СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование профессионализма педагогов, работающих детьми с ОВЗ в условиях дифференцированного и инклюзивного образования.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия для инклюзивной практики.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование профессионализма педагогов, работающих детьми с ОВЗ в условиях дифференцированного и инклюзивного образования.»

Совершенствование профессионализма педагогов, работающих детьми с ОВЗ в условиях дифференцированного и инклюзивного образования.

Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования — создать им для этого соответствующие условия.
Современное развитие общества ставит во главе угла воспитания и обучения новые задачи и новые приоритеты в образовании. Обучение и воспитание традиционными методами и в традиционной школе, без внедрения новейших технологий и модернизации всей структуры и содержания образования не представляется возможным. С вовлечением детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в общеобразовательные школы встал вопрос: А как это осуществить? Каков механизм внедрения инклюзивного обучения? Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Каждый учитель планирует свою деятельность самостоятельно: Выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание. Использует различные пособия, технические средства для достижения целей. Организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. творческую, связанную с различными видами искусства, экскурсии, дидактические игры и т. п.
Всем известен прием: при объяснении новой темы класс делится на пары, группы. Сильный ученик объясняет тему слабому ученику. В качестве контроля ученики выполняют индивидуальные задания как письменные, так и устные. На уроках географии, я широко применяю игровые методики. Каждый педагог сталкивался с ситуацией, когда ученики не усидчивы на уроке. В этом случае помогает неожиданная смена деятельности и формы урока (экскурсия, географическое путешествие по карте, кроссворд, игра, викторина). Урок перестает быть уроком, оставаясь им, по сути.
Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ. К примеру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившийся материк, остров, полуостров, страну и т. д. Одни ученики получают набор картинок, из которых можно сложить несколько географических объектов, другие — картинки, разделенные на 8–10 частей, третьи — на 4 части. Отдельным детям дополнительно дают большую карточку, на которой нарисован контур географического объекта. Важно, чтобы у учащихся создавалось впечатление идентичности полученных заданий. Игра может быть использована на любом этапе урока, например, в виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке». Я черный страшный великан. Что делать мне — решаю сам. Могу я спать, могу рычать, Огонь и пепел извергать.А ну, попробуй угадать Как же меня звать? (Тема урока «Вулкан».) В инклюзивных классах учащиеся с ОВЗ быстро утомляются и нуждаются в частой смене деятельности. Как бы ни был интересен урок, после 20–25 мин. от начала урока у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки на уроке обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока.
Одним из самых лучших моментов отдыха, я считаю физкультминутку, имеющую географическую направленность. «Мировой океан» А над морем чайки кружат. Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! «Ветер» Осторожно ветер. За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево). Постучал в окошко, (постучать пальчиками по парте) Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) Пожурил за что-то Воробьев знакомых. Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться. Для развития мелкой моторики рук перед письменной работой необходимо проводить пальчиковую гимнастику.
Интегрированное (инклюзивное) обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Как учителя и воспитатели массовых учреждений должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, так и учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях – в условиях массовой школы.

Выводы

Таким образом, для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ. Работа педагогического коллектива в общеобразовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни. Благодаря данному пройденному курсу есть возможность выстроить верный путь обучения детей с ОВЗ. Данные знания необходимы каждому педагогу, так как на сегодняшний день количество детей с ОВЗ становится все больше и все они идут обучаться в общеобразовательную школу.

Жизнь — это разноцветная радуга, где красный — это цвет любви; зелёный–цвет надежды, молодости, обновления; оранжевый — цвет солнца и тепла; синий –это цвет глубины и совершенства; белый — цвет чистоты помыслов. Вот то главное, с чем должен идти учитель к своим ученикам.