Совершенствование профессиональных компетенций педагога как условие повышения качества
воспитательно-образовательного процесса (в рамках регионального проекта «Умные каникулы»)
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Современная школа требует от учителя радикальных изменений. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе.
Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Понятие «профессиональных компетенций» включает в себя способность преподавателя решать профессиональные задачи с помощью собственного опыта, знаний и практических навыков. Педагогу необходимо осознавать свои профессиональные возможности и уметь подбирать методики и создавать условия для развития способностей каждого ученика, его личности. Каждый педагог в своей работе реализует различные профессиональные задачи, требующие наличия педагогических компетенций.
На основании требований, которые предъявляются педагогу, мы можем развивать свою профессиональную компетентность разными способами:
повышать свою квалификацию в соответствии с имеющейся системой;
проходить регулярные аттестации на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;
заниматься самообразованием;
участвовать в педсоветах, семинарах, конференциях, в том числе теоретических и научно-практических, мастер-классах, учительских съездах и других видах профессиональных активностей;
совершенствовать свое владение образовательными технологиями, методическими и педагогическими приемами;
расширять свои умения в области информационно-коммуникационных технологий;
принимать участие в конкурсах и исследованиях;
распространять собственный педагогический опыт, обучать коллег, создавать публикации.
Каким же документом определены классификация и перечень компетенций педагога. Ответ здесь прост — разумеется, государственным образовательным стандартом. ФГОС подразделяет компетенции на личностные и профессиональные.
Ключевыми личностными компетенциями являются:
Персональные — преподаватель должен быть способен к профессиональному самоопределению, саморазвитию, осуществлению разных видов педагогической деятельности. Учитель должен иметь активную жизненную позицию, работать на результат и брать ответственность за свои слова и поступки. Также педагогу необходимо иметь критическое мышление, нравственные и эстетические установки, быть верным принципам профессиональной этики и осознавать свою роль и важность достижения компетенций в образовании по ФГОС.
Межличностные — педагог должен уметь взаимодействовать в группе и принимать ответственность за ее руководство и достижение общих результатов. Немаловажная компетентность — умение сотрудничать, проявлять интерес и терпимость, выручать и поддерживать коллег, а также трезво оценивать собственные способности.
Социальные — педагогу необходимо уметь адаптироваться, выполнять социальные требования и нормы, но при этом адекватно оценивать действительность и не менять внутренние установки. Важна также толерантность по отношению к чужим традициям и культуре, и наличие интереса к сотрудничеству с другими странами и обмену опытом, показавшим высокий уровень эффективности.
Рефлексивные — преподаватель должен быть готов к работе как исключительно собственными силами, так и коллективной, а также сохранять выдержку и находить компромисс при конфликтах.
Профессиональная направленность включает семь ключевых компетенций:
Педагогические в части процесса обучения — подразумевают наличие у педагога высшего профильного образования, умение использовать новаторские методы обучения и включать в процесс всех учащихся, в том числе тех, кто имеет особые потребности.
Педагогические в части воспитательного процесса — педагог должен уметь общаться с учениками и управлять их поведением, уметь защищать их интересы и многое другое.
Педагогические в части развивающего процесса — к этим компетенциям относится умение педагога применять в своей деятельности различные подходы, формировать УУД учеников, владеть технологиями, требуемыми для работы с разными детьми и др.
Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС — компетенции, включающие способности педагога в области анализа, синтеза и обобщения данных, умение поставить цель и достичь ее, а также навыки работы с разными типами информации.
ИКТ-компетентность общепедагогического и предметного характера — педагог должен владеть средствами визуальной коммуникации, проектировать собственное портфолио, анкеты-характеристики учеников, проводить обсуждения в телекоммуникационной среде, преподавателю необходимо уметь обработать данные на компьютере, а также владеть информационной базой по своему предмету.
Психолого-педагогические.
Общие и специальные предметные.
Ярким примером применения совершенствования профессиональных компетенций стало участие коллектива лицея в региональном проекте «Умные каникулы». 40 флагманских школ Подмосковья не закончили учебный год традиционно в мае, а продолжили занятия до 23 июня. Такое решение было принято на августовском педсовете в 2021 году. Естественно, что такая новизна немного пугала и вызывала ряд вопросов. Но, как говориться, глаза боятся, а руки делают.
«Умные каникулы» были организованы почти для всех учащихся лицея, кроме 1, 9 и 11-х классов. Примерно 150 учеников начальных классов с понедельника по пятницу с 9.00 до 13.00 посещали увлекательные творческие занятия по пяти направлениям-трекам: интеллектуальный, спортивный, культурный, общественный и патриотический. Организовано было питание, а также экскурсии в музеи, библиотеки, театры, предприятия Жуковского и его окрестностей. В какой-то степени это напоминало школьный лагерь, только с хорошей творческой и образовательной базой.
При организации работы в рамках УК (Умных каникул) необходимо было отойти от так всем нам привычной классно-урочной системы. Это был очень важный организационный момент по двум причинам: первое – дети должны были чувствовать, что это каникулы, занятия должны были быть отличными даже от знакомых детям занятий по внеурочной деятельности, которые они посещали в течение года. И во-вторых, надо было решать проблему нехватки педагогических кадров: коллеги были заняты на ЕГЭ, сопровождали детей в детский лагерь «Байтик» в Казань, куда наши лицеисты ездят регулярно на каникулы, кто- то не смог по семейным обстоятельствам или состоянию здоровья. Поэтому работать по системе 1 учитель – 1 кабинет – 1 класс не получалось. В каникулах принимали участие дети, которые закончили 2,3,4 класс. Первоклассники не принимали участие. Их разбили на 6 групп (2+3кл.или 3+4кл.) , средняя наполняемость 20-24 человека. (После окончания УК мы поняли, что лучше уменьшить наполняемость групп до 15 человек.) Из традиционного только взяли продолжительность занятий – 45 минут, перерыв 15 минут. Завтраки были бесплатные как в учебном году. Каждой группе были назначены кураторы, это не классные руководители, то есть дети не знакомы с учителем, в группе детей были знакомые одноклассники и дети из других классов. Кураторы осуществляли связь с родителями, имели базу родительских телефонов.
Занятия проходили в разных формах и локациях, это не только кабинеты, но и двор лицея, набережная, парк, экскурсионные площадки. Сложно, что часть занятий проходила вне стен лицея: куда идём, что с собой взять. Отдельная сложность: составление расписания занятий с учётом сложной логистики. Так как у каждой группы один день не похож на предыдущий. Очень большую помощь в решении организационных вопросов оказало сотрудничество с МГАФК. 7 студентов - практикантов факультета психологии, будущие педагоги-психологи проходили пед. практику в лицее в период УК. Они проводили динамические паузы, сопровождали детей при переходе с одной локации на другую, предоставляя тем самым возможность учителю подготовиться к следующему занятию.
Учителя продумали и реализовали интересные свободные творческие формы подачи знаний, а дети получили возможность по-другому взглянуть на образовательный процесс без учебников и тетрадей, а главное без отметок. Дети с собой из дома не приносили ничего, кроме кепки, зонта, бутылки с водой.
Учителями начальной школы лицея были разработаны следующие курсы занятий в рамках «Умных каникул»:
«Мастерилка» - ручной труд, рисование по летней тематике с использованием летних природных материалов.
«Зеленые страницы» - экологическая направленность, изучали растения на территории лицея, занятия по сортировке мусора (пластиковые крышки, батарейки и прочее), обучение разумному потреблению.
В рамках партнёрского сотрудничества Мособлгаз провёл акцию «Безопасный газ». Это была игра-квест, на которой дети выполняли с помощью аниматоров задания, обучающие правильному использованию газа, узнавали о важности соблюдения правил пользования газом, развивали ловкость и внмательность.
«Пиши-читай» - задания по скорочтению, развитию навыка письма в игровой форме: ритмические игры, игры на развитие крупной и мелкой моторики (дети называли их игры ХХ века – это дворовые игры нашего детства). Классики, резиночки, верёвочки, игры со скакалками, двуручное рисование, упражнения для силы и ловкости рук с использованием пособия су-джок.
«Будь здоров!» - проводил учитель физкультуры (ОФП и спортивные игры)
«Ритмика»
«Оригами» - занятия вёл воспитатель ГПД.
«English club» - проводили учителя английского языка начальной школы, акцент на устную речь, постановка мюзикла на английском языке «Бременские музыканты», также дети сами делали афишу для мюзикла.
«Отдыхаем, путешествуем, познаем» - экскурсионная программа. 1 день в неделю полностью экскурсионный. Утром – встреча, зарядка, повторение правил поведения в общественных местах, викторина по теме предстоящей экскурсии. Дети посетили музеи при храме и в школе №15 (музей авиации, музей слонов, военно- исторический музей), почтовое отделение города, агрохолдинг «Поиск», детскую городскую библиотеку, Жуковский городской театр «Стрела», Московский Губернский театр. Все экскурсии были для детей бесплатными, даже автобусы. Всё финансировалось в рамках регионального проекта.
«Размышляя, играй» - Проводились в игровой форме занятия по развитию функциональной грамотности детей – логика, память, мышление…
«Занимательная математика» - решение олимпиадных задач, вёл учитель математики средней школы.
Педагоги старшей школы проводили занятия «Ребятам о зверятах», «Занимательная информатика». Ученики среднего звена тоже помогали своим первым учителям, проводили занятия «Старшие – младшим». Это было взаимно- полезное сотрудничество, которое в рамках классно-урочной системы очень трудно осуществить: бывшие ученики начальной школы пришли на занятие к своему первому учителю. В советской школе было так называемое шефство (старшеклассники проводили после уроков воспитательные мероприятия в начальных классах). Сейчас эта полезная традиция утрачена, к сожалению.
22 июня, в День памяти и скорби, мы провели акцию «Свеча памяти». Дети с учителями прошли от лицея до Вечного огня, делая остановки в памятных местах нашего города. Также посетили музей Гимназии №1, провели митинг и Минуту молчания, возложили цветы к Вечному огню.
В заключительный день «Умных каникул» был организован квест по мотивам всех занятий, которые так полюбились нашим ребятам.
Так же в рамках «Умных каникул» состоялась традиционная поездка в Казань в лагерь «Байтик». Туда отправились порядка 120 детей с педагогами.
Организация такого масштабного проекта как «Умные каникулы» стала точкой роста профессиональных и личностных компетенций каждого педагога, участвовавшего в данной работе.
Этот опыт еще раз доказал, что деятельный и креативный педагог начальных классов, действующий в условиях новой образовательной среды, - это и есть учитель новой формации, надежный фундамент обновления образования. Всё держится на учителях, нашем энтузиазме, любви к детям и огромному желанию не стоять на месте, а с неиссякаемой энергией обучаться всему новому, совершенствоваться независимо от количества лет педагогического стажа.