СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы молодому педагогу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Советы молодому педагогу»

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ

Обдумайте возможность предварительного знакомства со своим будущим классом. Познакомьтесь с тем, как это делает Ш.А. Амонашвили (Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1983. С.10-12. Заочное знакомство). Как изменится в этом случае ситуация первой встречи с детьми?

Как добиться эмоционального благополучия в классе? Перед входом в класс постарайтесь добиться бодрости в теле, мобилизовать себя. Теперь можно входить в класс. Начинайте действовать уверенно и спокойно.

Найдите удобное место и позу, меняйте свое положение, если оно вас почему-то не устраивает, пока не почувствуете себя хорошо.

Подумайте, не мешает ли вам что-нибудь в вашем теле. Руки – их некуда деть. Займите их чем-нибудь необходимым. Пройдите по классу, найдите удобный для вас ритм движения.

Как сформировать у себе непрерывное устойчивое внимание, навыки перераспределения внимания, сосредоточения в общении?

Чтобы внимание в классе в первые минуты общения не рассеивалось, соберите его по «кругам внимания» (К.С. Станиславский):

  • Сосредоточьтесь сначала на одном ученике («малый круг внимания»);

  • Постепенно расширяйте до группы учащихся («средний круг»);

  • Теперь можно организовать «большой круг» внимания – видеть весь класс. Как только чувствуете, что внимание рассеивается, начните все сначала. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, родителей (объясните им это), а также узнайте, что они думают по этому поводу.

Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему, разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте положительную оценку поступка.


КАК ВЫРАЖАТЬ НЕУДОВОЛЬСТВИЕ ПОСТУПКАМИ ДЕТЕЙ?


  1. Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.

  2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит есть причины.

  3. Недовольство действиями ребенка не может возникать то и дело – иначе это перерастет в неприятие ребенка.

  4. Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

  5. Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент будет исчерпан.


КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ?


Основные принципы общения с ребенком – БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА: исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами.

Принимать ребенка значит:

  • Проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.

  • Проявлять уважение к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом, «Уважать – душевно признавать достоинства человека» (В. Даль)

  • Осознание и признание права личности быть непохожей на других.

  • Предоставление права на свободу выбора.

  • Оценка не личности ребенка, а его деятельности.

  • Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиций.

  • Учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.


Из этих принципов вытекают основные правила педагогического общения:

  • Проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребенка);

  • Уметь слушать;

  • Уметь по внешним признакам определить состояние ребенка, мимикой, позой поддерживать высказывание собеседника, выслушивать с вниманием и уважением, не прерывать собеседника;

  • Уметь говорить:

    • Владеть культурой речи (доступность, образность, логичность высказывания, лаконичность)

    • Управлять голосом (интонация, дикция)

    • Управлять мимикой, жестами

    • Уменьшение речевой деятельности, ведение диалога, а не монолога

    • Уметь управлять своим состоянием, чувствами; вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания; установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций, «Свечение» (В.Л. Леви), излучение тепла, любви, доброжелательности.