СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социология как наука. Структура и функции социологии. 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к теме Социология как наука. Структура и функции социологии.

Просмотр содержимого документа
«Социология как наука. Структура и функции социологии. 11 класс»

   ТЕМА 1.  СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.  СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.

 Социология  – Это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.  Это наука о жизнедеятельности общества  как совокупности социальных связей и  отношений между его  субъектами: социальными  общностями, институтами, личностями.  Термин «социология» ввел в научный оборот французский философ Огюст Конт.  Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (1798 -1857) — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма.

Социология

Это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Это наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.

Термин «социология» ввел в научный оборот французский философ Огюст Конт.

Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (1798 -1857) — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

  • Политические и социальные предпосылки .
  • Смена строя в странах Западной Европы, стремительные изменения политической ситуации во Франции. Формирование парламентской республики во Франции.
  • Смена строя в странах Западной Европы, стремительные изменения политической ситуации во Франции.
  • Формирование парламентской республики во Франции.
  • Экономические предпосылки .
  • Развитие капитализма, рост урбанизации, Усложнение структуры общества и городского населения. Социальный запрос со стороны буржуазии на разработку «социальных механизмов» управления настроениями и поведением людей.
  • Развитие капитализма, рост урбанизации,
  • Усложнение структуры общества и городского населения.
  • Социальный запрос со стороны буржуазии на разработку «социальных механизмов» управления настроениями и поведением людей.
  • Научные предпосылки.
  • Попытка экстраполяции «научного метода» на исследование социальных процессов, общее расширение областей применения «научного метода». Формирование представления о том, что научный метод является универсальным инструментом исследования.
  • Попытка экстраполяции «научного метода» на исследование социальных процессов, общее расширение областей применения «научного метода».
  • Формирование представления о том, что научный метод является универсальным инструментом исследования.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ: 1. возникает 20 – 70 – е гг. 19 в. – открыть законы для исследования общества 2 . С 80 – х гг. 19 в. до Первой мировой войны – развитие практической социологии, методики, техники и методологии эмпирического исследования (методология натурализма – законы общества аналогичны законам природы, социологизм – специфичность и автономность социальной реальности, её превосходство над индивидами) 3. От Первой мировой войны до 70 – х гг. 20 века – теоретическая наука, новый подход к изучению поведения людей и животных – БИХЕВИОРИЗМ – внешние стимулы 4. С 80 – х гг. 20 века до сих пор – социология становится социально – гуманитарной наукой , поведение человека обусловлено не природными особенностями, а социальными связями, нормами и ценностями

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ:

1. возникает 20 – 70 – е гг. 19 в. – открыть законы для исследования общества

2 . С 80 – х гг. 19 в. до Первой мировой войны – развитие практической социологии, методики, техники и методологии эмпирического исследования (методология натурализма – законы общества аналогичны законам природы, социологизм – специфичность и автономность социальной реальности, её превосходство над индивидами)

3. От Первой мировой войны до 70 – х гг. 20 века – теоретическая наука, новый подход к изучению поведения людей и животных – БИХЕВИОРИЗМ – внешние стимулы

4. С 80 – х гг. 20 века до сих пор – социология становится социально – гуманитарной наукой , поведение человека обусловлено не природными особенностями, а социальными связями, нормами и ценностями

О. КОНТ (1798 - 1857 ГГ.)     «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества». В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и строй общества и законы человеческого существования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.

О. КОНТ (1798 - 1857 ГГ.)

  • «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества».
  • В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и строй общества и законы человеческого существования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.
КАРЛ МАРКС (1818-1883) общество основывается на материальных условиях жизни, причём экономический базис оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур, и определяет духовную жизнь общества. К. Маркс выделил пять основных стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза коммунистической формации)

КАРЛ МАРКС (1818-1883)

  • общество основывается на материальных условиях жизни, причём экономический базис оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур, и определяет духовную жизнь общества. К. Маркс выделил пять основных стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза коммунистической формации)
Э. ДЮРКГЕЙМ (1858 – 1917 ГГ.). К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта. Структура общества – это совокупность социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости.

Э. ДЮРКГЕЙМ (1858 – 1917 ГГ.).

  • К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта. Структура общества – это совокупность социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости.
АНРИ СЕН-СИМОН  (1760–1825) разрабатывал концепцию социальной физиологии, сочетающей в толковании общественных явлений рационализм и историзм. Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, полагал, что определяющее значение в истории имеет «индустрия» (под которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы

АНРИ СЕН-СИМОН  (1760–1825)

  • разрабатывал концепцию социальной физиологии, сочетающей в толковании общественных явлений рационализм и историзм. Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, полагал, что определяющее значение в истории имеет «индустрия» (под которой он подразумевал все виды экономической

деятельности людей) и соответствующие

ей формы собственности и классы

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И  ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ. Социогеографическое направление : Мечников исследовал зависимость общественного развития от определенных географических условий, важнейшие из которых – наличие водных ресурсов и путей сообщения. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа. 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

  • Социогеографическое направление :

Мечников исследовал зависимость общественного развития от определенных географических условий, важнейшие из которых – наличие водных ресурсов и путей сообщения. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические

и социально-территориальные особенности жизни русского народа. 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И  ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ. Органическую школу  представляют Е. В. Де Роберти (1843–1915), А. И. Стронин (1827–1889), П. Ф. Лилиенфельд (1829–1903), Я. А. Новиков (1830–1912). Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические).. 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

  • Органическую школу 
  • представляют Е. В. Де Роберти (1843–1915), А. И. Стронин (1827–1889), П. Ф. Лилиенфельд (1829–1903), Я. А. Новиков (1830–1912). Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические).. 
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И  ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ. социолого-юридическому направлению.  Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии: Н. М. Коркунов (1853–1904), Л. И. Петражицкий (1867–1931), П. И. Новгородцев (1866–1924), Б. А. Кистяковский (1868–1920), Б. Н. Чичерин (1828–1904). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

  • социолого-юридическому направлению.  Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии: Н. М. Коркунов (1853–1904), Л. И. Петражицкий (1867–1931), П. И. Новгородцев (1866–1924), Б. А. Кистяковский (1868–1920), Б. Н. Чичерин (1828–1904). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам 
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И  ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ. субъективная школа,  наиболее яркими представителями которой считаются П. Л. Лавров (1823–1900), Н. К. Михайловский (1842–1904). Михайловский рассуждает о росте сил и способностей отдельного человека. Это возможно в том случае, если совокупность всех свойств общественной жизни влияет на человека и усложняет его биологическую структуру. Михайловский занялся проблемой социальной психологии, в частности психологии толпы. Михайловский обратился к изучению взаимодействия толпы и героя, различая при этом героя и великую личность.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

  • субъективная школа,  наиболее яркими представителями которой считаются П. Л. Лавров (1823–1900), Н. К. Михайловский (1842–1904). Михайловский рассуждает о росте сил и способностей отдельного человека. Это возможно в том случае, если совокупность всех свойств общественной жизни влияет на человека и усложняет его биологическую структуру. Михайловский занялся проблемой социальной психологии, в частности психологии толпы. Михайловский обратился к изучению взаимодействия толпы и героя, различая при этом героя и великую личность.
Объективистский подход Субъективистский подход СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
  • Объективистский подход
  • Субъективистский подход

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД   Структурный функционализм.  В работах классика структурного функционализма  Толкотта Парсонса  (1902–1979) сформулированы основные принципы  консенсусного подхода  к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты внесли большой вклад в развитие системного анализа общества.  Концепция социального обмена  была создана американским социологом  Джорджем Хомансом  (1910–1089) в противовес структурному функционализму. Концепция объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений.

ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД  

  • Структурный функционализм.  В работах классика структурного функционализма  Толкотта Парсонса  (1902–1979) сформулированы основные принципы  консенсусного подхода  к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты внесли большой вклад в развитие системного анализа общества. 
  • Концепция социального обмена  была создана американским социологом  Джорджем Хомансом  (1910–1089) в противовес структурному функционализму. Концепция объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений.
СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ – это специфически российское направление. В основе ее лежит использование социологом в качестве основного инструмента исследования субъективного метода, а предметом изучения общества и человека является привносимый в социальную жизнь субъективный элемент.

СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ –

  • это специфически российское направление. В основе ее лежит использование социологом в качестве основного инструмента исследования субъективного метода, а предметом изучения общества и человека является привносимый в социальную жизнь субъективный элемент.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СУБЪЕКТИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ  1 . признание основным элементом общества и его социальной силой – личности. Общество мыслится как совокупность индивидов с их потребностями и интересами. 2.  субъективная социология резко и категорично противопоставляет общество и природу, т.к. в природе действуют связи причинные, а в обществе целевые факторы. 3.  обоснование ценностного подхода к анализу общественных явлений предопределили идеи зарубежного неокантианства. 4.  субъективная социология рассматривает в качестве важнейшей проблемы общественной жизни проблему свободы личности. В связи с чем одной из важнейших категорий является категория возможности. 5.  субъективная социология не только обосновала ценностный подход, но и рассматривала общество как реальность, в которой может быть воплощен нравственный идеал.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СУБЪЕКТИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ 

  • 1 . признание основным элементом общества и его социальной силой – личности. Общество мыслится как совокупность индивидов с их потребностями и интересами.
  • 2.  субъективная социология резко и категорично противопоставляет общество и природу, т.к. в природе действуют связи причинные, а в обществе целевые факторы.
  • 3.  обоснование ценностного подхода к анализу общественных явлений предопределили идеи зарубежного неокантианства.
  • 4.  субъективная социология рассматривает в качестве важнейшей проблемы общественной жизни проблему свободы личности. В связи с чем одной из важнейших категорий является категория возможности.
  • 5.  субъективная социология не только обосновала ценностный подход, но и рассматривала общество как реальность, в которой может быть воплощен нравственный идеал.
Место социологии в системе наук Историческая логика развития наук (по О.Конту) состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из которых имеет в предшествующих необходимую предпосылку.     Социология  («социальная физика») Биология Химия Позитивистская доктрина О.Конта направлена на создание «позитивной социальной науки», столь же доказательной и общезначимой, как и естественнонаучные теории. Социология должна быть основана на фактах и их связи, изучаемых методами сравнения, эксперимента, точного измерения. Общество рассматривается как эволюцио-нирующий социальный организм, законы которого имеют общность с природными. Физика Астрономия Математика

Место социологии в системе наук

Историческая логика развития наук (по О.Конту) состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из которых имеет в предшествующих необходимую предпосылку.

Социология («социальная физика»)

Биология

Химия

Позитивистская доктрина О.Конта направлена на создание «позитивной социальной науки», столь же доказательной и общезначимой, как и естественнонаучные теории.

Социология должна быть основана на фактах и их связи, изучаемых методами сравнения, эксперимента, точного измерения.

Общество рассматривается как эволюцио-нирующий социальный организм, законы которого имеют общность с природными.

Физика

Астрономия

Математика

 СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК  ОБ ОБЩЕСТВЕ Социология – социально-гуманитарная наука, имеющая ряд общих черт как с естественными, так и с техническими науками. История Этнография Экономика Социология Политология Философия Психология Этика Правовые науки

СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ

Социология – социально-гуманитарная наука, имеющая ряд общих черт как с естественными, так и с техническими науками.

История

Этнография

Экономика

Социология

Политология

Философия

Психология

Этика

Правовые науки

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИИ Основная цель социологии – дать рациональное объяснение поведения социальных объектов и определить механизмы решения социальных проблем.  Основные принципы исследования  в социологии: Принцип эмпиризма – теоретические положения и выводы должны подтверждаться данными, полученными с помощью специфических социологических методов. Принцип объяснения – полученные опытные данные, эмпирические факты и обобщения должны быть объяснены исходя из существующих теоретических представлений. Принцип свободы от ценностных суждений, независимости и объективности выводов. Принцип эмпиризма – теоретические положения и выводы должны подтверждаться данными, полученными с помощью специфических социологических методов. Принцип объяснения – полученные опытные данные, эмпирические факты и обобщения должны быть объяснены исходя из существующих теоретических представлений. Принцип свободы от ценностных суждений, независимости и объективности выводов.

ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИИ

Основная цель социологии – дать рациональное объяснение поведения социальных объектов и определить механизмы решения социальных проблем.

Основные принципы исследования в социологии:

Принцип эмпиризма – теоретические положения и выводы должны подтверждаться данными, полученными с помощью специфических социологических методов.

Принцип объяснения – полученные опытные данные, эмпирические факты и обобщения должны быть объяснены исходя из существующих теоретических представлений.

Принцип свободы от ценностных суждений, независимости и объективности выводов.

  • Принцип эмпиризма – теоретические положения и выводы должны подтверждаться данными, полученными с помощью специфических социологических методов. Принцип объяснения – полученные опытные данные, эмпирические факты и обобщения должны быть объяснены исходя из существующих теоретических представлений. Принцип свободы от ценностных суждений, независимости и объективности выводов.

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ : Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение ». В социологии этим термином обозначают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы . Прогностическая  функция Гносеологическая  (теоретико-  познавательная) Функции  социологии Прикладная  (управленческая)  функция Функция социального  контроля  (информационная) Идеологическая  (воспитательная)  функция

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ :

  • Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение ». В социологии этим термином обозначают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы .

Прогностическая функция

Гносеологическая (теоретико- познавательная)

Функции социологии

Прикладная (управленческая) функция

Функция социального контроля (информационная)

Идеологическая (воспитательная) функция

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ: Вид функции Описание Теоретикопознавательная накопление и систематизация знаний о социальной жизни, процессах, формирование целостного представления о проблемах развития современного общества; прогностическая  составление прогнозов развития общества, как долговременных, так и текущих, на основе решений, принятых субъектами государства идеологическая  формирование идеалов и ценностей, которые выражают интересы отдельных социальных субъектов и лежат в основе их моделей поведения информационная  предоставление данных на основе исследований широкой общественности

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ:

Вид функции

Описание

Теоретикопознавательная

накопление и систематизация знаний о социальной жизни, процессах, формирование целостного представления о проблемах развития современного общества;

прогностическая 

составление прогнозов развития общества, как долговременных, так и текущих, на основе решений, принятых субъектами государства

идеологическая 

формирование идеалов и ценностей, которые выражают интересы отдельных социальных субъектов и лежат в основе их моделей поведения

информационная 

предоставление данных на основе исследований широкой общественности

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ: Вид функции Описание критическая  изучение негативных аспектов и явлений в жизни общества; описательная  написание научных отчётов, статей, книг для изучения будущими поколениями исследователей; организационная  помощь в организации деятельности отдельных социальных групп (в трудовом коллективе, школьном классе, политической партии и т. д.).

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ:

Вид функции

Описание

критическая 

изучение негативных аспектов и явлений в жизни общества;

описательная 

написание научных отчётов, статей, книг для изучения будущими поколениями исследователей;

организационная 

помощь в организации деятельности отдельных социальных групп (в трудовом коллективе, школьном классе, политической партии и т. д.).

Функции социологии: 1. Познавательная - связана с изучением закономерностей социального развития, тенденций изменения различных социальных явлений и процессов 2. практическая (прикладная) - определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений. 3. прогностическая – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем. 4. идеологическая - связана с  участием социологии в идеологической деятельности 5. гуманистическая – служит улучшению взаимопонимания между людьми, способствует совершенствованию общественных отношений.

Функции социологии:

1. Познавательная - связана с изучением закономерностей социального развития, тенденций изменения различных социальных явлений и процессов

2. практическая (прикладная) - определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений.

3. прогностическая – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем.

4. идеологическая - связана с участием социологии в идеологической деятельности

5. гуманистическая – служит улучшению взаимопонимания между людьми, способствует совершенствованию общественных отношений.

Социология изучающая общество как целостную систему, создавая более или менее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, формирует у людей систему взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы. В этом проявляется мировоззренческая функция социологии . Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге, полностью реализовать свою собственную сущность. В этом проявляется гуманистическая функция социологии.

Социология изучающая общество как целостную систему, создавая более или менее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, формирует у людей систему взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы.

В этом проявляется мировоззренческая функция социологии .

Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге, полностью реализовать свою собственную сущность. В этом проявляется гуманистическая функция социологии.

Социологическое значение базируется во многом на эмпирических исследованиях.  Осуществляя в ходе эмпирических исследовании сбор, систематизацию и накопление социологической информации, социология выполняет информационную функцию . На основе собранной объективной информации социологии вырабатывают предложения и рекомендации для политики и практики.

Социологическое значение базируется во многом на эмпирических исследованиях.

Осуществляя в ходе эмпирических исследовании сбор, систематизацию и накопление социологической информации, социология выполняет информационную функцию .

На основе собранной объективной информации социологии вырабатывают предложения и рекомендации для политики и практики.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Теоретические методы- это способы рассмотрения фактов, в основе которых лежат те или иные положения об устройстве изучаемых объектов. Теоретические методы помогают выработать понятийный аппарат социологии .  Конкретные методы- направлены на получение данных, т.е. информации, касающейся того или иного аспекта социальной действительности

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

Теоретические методы- это способы рассмотрения фактов, в основе которых лежат те или иные положения об устройстве изучаемых объектов. Теоретические методы помогают выработать понятийный аппарат социологии .

Конкретные методы- направлены на получение данных, т.е. информации, касающейся того или иного аспекта социальной действительности

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ : Структурно- функциональный- рассматривает общество, как систему, которая состоит из частей, выполняющих определённые функции и характеризуется устойчивостью. Структурно- функциональный метод изучает, каким образом взаимодействуют друг с другом различные социальные институты. Интерпретирующий метод- стремится выявить те смыслы, которые члены общества приписывают отдельным социальным явлениям и поступкам людей. Сравнительный метод- опирается на сопоставление однотипных социальных явлений, принадлежащих к разным культурам; сопоставляет разные системы. Исторический метод- рассматривает общество и его составляющие с точки зрения их изменения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ :

Структурно- функциональный- рассматривает общество, как систему, которая состоит из частей, выполняющих определённые функции и характеризуется устойчивостью.

Структурно- функциональный метод изучает, каким образом взаимодействуют друг с другом различные социальные институты.

Интерпретирующий метод- стремится выявить те смыслы, которые члены общества приписывают отдельным социальным явлениям и поступкам людей.

Сравнительный метод- опирается на сопоставление однотипных социальных явлений, принадлежащих к разным культурам; сопоставляет разные системы.

Исторический метод- рассматривает общество и его составляющие с точки зрения их изменения.

КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ:   1. Опрос - метод социологического исследования, заключающийся в целенаправленном обращении к конкретной группе людей, с целью выяснения их мнения и взглядов, способов поведения в определённых ситуациях. Виды опросов :  - массовый и экспертный;  - индивидуальный и групповой;  - устный (интервью), письменный (анкетирование) 2 . Наблюдение - метод, предполагающий напосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением. Виды наблюдения: -включённое; - невключённое; - полевое

КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ:

1. Опрос - метод социологического исследования, заключающийся в целенаправленном обращении к конкретной группе людей, с целью выяснения их мнения и взглядов, способов поведения в определённых ситуациях.

Виды опросов :

- массовый и экспертный;

- индивидуальный и групповой;

- устный (интервью), письменный (анкетирование)

2 . Наблюдение - метод, предполагающий напосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.

Виды наблюдения: -включённое; - невключённое; - полевое

КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ: 3 . Эксперимент- метод, направленный на установление точной причинно-следственной связи 4. Анализ документов- имеет дело с текстами, изучая которые исследователь получает необходимую информацию . Виды анализа : - внешний анализ;  - внутренний анализ;  - качественный анализ;  - биографический метод;  - метод официальных документов . 5. Интервью 6. Анкетирование

КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ:

3 . Эксперимент- метод, направленный на установление точной причинно-следственной связи

4. Анализ документов- имеет дело с текстами, изучая которые исследователь получает необходимую информацию .

Виды анализа : - внешний анализ;

- внутренний анализ;

- качественный анализ;

- биографический метод;

- метод официальных документов .

5. Интервью

6. Анкетирование

 СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном . Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном .

Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями:

прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач,

фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.

Структура социологии : социальные факты   социологические теории   методы сбора и анализа данных   системы научного социологического знания 

Структура социологии :

социальные факты  

социологические теории  

методы сбора и анализа данных  

системы научного социологического знания 

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ: 1) фундаментальные исследования  - построение теорий, раскрывающих общие закономерности развития общества; 2) прикладные исследования   - изучение актуальных проблем, решение которых имеет непосредственную значимость для современного общества. 3) Общая (теоретическая) 4) Эмпирическая

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ:

1) фундаментальные исследования  - построение теорий, раскрывающих общие закономерности развития общества;

2) прикладные исследования   - изучение актуальных проблем, решение которых имеет непосредственную значимость для современного общества.

3) Общая (теоретическая)

4) Эмпирическая

Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремится ответить на вопрос: «что и как изучается?» , практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии) и включает в себя ; историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.

Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии.

Она стремится ответить на вопрос: «что и как изучается?» , практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии) и включает в себя ; историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.

Эмпирическое исследование  может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций - к прикладной социологии. Эмпирическая социология собирает социальные данные о социальных процессах. Социологи выделяют также внутри своей науки макросоциологию  (исследует крупные социальные объекты и процессы, структуры, функции и т.д.) и микросоциологию  (изучает социальное действие, взаимодействие, поведение индивида и групп).

Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций - к прикладной социологии. Эмпирическая социология собирает социальные данные о социальных процессах.

Социологи выделяют также внутри своей науки макросоциологию (исследует крупные социальные объекты и процессы, структуры, функции и т.д.) и микросоциологию (изучает социальное действие, взаимодействие, поведение индивида и групп).

СОЦИОЛОГИЯ: микросоциология  изучение конкретных взаимодействий людей в повседневной жизни макросоциология  изучение общества как единого целого, выявление общих закономерностей отраслевая социология изучение отдельных сфер социальной жизни

СОЦИОЛОГИЯ:

  • микросоциология  изучение конкретных взаимодействий людей в повседневной жизни
  • макросоциология  изучение общества как единого целого, выявление общих закономерностей
  • отраслевая социология изучение отдельных сфер социальной жизни
Объект социологии Предмет социологии совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.  социальные явления

Объект социологии

Предмет социологии

совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. 

социальные явления

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ  Объектом изучения в социологии является общество . Позитивистский подход  (О.Конт): законы  общественного развития Объективный подход   ( Э.Дюркгейм ) :  социальные факты Предмет  социологии Субъективный подход  (М.Вебер): социальное  взаимодействие Обобщающий подход:  социальные связи Предмет социологии – совокупность связей и отношений, которые носят название социальных . Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Объектом изучения в социологии является общество .

Позитивистский подход (О.Конт): законы общественного развития

Объективный подход ( Э.Дюркгейм ) : социальные факты

Предмет социологии

Субъективный подход (М.Вебер): социальное взаимодействие

Обобщающий подход: социальные связи

  • Предмет социологии – совокупность связей и отношений, которые носят название социальных .
  • Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКОН  –   это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКОН  –

  •   это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий.
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ:  1. ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ Вид описание 1   законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений); 2 законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому). 

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ: 1. ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ

Вид

описание

1

  законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);

2

законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому). 

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ:  2. ПО СПОСОБУ ПРОЯВЛЕНИЯ Вид описание динамические – определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления   причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ: 2. ПО СПОСОБУ ПРОЯВЛЕНИЯ

Вид

описание

динамические

– определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения

статистические

– отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления

  причинные

– фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями

функциональные

– закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.

Прикладная социология  ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей и способов использования познанных теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей).  Она отвечает на вопрос: «для чего изучается ?».

Прикладная социология

ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей и способов использования познанных теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей).

Она отвечает на вопрос: «для чего изучается ?».

 К прикладной функции социологии можно отнести также такие специфические научно- обоснованные виды деятельности как  социальное обслуживание населения (социальная работа), социальное консультирование (службы семьи, телефоны доверия и т.п.).  Кроме того, практическая направленность социологии проявляется в специфических направлениях социальных исследований, например, маркетинг, телефон управления персоналом, опросы общественного мнения и др.

К прикладной функции социологии можно отнести также такие специфические научно- обоснованные виды деятельности как

  • социальное обслуживание населения (социальная работа),
  • социальное консультирование (службы семьи, телефоны доверия и т.п.).

Кроме того, практическая направленность социологии проявляется в специфических направлениях социальных исследований, например, маркетинг, телефон управления персоналом, опросы общественного мнения и др.

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня . Методологическую базу для формирования отраслевых социологий разработал американский социолог Роберт Мертон . В 1947 г. Р. Мертон выдвинул идею о необходимости создания теорий среднего уровня .

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня . Методологическую базу для формирования отраслевых социологий разработал американский социолог Роберт Мертон .

В 1947 г. Р. Мертон выдвинул идею о необходимости создания теорий среднего уровня .

 Теории среднего уровня – понятие, введенное для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве последующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями .  Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов  в отдельных сферах общественной жизни.  Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей; 1) между обществом и данной сферой общественной жизни; 2) внутренние взаимосвязи и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни. Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, то есть используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.

Теории среднего уровня – понятие, введенное для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве последующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями .

Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.

Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей;

1) между обществом и данной сферой общественной жизни;

2) внутренние взаимосвязи и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни.

Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, то есть используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.

Теории среднего уровня можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.), теории социальных отношений ( малых групп, организаций, классов, этносов и т.п.) и теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.). Задачи такого рода теорий – аккумуляция \ эмпирических данных . Примером такого рода теорий может служить созданная Р. Мертоном концепция аномии , объясняющая различные типы отклоняющегося поведения .

Теории среднего уровня можно условно разделить на три группы:

  • теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.),
  • теории социальных отношений ( малых групп, организаций, классов, этносов и т.п.)
  • и теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).

Задачи такого рода теорий – аккумуляция \

эмпирических данных .

Примером такого рода теорий может служить созданная Р. Мертоном концепция аномии , объясняющая различные типы отклоняющегося поведения .