связи ими применяются методы создания воспитывающих ситуаций, игровые методы, упражнения в толерантном поведении, тренинговые программы, разного рода акции. Российскими специалистами делается акцент как на организацию ситуаций непосредственных встреч ребёнка с представителями иных культур, так и на моделирование встреч школьников с иными культурами в специальных игровых ситуациях. По их мнению, это должно быть интерактивные методы обучения и воспитания, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса либо явившееся его результатом. Задача программы – помочь молодёжи перешагнуть через политические разногласия нынешнего поколения и дать новому поколению шанс построить взаимоотношения, основанные на дружбе и прощении. Дети разных национальностей имеют возможность обмениваться письмами, стихотворениями, рассказами, и в данном случае школа выполняет помимо социальной миротворческую, культурообъединяющую функцию.