Совершенствование навыка техники чтения у младших школьников.
Державина Ирина Константиновна
Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
Большую популярность в педагогических кругах приобрели методические системы обучения чтению педагогов -новаторов В. Н. Зайцева, И.Т. Федоренко.
«Жужжащее чтение»
Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.
«Многократное чтение»
Дети знакомятся с названием рассказа, автором, прочитывают начало произведения /хорошо читающий ученик или учитель/, осознают его и осмысливают. После того, как начало нового текста прочитано учителем, детям предлагается начать чтение всем одновременно и продолжить его в течение одной минуты. После этого учащиеся отмечают, где закончили. Затем повторное чтение этого отрывка. При этом, после того как прошла одна минута, учащиеся опять делают в учебнике пометку (там, где закончили читать). Затем сравнивают с результатом первого прочтения. Естественно, что второй раз они прочитают на несколько слов больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать ещё. Однако, более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.
«Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста»
Затем переходим к третьему упражнению. Учитель ставит перед детьми задачи: "Сейчас мы будем читать красиво, выразительно". Здесь учащиеся прочитывают знакомую часть текста в третий раз до конца и учитель их не останавливает, они переходят на незнакомую часть текста. Секрет этого упражнения в том, что ребёнок, несколько раз прочитал один и тот же отрывок, выработал повышенный темп, а при переходе на незнакомую часть продолжает её читать в том же темпе. Этого хватает не надолго, но при систематическом использовании этих упражнений длительность чтения в повышенном темпе увеличивается.
Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав до 3 – 4 слов, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
Методика зрительных диктантов Федоренко.
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит из 46 букв. На доску выписывается 6 предложений из одного набора, далее высвечивается по одному предложению, ребята в течение определенного времени читают молча это предложение и стараются его запомнить. Время экспозиции – 4 – 7 секунд. По истечении этого времени предложение стирается и предлагается ученикам записать его в тетради. Затем чтение, запоминание и запись второго предложения. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут времени. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети успевают запомнить и правильно записать предложения.
Главное условие проведения такой работы – ее систематичность, т.е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно.
Набор №1
1.Тает снег.8
2.Идет дождь.9
3.Небо хмурое.10
4.Коля заболел.11
5.Запели птицы.11
6.Поле опустело.12
Самозамер скорости чтения. Дети в течение минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса). Затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Как показывает практика, даже за неделю бывает видна прибавка в скорости чтения. Это стимулирует отношение учащихся к чтению и к тренировочным упражнениям по технике чтения.
Индивидуальная карта самозамера.
Ф.И. ученика_________________________________
Дата Кол-во прочитанных слов Прибавка за неделю
17.01. 72
18.01. 74
19.01. 75
20.01. 75
21.01 76 4 слова