Бабич Оксана Дмитриевна,
учитель химии и биологии
МАОУ «СОШ №12»
Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми. Проблемы подготовки обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.
На мой взгляд, все дети от рождения талантливы, вернее в каждом ребенке заложен огромный интеллектуальный и творческий потенциал, и во многом от педагога зависит, каким станет этот ребенок, насколько разовьются его способности и талант. Счастье, если встречаются талантливый ученик и талантливый педагог. В этом тандеме выигрывают оба
- ученик, получивший возможность совершенствовать свои способности, и учитель, который поднимая ученика, поднимается сам. Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает.
Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности.
Какого ребенка можно назвать «одаренным»? Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Но, к сожалению, найти «одарённого» ребенка именно по своему предмету очень сложно.
Проблемы в организации работы с одарёнными детьми при введении ФГОС выражаются в следующих противоречиях:
1. Между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе.
2. Между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются.
3. Между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и низким уровнем культуры социума.
4. Между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Дети, склонные к высоким достижениям, не всегда могут демонстрировать их сразу, но имеют потенциал к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности, конкретные академические способности; творческие или продуктивные способности, лидерские способности, психомоторные способности. Основной идеей работы с одаренными детьми является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, с целью создания благоприятных условий для реализации их творческого потенциала. Мы исходим из того, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим, а актуальную одаренность проявляет незначительная часть детей. Задачей школы, следовательно, является, во-первых, выявление одаренных детей, причем эта работа происходит в процессе всех видов деятельности в школе и вне школы; во-вторых, развитие и обучение их.
Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Е.И. Щебланова выделяет семь диагностических этапов:
Номинация (называние); имена кандидатов в одаренные;
Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;
Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и
личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.
В настоящее время и родители, и педагоги, и руководители ОУ понимают, что с одаренным ребенком необходимо работать с раннего детства. Родители организуют
дошкольное и внешкольное воспитание и развитие ребенка. Педагоги развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка в учебном учреждении. Многие педагоги используют для этого инновационную педагогическую технологию
«Портфолио» — это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.
Кроме того, успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Технологиям работы с одаренными детьми необходимо учиться. Для этого проводятся обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми, повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию, а также создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.
Портрет одаренного ребенка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Работа с одаренными учащимися складывается из несколько составляющих.
Во-первых:
выявление одаренных и талантливых детей;
анализ особых успехов и достижений ученика;
создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
Во-вторых, это помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. Имеется в виду:
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
формирование и развитие сети дополнительного образования;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
В- третьих, контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников, то есть
тематический контроль знаний в рамках учебной и внеучебной деятельности; контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
Также очень важным моментом является поощрение одаренных детей. Это может быть:
Публикация в СМИ;
Премия администрации ОУ «Ученик года»; Увеличение каникулярного времени;
Стенд «Лучшие ученики школы»;
Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета и региона;
Включение родителей в процесс развития их ребенка также является важным фактором. Эта работа включает:
Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
Совместную практическую деятельность одаренного ребенка и родителей;
Поддержку и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета и региона;
Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми»
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Для работы с одаренными учащимися на уроке рекомендуется использование разных вариантов учебного плана и обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам.
Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы
«мозговые штурмы» во всех вариантах: ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.д. Кроме того, для индивидуальной работы на уроке используется дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий, различных видов исследовательской работы.
Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:
проведение олимпиад;
научно-практические конференции;
система факультативных и кружковых занятий;
проведение творческих конкурсов совместно с вузами и СПО.
Функции учителя:
носитель информации и организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.
Ученик:
субъект учебной деятельности.
Проблемно-поисковый подход в обучении
— это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Профессиональные умения учителя:
умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
умение модифицировать учебные программы;
умение стимулировать когнитивные способности учащихся;
умение работать по специальному учебному плану;
умение консультировать учащихся и родителей.
Личностные качества учителя:
Умение создать благоприятную атмосферу работы с детьми.
Доброжелательность: одаренные дети наиболее восприимчивы.
Способность формировать учебную мотивацию различными способами: создавать ситуацию успеха, учитывать интересы и способности ребёнка.
Умение экспериментировать на уроке.
Стремление к учебному сотрудничеству: ребенок становится партнёром учителя, субъектом учебной деятельности, активно проявляет инициативу и самостоятельность.
Принципы работы с одаренными детьми
принцип развивающего обучения;
принцип дифференциации и индивидуализации обучения;
принцип учета возрастных возможностей;
принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, научное общество;
принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
принцип создания условий для творческой работы учащихся.
Формы работы с одаренными детьми
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- Участие в школьных и районных, районных и всероссийских олимпиадах по предметам;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- Создание детских портфолио.
В работе с такими детьми можно выделить несколько этапов (из опыта работы):
I этап - Выявление одаренных детей
Самый первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика, выявление одаренных, мотивированных, творческих детей. Наблюдение за школьниками проводила во время урочной и внеурочной деятельности.
II этап – Направления работы с одаренными детьми на уроке
Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
С целью развития информационно коммуникативных компетенций у учащихся, активно работаю с компьютером, тем самым формирую более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Предлагаю учащимся выполнение презентации на уроке и дома: для сопровождения сообщений, докладов, подготовки к конкурсам, работа в режиме «консультант» (способные учащиеся курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует коммуникативные компетенции.
В целях поддержки интереса к предмету и развитию природных задатков учащихся на уроках я использую творческие задания, провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, «мозговые штурмы», используя логически-поисковые задания, создавая различные проблемные ситуации, где каждый может проявить свои способности.
Использую дифференцированные задания разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение.
Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности.
На уроках стараюсь подталкивать обучающихся к размышлению, ведя с ними диалог. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее соответствующие теме урока, задачам и целям обучения.
III этап – Внеурочная деятельность как средство развития одарённости
Одним из средств развития способностей является участие в олимпиадах и конкурсах. Подготовку к решению олимпиадных заданий провожу индивидуально. Моя цель - выявление учащихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями.
Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют возможность самореализоваться. Обучающиеся могут сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
При обучении одаренных детей отдельно уделяю внимание научно-исследовательской деятельности учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.
Принимая участие в научно-практических конференциях, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
Основываясь на своих наблюдениях и работе с очень способными детьми, я понимаю, насколько важно формировать у детей школьного возраста социальные навыки и существенно влиять на становление их социального интеллекта. А высокая эффективность достигается при условии систематической работы с одарёнными детьми на уроках, во внеурочной деятельности.
Собственный опыт работы с такими обучающимися позволяет сделать следующие выводы: одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей.
Хочу отметить, что система работы с одарёнными детьми способствует не только развитию гуманитарной культуры личности, интеллектуальных способностей школьников, но и формированию человека, которому дорога российская культура, дорога Родина.
Свое выступление хочу закончить словами Г. Песталоцци (Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) – швейцарский преподаватель, педагог-гуманист, реформатор, внесший огромный вклад в развитие мировой педагогической мысли. На протяжении всей своей деятельности Песталоцци стремился коренным образом изменить дело воспитания и образования детей), который отметил: «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод».