Просмотр содержимого документа
«Социологическое исследование»
- Анализ актуальности темы
- Постановка целей и задач исследования
- Формулирование рабочей гипотезы
- Построение инструментария исследования
Изменчивость современного социального пространства задает новые перспективы в реализации личности, выделяя в качестве одного из основных направлений своей деятельности гендерное образование.
Опыт общения со студентами, находящимися в процессе формирования гендерной идентичности, показывает, что активно насаждаемые обществом через различные каналы влияния представления об «истинной» мужественности и женственности, могут привести у них к достаточно серьезным личностным конфликтам.
Накопленный опыт и привёл к возникновению социологического исследования
Современные представления о маскулинности и феминности у молодёжи»
Ульям Гордон
- Выявление стереотипных представлений о маскулинности и феминности у студентов.
- Анализ динамики конструктов в социокультурном пространстве молодежи.
- Знакомство с имеющимися результатами социологических исследований по данной проблеме
- Определить конструкт маскулинности и феминности, характерный молодежной культуре и проанализировать его динамику в связи с возрастными изменениями
- Провести исследования значимости категорий с помощью которых конструируются образы представителей того или иного пола в студенческой среде
- Проанализировать полученные результаты исследования и сделать выводы.
Объектом исследования явились студенты групп 1, 2, 3 курсов дневного отделения
Коркинского горно-строительного
техникума
Предмет исследования –особенности гендерных представлений студентов
Контент -анализ
Опросник П.Слейда «отношение к социальным ролям»
Использование опросника для диагностики маскуллиности и феминности С. Бем
8
Мировоззренческие установки современной молодежи в сфере нормативных канонов маскулинности и феминности претерпевают изменения в социокультурном пространстве.
Конструирование
маскулинности и
феминности происходит в
различных коллективах
студентов технического
(группы ТЭРО) и
гуманитарного
(группы ЭКОМ) профиля
по –разному.
- это
Социокультурная модель
Широкое распространение получила теория структурного функционализма Т. Парсонса. Суть его теории в том, что половые роли усваиваются в процессе социализации (семья, свертники, школа, СМИ)) формируют личность, которая вопринимает и использует культурные нормы и ценности, в том числе и в отношении того, что называется «женским» и «мужским»
Социологическая
модель
Половая диференциация-универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями.
- это
Маскулинность (masculinus) - совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам
Феминность ( femina ) –комплекс психологических особенностей, традиционно приписываемых женщинам.
- это
МАСКУЛИННОСТЬ
- Сильный
- Мужественный
- Ответственный
- Успешный
- Умный
- Лидер
- Заботливый
ФЕМИННОСТЬ
- Слабая
- Нежная
- Красивая
- Добрая
- Эмоциональная
Социальные преобразования изменили ценностные ориентации молодежи. В современном обществе существует и другой путь поиска возможностейдля проявления маскулинности.
- это
Культ риска
- Драки
- Силовые упражнения
- Гонки на мотоциклах
Внешний вид
- Кожа
- Металл
- Татуировка
- Пирсинг
Юноши для мужчин
Девушки для мужчин
1 курс
- Сильный
- Успешный
- Ответственный
- Самостоятельный5. Заботливый
2 курс
1 курс
- Успешный
- Мужественный
- Заботливый
- Сильный
- Смелый
- Умный
- Лидер
- Успешный
- Прямой
5. Импозантный
2 курс
- Независимый
- Умный
- Лидер
- Напористый
- Мужественный
Юноши для женщин
Девушки для женщин
1 курс
- Заботливая
- Красивая
- Уверенная
- Трудолюбивая 5. Добрая
2 курс
1 курс
- Сексуальная
- Целеустремленная
- Отзывчивая
- Нежная
- Красивая
- Талантливая
- Добрая
- Преданная
- Хозяйственная
5. Добрая
2 курс
- Нежная
- Верная
- Красивая
- Заботливая
- Отзывчивая
МУЖЧИНЫ
Маскулинность
ЖЕНЩИНЫ
35%
Феминность
18%
20%
Андрогинность
28%
16%
Недифференцированный пол
31%
25%
27%
Наше исследование показало, что женская модель содержит более широкий набор качеств, но в то же время более половины из них имеют низкий процент совпадения выбора.
Мужская модель представлена более узко, но большинство качеств имеют более 10% совпадений.
Это позволяет сделать вывод о достаточно четкой ценностной структуре мужских качеств и диффузной ценностной структуры женских качеств.
Следовательно, можно заключить, что юношами и девушками одинаково высоко ценятся все маскулинные качества (кроме агрессивности) и лишь некоторые фемининные: нежность, любовь к детям, сочувствие и внимательность к потребностям других. Все остальные фемининные качества личности имеют невысокие рейтинги не только в группе юношей, но и в группе девушек.
На основании проведенных исследований среди студентов 1-3 курсов ФГОУ СПО «Коркинский горно-строительный техникум» можно сделать вывод:
- Стереотипные представления о маскулинности и феминности у студентов адекватны традиционным представлениям о мужественности и феминности, личностным устремлениям и жизненным установкам молодежи.
- Маскулинность и феминность конструируется по-разному не только в зависимости от профиля получаемого образования, но и от социальной среды.
- В общем смысле,сформированность гендерных конструктов у девушек лучше, а значительная часть молодых мужчин преодолевает процесс становления андрогинии в ущерб проявлению маскулинных черт.