ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.
Социология –
Это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Это наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.
Термин «социология» ввел в научный оборот французский философ Огюст Конт.
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (1798 -1857) — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ
- Политические и социальные предпосылки .
- Смена строя в странах Западной Европы, стремительные изменения политической ситуации во Франции. Формирование парламентской республики во Франции.
- Смена строя в странах Западной Европы, стремительные изменения политической ситуации во Франции.
- Формирование парламентской республики во Франции.
- Экономические предпосылки .
- Развитие капитализма, рост урбанизации, Усложнение структуры общества и городского населения. Социальный запрос со стороны буржуазии на разработку «социальных механизмов» управления настроениями и поведением людей.
- Развитие капитализма, рост урбанизации,
- Усложнение структуры общества и городского населения.
- Социальный запрос со стороны буржуазии на разработку «социальных механизмов» управления настроениями и поведением людей.
- Попытка экстраполяции «научного метода» на исследование социальных процессов, общее расширение областей применения «научного метода». Формирование представления о том, что научный метод является универсальным инструментом исследования.
- Попытка экстраполяции «научного метода» на исследование социальных процессов, общее расширение областей применения «научного метода».
- Формирование представления о том, что научный метод является универсальным инструментом исследования.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ:
1. возникает 20 – 70 – е гг. 19 в. – открыть законы для исследования общества
2 . С 80 – х гг. 19 в. до Первой мировой войны – развитие практической социологии, методики, техники и методологии эмпирического исследования (методология натурализма – законы общества аналогичны законам природы, социологизм – специфичность и автономность социальной реальности, её превосходство над индивидами)
3. От Первой мировой войны до 70 – х гг. 20 века – теоретическая наука, новый подход к изучению поведения людей и животных – БИХЕВИОРИЗМ – внешние стимулы
4. С 80 – х гг. 20 века до сих пор – социология становится социально – гуманитарной наукой , поведение человека обусловлено не природными особенностями, а социальными связями, нормами и ценностями
О. КОНТ (1798 - 1857 ГГ.)
- «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества».
- В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и строй общества и законы человеческого существования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.
КАРЛ МАРКС (1818-1883)
- общество основывается на материальных условиях жизни, причём экономический базис оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур, и определяет духовную жизнь общества. К. Маркс выделил пять основных стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза коммунистической формации)
Э. ДЮРКГЕЙМ (1858 – 1917 ГГ.).
- К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта. Структура общества – это совокупность социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости.
АНРИ СЕН-СИМОН (1760–1825)
- разрабатывал концепцию социальной физиологии, сочетающей в толковании общественных явлений рационализм и историзм. Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, полагал, что определяющее значение в истории имеет «индустрия» (под которой он подразумевал все виды экономической
деятельности людей) и соответствующие
ей формы собственности и классы
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.
- Социогеографическое направление :
Мечников исследовал зависимость общественного развития от определенных географических условий, важнейшие из которых – наличие водных ресурсов и путей сообщения. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические
и социально-территориальные особенности жизни русского народа.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.
- Органическую школу
- представляют Е. В. Де Роберти (1843–1915), А. И. Стронин (1827–1889), П. Ф. Лилиенфельд (1829–1903), Я. А. Новиков (1830–1912). Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические)..
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.
- социолого-юридическому направлению. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии: Н. М. Коркунов (1853–1904), Л. И. Петражицкий (1867–1931), П. И. Новгородцев (1866–1924), Б. А. Кистяковский (1868–1920), Б. Н. Чичерин (1828–1904). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.
- субъективная школа, наиболее яркими представителями которой считаются П. Л. Лавров (1823–1900), Н. К. Михайловский (1842–1904). Михайловский рассуждает о росте сил и способностей отдельного человека. Это возможно в том случае, если совокупность всех свойств общественной жизни влияет на человека и усложняет его биологическую структуру. Михайловский занялся проблемой социальной психологии, в частности психологии толпы. Михайловский обратился к изучению взаимодействия толпы и героя, различая при этом героя и великую личность.
СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД
- Структурный функционализм. В работах классика структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902–1979) сформулированы основные принципы консенсусного подхода к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты внесли большой вклад в развитие системного анализа общества.
- Концепция социального обмена была создана американским социологом Джорджем Хомансом (1910–1089) в противовес структурному функционализму. Концепция объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений.
СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ –
- это специфически российское направление. В основе ее лежит использование социологом в качестве основного инструмента исследования субъективного метода, а предметом изучения общества и человека является привносимый в социальную жизнь субъективный элемент.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СУБЪЕКТИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ
- 1 . признание основным элементом общества и его социальной силой – личности. Общество мыслится как совокупность индивидов с их потребностями и интересами.
- 2. субъективная социология резко и категорично противопоставляет общество и природу, т.к. в природе действуют связи причинные, а в обществе целевые факторы.
- 3. обоснование ценностного подхода к анализу общественных явлений предопределили идеи зарубежного неокантианства.
- 4. субъективная социология рассматривает в качестве важнейшей проблемы общественной жизни проблему свободы личности. В связи с чем одной из важнейших категорий является категория возможности.
- 5. субъективная социология не только обосновала ценностный подход, но и рассматривала общество как реальность, в которой может быть воплощен нравственный идеал.
Место социологии в системе наук
Историческая логика развития наук (по О.Конту) состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из которых имеет в предшествующих необходимую предпосылку.
Социология («социальная физика»)
Биология
Химия
Позитивистская доктрина О.Конта направлена на создание «позитивной социальной науки», столь же доказательной и общезначимой, как и естественнонаучные теории.
Социология должна быть основана на фактах и их связи, изучаемых методами сравнения, эксперимента, точного измерения.
Общество рассматривается как эволюцио-нирующий социальный организм, законы которого имеют общность с природными.
Физика
Астрономия
Математика
СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ
Социология – социально-гуманитарная наука, имеющая ряд общих черт как с естественными, так и с техническими науками.
История
Этнография
Экономика
Социология
Политология
Философия
Психология
Этика
Правовые науки
ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИИ
Основная цель социологии – дать рациональное объяснение поведения социальных объектов и определить механизмы решения социальных проблем.
Основные принципы исследования в социологии:
Принцип эмпиризма – теоретические положения и выводы должны подтверждаться данными, полученными с помощью специфических социологических методов.
Принцип объяснения – полученные опытные данные, эмпирические факты и обобщения должны быть объяснены исходя из существующих теоретических представлений.
Принцип свободы от ценностных суждений, независимости и объективности выводов.
- Принцип эмпиризма – теоретические положения и выводы должны подтверждаться данными, полученными с помощью специфических социологических методов. Принцип объяснения – полученные опытные данные, эмпирические факты и обобщения должны быть объяснены исходя из существующих теоретических представлений. Принцип свободы от ценностных суждений, независимости и объективности выводов.
ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ :
- Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение ». В социологии этим термином обозначают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы .
Прогностическая функция
Гносеологическая (теоретико- познавательная)
Функции социологии
Прикладная (управленческая) функция
Функция социального контроля (информационная)
Идеологическая (воспитательная) функция
ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ:
Вид функции
Описание
Теоретикопознавательная
накопление и систематизация знаний о социальной жизни, процессах, формирование целостного представления о проблемах развития современного общества;
прогностическая
составление прогнозов развития общества, как долговременных, так и текущих, на основе решений, принятых субъектами государства
идеологическая
формирование идеалов и ценностей, которые выражают интересы отдельных социальных субъектов и лежат в основе их моделей поведения
информационная
предоставление данных на основе исследований широкой общественности
ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ:
Вид функции
Описание
критическая
изучение негативных аспектов и явлений в жизни общества;
описательная
написание научных отчётов, статей, книг для изучения будущими поколениями исследователей;
организационная
помощь в организации деятельности отдельных социальных групп (в трудовом коллективе, школьном классе, политической партии и т. д.).
Функции социологии:
1. Познавательная - связана с изучением закономерностей социального развития, тенденций изменения различных социальных явлений и процессов
2. практическая (прикладная) - определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений.
3. прогностическая – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем.
4. идеологическая - связана с участием социологии в идеологической деятельности
5. гуманистическая – служит улучшению взаимопонимания между людьми, способствует совершенствованию общественных отношений.
Социология изучающая общество как целостную систему, создавая более или менее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, формирует у людей систему взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы.
В этом проявляется мировоззренческая функция социологии .
Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге, полностью реализовать свою собственную сущность. В этом проявляется гуманистическая функция социологии.
Социологическое значение базируется во многом на эмпирических исследованиях.
Осуществляя в ходе эмпирических исследовании сбор, систематизацию и накопление социологической информации, социология выполняет информационную функцию .
На основе собранной объективной информации социологии вырабатывают предложения и рекомендации для политики и практики.
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
Теоретические методы- это способы рассмотрения фактов, в основе которых лежат те или иные положения об устройстве изучаемых объектов. Теоретические методы помогают выработать понятийный аппарат социологии .
Конкретные методы- направлены на получение данных, т.е. информации, касающейся того или иного аспекта социальной действительности
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ :
Структурно- функциональный- рассматривает общество, как систему, которая состоит из частей, выполняющих определённые функции и характеризуется устойчивостью.
Структурно- функциональный метод изучает, каким образом взаимодействуют друг с другом различные социальные институты.
Интерпретирующий метод- стремится выявить те смыслы, которые члены общества приписывают отдельным социальным явлениям и поступкам людей.
Сравнительный метод- опирается на сопоставление однотипных социальных явлений, принадлежащих к разным культурам; сопоставляет разные системы.
Исторический метод- рассматривает общество и его составляющие с точки зрения их изменения.
КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ:
1. Опрос - метод социологического исследования, заключающийся в целенаправленном обращении к конкретной группе людей, с целью выяснения их мнения и взглядов, способов поведения в определённых ситуациях.
Виды опросов :
- массовый и экспертный;
- индивидуальный и групповой;
- устный (интервью), письменный (анкетирование)
2 . Наблюдение - метод, предполагающий напосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.
Виды наблюдения: -включённое; - невключённое; - полевое
КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ:
3 . Эксперимент- метод, направленный на установление точной причинно-следственной связи
4. Анализ документов- имеет дело с текстами, изучая которые исследователь получает необходимую информацию .
Виды анализа : - внешний анализ;
- внутренний анализ;
- качественный анализ;
- биографический метод;
- метод официальных документов .
5. Интервью
6. Анкетирование
СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном .
Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями:
прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач,
фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.
Структура социологии :
социальные факты
социологические теории
методы сбора и анализа данных
системы научного социологического знания
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ:
1) фундаментальные исследования - построение теорий, раскрывающих общие закономерности развития общества;
2) прикладные исследования - изучение актуальных проблем, решение которых имеет непосредственную значимость для современного общества.
3) Общая (теоретическая)
4) Эмпирическая
Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии.
Она стремится ответить на вопрос: «что и как изучается?» , практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии) и включает в себя ; историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.
Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций - к прикладной социологии. Эмпирическая социология собирает социальные данные о социальных процессах.
Социологи выделяют также внутри своей науки макросоциологию (исследует крупные социальные объекты и процессы, структуры, функции и т.д.) и микросоциологию (изучает социальное действие, взаимодействие, поведение индивида и групп).
СОЦИОЛОГИЯ:
- микросоциология изучение конкретных взаимодействий людей в повседневной жизни
- макросоциология изучение общества как единого целого, выявление общих закономерностей
- отраслевая социология изучение отдельных сфер социальной жизни
Объект социологии
Предмет социологии
совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.
социальные явления
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Объектом изучения в социологии является общество .
Позитивистский подход (О.Конт): законы общественного развития
Объективный подход ( Э.Дюркгейм ) : социальные факты
Предмет социологии
Субъективный подход (М.Вебер): социальное взаимодействие
Обобщающий подход: социальные связи
- Предмет социологии – совокупность связей и отношений, которые носят название социальных .
- Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКОН –
- это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий.
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ: 1. ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ
Вид
описание
1
законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);
2
законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому).
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ: 2. ПО СПОСОБУ ПРОЯВЛЕНИЯ
Вид
описание
динамические
– определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения
статистические
– отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления
причинные
– фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями
функциональные
– закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.
Прикладная социология
ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей и способов использования познанных теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей).
Она отвечает на вопрос: «для чего изучается ?».
К прикладной функции социологии можно отнести также такие специфические научно- обоснованные виды деятельности как
- социальное обслуживание населения (социальная работа),
- социальное консультирование (службы семьи, телефоны доверия и т.п.).
Кроме того, практическая направленность социологии проявляется в специфических направлениях социальных исследований, например, маркетинг, телефон управления персоналом, опросы общественного мнения и др.
Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня . Методологическую базу для формирования отраслевых социологий разработал американский социолог Роберт Мертон .
В 1947 г. Р. Мертон выдвинул идею о необходимости создания теорий среднего уровня .
Теории среднего уровня – понятие, введенное для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве последующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями .
Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.
Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей;
1) между обществом и данной сферой общественной жизни;
2) внутренние взаимосвязи и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни.
Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, то есть используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.
Теории среднего уровня можно условно разделить на три группы:
- теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.),
- теории социальных отношений ( малых групп, организаций, классов, этносов и т.п.)
- и теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).
Задачи такого рода теорий – аккумуляция \
эмпирических данных .
Примером такого рода теорий может служить созданная Р. Мертоном концепция аномии , объясняющая различные типы отклоняющегося поведения .