Правила семейного воспитания
Дорогие родители!
Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребёнка. Ваш ребёнок для вас – это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и приумножило их.
Мы, школа, педагоги – тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок стал полноценным человеком, культурной, нравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаём детям не только свои знания и опыт, но и частицу своей души и сердца.
Для того, чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребёнка следующих основных правил семейного воспитания:
Семья – это материальная и духовная среда воспитания детей, супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребёнок должен быть членом семьи, но не её центром. Когда ребёнок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, считающим, что «всё должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую оплачивает злом – пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
Не менее вредно, конечно, и равнодушное, а тем более пренебрежительное отношение к ребёнку. Избегайте крайностей в отношениях к ребёнку.
Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всей семье. Ваш ребёнок должен твёрдо усвоить этот закон.
Воспитание ребёнка в семье – это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта, Главное средство воспитания ребёнка – это пример родителей, их поведение, деятельность. Заинтересованное участие ребёнка в жизни семьи, в её заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова – вспомогательное средство. Ребёнок должен выполнять определённую, всё усложняющуюся по мере взросления работу по дому и для себя, и для всей семьи.
Развитие ребёнка – это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать всё то, что умеете вы. Не страшно, если он если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, го не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности и интересы.
Основа поведения ребёнка – это его привычки. Следите за ним, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, безделья, лжи. Учите его любить свой дом, семью, добрых людей. Важнейшей привычкой с раннего детства у него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.
Для воспитания ребёнка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Ещё больше вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребёнка, формирование его личности в большей степени зависят от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль – это демократический, когда детям предоставляется определённая самостоятельность. Когда к ним относятся с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребёнка с целью оказания ему своевременной помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.
Не оскорбляйте ребёнка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребёнка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
Приучайте ребёнка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
Следите за здоровьем ребёнка. Приучайте его самого заботиться о своём здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребёнок переживает возрастные кризисы: в 6-7 лет, когда у него возникает внутренняя позиция школьника, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков; и юношеский кризис, связанный с выбором профессии и поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребёнку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.
Семья – дом, и как всякий дом, она может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте (взаимоотношений, общении, взаимопонимании и т.д.).
Желаю вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребёнка, пусть он приносит вам радость и счастье!