СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование навыка техники чтения у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

 

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование навыка техники чтения у младших школьников.»

Совершенствование навыка техники чтения у младших школьников.

Державина Ирина Константиновна

Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

Большую популярность в педагогических кругах приобрели методические системы обучения чтению педагогов -новаторов В. Н. Зайцева, И.Т. Федоренко.

«Жужжащее чтение»

Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.

«Многократное чтение»

Дети знакомятся с названием рассказа, автором, прочитывают начало произведения /хорошо читающий ученик или учитель/, осознают его и осмысливают. После того, как начало нового текста прочитано учителем, детям предлагается начать чтение всем одновременно и продолжить его в течение одной минуты. После этого учащиеся отмечают, где закончили. Затем повторное чтение этого отрывка. При этом, после того как прошла одна минута, учащиеся опять делают в учебнике пометку (там, где закончили читать). Затем сравнивают с результатом первого прочтения. Естественно, что второй раз они прочитают на несколько слов больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать ещё. Однако, более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

«Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста»

Затем переходим к третьему упражнению. Учитель ставит перед детьми задачи: "Сейчас мы будем читать красиво, выразительно". Здесь учащиеся прочитывают знакомую часть текста в третий раз до конца и учитель их не останавливает, они переходят на незнакомую часть текста. Секрет этого упражнения в том, что ребёнок, несколько раз прочитал один и тот же отрывок, выработал повышенный темп, а при переходе на незнакомую часть продолжает её читать в том же темпе. Этого хватает не надолго, но при систематическом использовании этих упражнений длительность чтения в повышенном темпе увеличивается.

Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав до 3 – 4 слов, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

Методика зрительных диктантов Федоренко.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит из 46 букв. На доску выписывается 6 предложений из одного набора, далее высвечивается по одному предложению, ребята в течение определенного времени читают молча это предложение и стараются его запомнить. Время экспозиции – 4 – 7 секунд. По истечении этого времени предложение стирается и предлагается ученикам записать его в тетради. Затем чтение, запоминание и запись второго предложения. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут времени. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети успевают запомнить и правильно записать предложения.

Главное условие проведения такой работы – ее систематичность, т.е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно.

Набор №1

1.Тает снег.8

2.Идет дождь.9

3.Небо хмурое.10

4.Коля заболел.11

5.Запели птицы.11

6.Поле опустело.12

Самозамер скорости чтения. Дети в течение минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса). Затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Как показывает практика, даже за неделю бывает видна прибавка в скорости чтения. Это стимулирует отношение учащихся к чтению и к тренировочным упражнениям по технике чтения.

Индивидуальная карта самозамера.

Ф.И. ученика_________________________________

Дата Кол-во прочитанных слов Прибавка за неделю

17.01. 72

18.01. 74

19.01. 75

20.01. 75

21.01 76 4 слова