СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совесть… Что такое совесть?..

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Совесть… Что такое совесть?..»

Конспект открытого урока.

2022 год.

Учитель: Федотова Алла Владимировна

Предмет: основы духовно-нравственной культуры.

Класс: 5

Тема урока: «Осмысление нравственно-этического понятия «совесть».

Название урока: «Совесть… Что такое совесть?..»

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Место проведения: МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2»

Дата: 12 апреля 2022г.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. Создание условий для формирования нравственной категории «совесть».

  2. Обучение анализу жизненных ситуаций с выбором нравственной формы поведения и сопоставление их с нормами религиозной морали.

  3. Обучение умению устанавливать взаимосвязь между православной культурой и поведением людей.

Метапредметные результаты:

Развитие умения работать с текстом.

Предметные результаты:

Изучение основ духовной традиции православия.

План урока:

  1. Организационный момент. (О,5 мин.)

  2. Учебная доминанта. (2 мин)

  3. Знакомство с понятием (5 мин)

  4. Осмысление нравственного содержания понятия. (20 мин)

  5. Творческая работа. (15 мин)

  6. Итог урока (2,5 мин)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

  1. Учебная доминанта.

Ребята, перед вами репродукции нескольких картин разных художников, а называются они все одинаково. Попробуйте догадаться – как.







Ученики высказывают свои предположения.

Я вижу, задание вызвало у вас затруднения.

Тогда вот подсказка: на доске записаны пословицы, в них пропущено одно и то же слово.



Добрая __________ - глаз Божий.

_________ без зубов, а загрызёт.

Злая ___________стоит палача.

Без рук, без ног – калека, без_________ - полчеловека.

Если никто не догадается – предлагаю найти нужное слово среди карточек, лежащих на парте: надежда, совесть, болезнь, радость, любовь.

  1. Знакомство с понятием.

Конечно же, это совесть! Что такое совесть? Поразмышляем сегодня об этом.

Что помогает нам понять значение слова?

Толковый словарь.

Найдём и прочитаем толкование слова «совесть».

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, перед обществом.

Ребята, всё ли вам понятно в этом определении? Скажите, а как понять, что нравственно, а что безнравственно?

Может быть, в слове совесть скрыто и другое значение?

Заглянем в этимологический словарь.

Совесть – со-весть.

Что означает приставка СО-?

Вместе.

То есть это сопричастность чему-то. А чему?

Вести.

Какой вести? Где вы встречались с этим понятием?

Евангелие переводится как Благая Весть.

Со-весть – это то, что со-передаёт эту весть, это то, что помогает человеку ощутить правильность и неправильность своих поступков, соизмеряя их с Законом Божьим.

Какая из пословиц отражает именно это значение слова СОВЕСТЬ?

Совесть – глаз Божий.

  1. Осмысление нравственного содержания понятия.

Наверное, вложив совесть в человека, Творец что-то поручил ей. Что же? Давайте подумаем об этом.

Перед вами карточки с глаголами. Выберите те глаголы, которые могут сочетаться с существительным СОВЕСТЬ.

Грызёт, обманывает, не даёт покоя, ласкает, мучает, приветствует, подсказывает, предостерегает, пугает.

  • Что же подсказывает совесть?

Перед выбором она подсказывает, как должен поступить человек, предостерегает от плохого дела.

Послушайте стихотворение и выпишите пары слов , передающие ситуацию выбора.

Порой для дружеского взгляда

Нам очень хочется солгать,

А совесть морщится: «Не надо!» -

А совесть требует молчать.

А что сказать, когда ты видишь,

Как губят друга твоего?!

Ты все последствия предвидишь,

Но не предпримешь ничего.

Ты ищешь втайне оправданья,

Причины, веские слова,

А совесть злится до отчаянья:

- Не трусь, покуда я жива.

Стоит она перед тобою

И в час, когда, войдя во вкус,

Ты вдруг задумаешь порою

Урвать не самый честный кус.

Вперёд! Бери и не робей!

Ведь нет свидетельского взгляда!

А совесть сердится: «Не надо!»

А совесть требует: «Не смей!»

О каком же выборе идёт речь в этом стихотворении?

Солгать – не солгать

Пройти мимо – помочь

Украсть – не украсть

Ребята, попробуйте привести примеры подобных ситуаций.

Как вы думаете, на какие картины изображают именно эту «работу» совести? Почему вы так думаете?

  • А теперь споём вместе знакомую песенку.

Может вы обидели кого-то зря,

Календарь закроет этот лист.

К новым приключениям спешим, друзья,

Эй, прибавь-ка ходу, машинист!



Как вы считаете, здесь всё правильно?

Получается, что можно не придавать значения чужим слезам: можно просто всё забыть.

А всегда ли это удаётся?

Нет.

Почему?

Совесть не позволяет.

После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесённых ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде.



А сейчас я предлагаю вам послушать песню. Называется она «Диалог о совести».

Ю. Ким. Диалог о совести.

Как вы думаете, о чём эта песня?

Трудно всегда поступать по совести, так как обстоятельства, окружающие люди, слабость, страх заставляют нас забывать о ней.

Какие примеры вы могли бы привести?

Учащиеся приводят примеры ситуаций.

А помните, что случилось с апостолом Петром после тайной Вечери?

Он трижды отрёкся от Христа. Он не был бессовестным человеком, он просто испугался, ему не хватило воли.

Какой вывод можно сделать? Достаточно ли только голоса совести?

Чтобы поступать правильно, человеку мало быть совестливым, нужно обладать волей.

А что получается, когда совесть есть, а воли нет?

Вот тогда-то она мучает, грызёт и спать не даёт.

Какие картины передают именно это свойство совести?



Да, много беспокойства доставляет совесть. Тогда, может быть, и не нужна она? И, как в песенке Крокодила Гены, пусть календарь закрывает листок за листком. Как вы считаете?

Высказывания детей.



А сейчас, ребята, мы прочитаем по ролям притчу о совести. Её автор – монах Варнава Санин.

Сказала совесть человеку, что он не прав, другой раз сказала, третий... 

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда! 

Думал-думал, как это сделать, и надумал... 

- Давай, - совесть, в прятки играть! 

- Нет, ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь! 

Притворился тогда человек совсем больным и говорит: 

- Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка! 

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее! 

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно. 

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба. 

- Ладно - выходи! Только теперь не командуй! 

А в ответ - молчание. 

Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести! 

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда... 

Зарыдал человек: 

- Как же я теперь без совести жить-то буду? 

Я нисколько бы об этом не кручинился,

Стало легче мне без совести дышать.

Но внутри так пусто-пусто и причина вся

В том, что совесть – это, кажется, душа моя…

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце: 

- Здесь я... 

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! 

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. 

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!



Ребята, как же связаны совесть и душа?

Если есть душа – есть и совесть. Есть совесть – есть душа.

Не случайно человека, творящего зло, называют не только бессовестным, но и бездушным.



  1. Творческая работа.

Ребята, перед вами стихотворение Эдуарда Асадова «Именем совести», в нём пропущена последняя строка.

Какие б ни грозили горести
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью
Ни днем, ни ночью, никогда!

И сколько б ни манила праздными
Судьба тропинками в пути,
Как ни дарила бы соблазнами -
Взгляни на все глазами ясными
И через совесть пропусти.

Мы вправе жить не по приказу
И выбирать свои пути.
Но против совести ни разу,
Вот тут хоть режьте, скажем сразу,
Нельзя, друзья мои, идти!

Нельзя ни в радости, ни в горести,
Ни в зной и ни в колючий снег.
Ведь человек с погибшей совестью
__________________________________

 (Уже никто. Не человек!)

Как бы вы закончили это стихотворение?

Ребята, а как вы думаете, почему не человек?

Учащиеся высказываются.

Ребята, сегодня мы много говорили о совести. Сейчас попробуйте изобразить её – на рисунке или при помощи слов.

Финал урока – обсуждение работ.





































10