СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ У КОТОРЫХ В СЕМЬЕ РЕБЁНОК
С ЗРР (ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ),
НЕГОВОРЯЩИЙ ИЛИ МАЛОГОВОРЯЩИЙ РЕБЁНОК.
Помните, что детская речь формируется на основе подражания!
Ваша речь – образец для ребёнка! Говорите чётко, не тихо, но и не громко, приучайте ребёнка во время речи смотреть на ваше лицо и рот (артикуляцию).
Если ребёнок почти неговорящий, говорите с ним простыми фразами из 2-3 слов (фразы-шаблоны). Оречевляйте все действия, проводимые с ребёнком (Ваня ест кашу. Ваня обувает сандалии. Ваня идёт гулять. Ваня вышел за дверь и т.д.) – это называется сопроводительная речь. Повторяйте эти фразы одинаково изо дня в день, не меняя порядка слов, запишите себе эти фразы-шаблоны, примерно 200-300. Многословие взрослых – это как неперевариваемая пища для ребёнка – просто идёт «в отходы» (не понимает, не успевает усвоить, распознать фонемы, а следовательно, связать с образом предметов и действий).
Читайте с ребёнком книги, доступные его возрасту. Особенно полезны детские стихи, так как там присутствует рифма, формирует у ребёнка языковое чутьё, чувство ритма, формирует фразовую речь. Если читаете знакомые ребёнку стихи, делайте паузу в конце строчек, чтобы ребёнок САМ смог договорить слово (или хотя бы слог). Читать стихи ребёнку нужно эмоционально, меняя интонации.
Полезно чтение стихов в сопровождении показа движений руками, жестами. Позже движения обязательно заменятся словами.
Включайте ребёнку ауидиосказки, детские песенки для прослушивания и подпевания. У ребёнка должны быть среди них и любимые, если просит поставить ещё и ещё – обязательно откликайтесь на его просьбу. Пусть подпевает, танцует, двигается под музыку, развивает чувство ритма! Полезно включать логопесенки (логораспевки) – ребёнок будет слышать красивую, правильную речь.
Играйте с ребёнком в пальчиковые игры, обязательно с эмоциональным речевым сопровождением: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Пальчик-пальчик» и др. Продолжайте русские мудрые традиции, не зря бабушки учили малышей этим играм в раннем возрасте. Ведь логопедов тогда не было! Выучите с малышом названия пальчиков, показывайте поочерёдно из кулачка (в кулачок), научите показывать пальцами «зайку». «козу» и др.
Развивайте мелкую моторику – давайте ребёнку тесто, пластилин, бумагу, клей, скотч, нитки, ленточки и др. предметы, чтобы он мог конструировать, рисовать, лепить.
Выкладывайте из спичек, геометрических фигур картинки – это развивает пространственное мышление, служит профилактикой дисграфии и дислексии (то есть предотвращает нарушения письма и чтения) .
Ребёнку будет интересно играть с сенсорным материалом – чтобы ребёнок ощущал и сравнивал разные поверхности (гладкая, шершавая, твёрдая, рыхлая, пушистая, пружинистая и т.д.). Полезно подключать в игры запахи ( мяты, кофе, цитрусовых и т.д.) , они стимулируют развитие речи и мышления. Можете поиграть в игру «Узнай по запаху», раскладывая опорные картинки.
Включайте «режим радио» - рассказывайте обо всём, описывайте игрушку, о погоде за окном и т.д.
Показывайте и играйте с ребёнком тематическими карточками, лото, читайте тематические книги, чтобы пополнять и расширять знания об окружающем мире, обогащать активный и пассивный словарь.
Даже с раннего возраста можно приучить ребёнка выполнять лёгкую артикуляционную гимнастику, 5-10 минут утром и вечером.
Постараться включать в рацион ребёнка твёрдую пищу, при жевании которой развиваются и укрепляются мышцы артикуляционного аппарата. А это приводит к более чёткому произношению и формированию звуков.
Не увлекайтесь давать ребёнку гаджеты (планшеты, телефоны, смартфоны) – это сильно тормозит формирование интереса к окружающией действительности, вредит психическому и сенсорному развитию, сильно отодвигает развитие речи и желание общаться. Галджеты для детей до 7 лет не только не способствуют развитию, но и опасны, наносят большой непоправимый вред для психики и развития речи. Лучше включите для ребёнка короткий, но развивающий мультик.
Стимулируйте любое проявление активности, творчества, тягу к общению ребёнка с вами.
Обнимайте (для здоровья полезно от 8 и более 14 объятий в день)! Целуйте! В меру хвалите, просите, чтобы ребёнок помогал вам. Играйте с ним, танцуйте, дурачьтесь…Всё это создаёт ощущение комфорта, лёгкости, доверительности отношений!
Если у ребёнка ЗРР.
Как сформировать у ребенка потребность говорить?
1. Понаблюдайте за ним и запишите его интересы, что он мог бы у вас попросить (предметы, игрушки и т.д.).
2. Сделайте их менее доступными: уменьшите количество и разнообразие на время; поставьте эти предметы высоко или в уберите в шкаф под замок.
3. Найдите союзника, который будет показывать малышу, как надо просить или попросит вместе с ним.
4. Наберитесь терпения и добейтесь речевой реакции-просьбы, но не доводите его до истерики.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРИЁМЫ САМОМАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕГОВОРЕНИЯ»
Рекомендации: Упражнения из каждого раздела в комплексе выборочно выполняются ежедневно с ребёнком по 5-7 минут перед зеркалом по образцу взрослого.
1. Гимнастика для язычка, губ, щёчек (выполняется ВЫБОРОЧНО):
1. Надувание обеих щек одновременно: «Надуваем шарик».
Втягивание щек в ротовую полость: «Шарик сдулся. Нет шарика» или «Худышка»
«Пальцевый дождик» — постукивание подушечками пальцев по губам.
«Клоунская улыбка» — растяжка губ с фиксацией в уголках рта.
«Кривые рожицы» — ассиметричные растягивания в разные стороны верхней и нижней губ.
6. «Дракоша» — удерживание оскала верхних и нижних зубов.
7. «Птичка» — верхние и нижние губы захватываются большими и указательными пальцами с образованием складки. Потягивание губ вправо и влево, кручение и потряхивание по часовой стрелке и против нее.
2. Активная стимуляция губ (выполняется ВЫБОРОЧНО):
«Поцелуйчик» — вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение.
«Клоун» — вытягивание губ — растягивание губ в улыбку при раскрытых челюстях.
«Мартышка» — вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).
«Бульдог» - вытягивание нижней губы вместе с языком (язык толкает нижнюю губу). (+ чередование «Мартышка – Бульдог»)
«Кружок» - круговые движения языком в пространстве между губами и дёснами при сомкнутых губах.
«Никому не скажу!» — втягивание губ внутрь рта, с плотным прижиманием к зубам.
«Кусака» — прикусывание нижней губы верхними зубами.
«Капризка» — втягивание нижней губы под верхнюю.
«Слоненок» — вращательные движения губ, вытянутых хоботком (желательно с помощью взрослого, который помогает удержать хоботок).
3. Упражнения для язычка (выполняются ВЫБОРОЧНО):
«Окошко» (открыть, закрыть рот), «заборчик» (оскал, губы в улыбке),
«улыбка», «лопатка» (распластанный, широкий язычок лежит на нижней губе, прикрывая её), «любопытный язычок» («тянем вниз – есть ли лужицы?», «тянем вверх – светит ли солнышко?», «влево-вправо» (при разомкнутых губах), «язычок спит» (лежит на дне рта, за нижними зубами, рот открыт); «кошечка умывается» (облизываем губы вкруговую), «кусака» - лёгкое покусывание высунутого языка от кончика до спинки, «качели» - рот широко открыт, опускаем-поднимаем лопаткообразный язык к нижней-верхней губе (рот не закрывать, язык тянуть вверх!), «чистим зубки изнутри», «иголочка» - тянем вперёд узкий язычок (рот широко открыт), «орешки» (упираем язык в щёчки, оттопыривая их), «лошадка»-цокаем язчком и т.д.
4. Упражнения для пальчиков: «Зайка», «Гусь», «Коза», «Улитка», «ВО!», «Указка», «Ёжик», «Колечко», «Три богатыря», «Солнышко» и др.
Как научить ребенка говорить?
(практические советы из опыта мамы неговорящего ребёнка)
У детей уже в раннем возрасте очень музыкальный слух. Именно для того, чтобы наиболее точно уловить язык и его оттенки. Что же нужно сделать, чтобы ваш ребенок заговорил? Как научить ребенка говорить?
1. Разговаривайте с ребенком. Разговаривайте, как можно раньше. Во-первых, этим вы развлечете себя, во-вторых, ребенок раньше начнет понимать то, что его окружает.
2. Комментируйте то, что вы делаете с ребенком и те предметы, которые вас окружают. Это можно делать уже с периода новорожденности. Так накапливается пассивный запас слов (слова, которые ребенок знает, но не может произнести).
3. Находите альтернативные варианты общения. Просите показать. Пытайтесь спрашивать так, чтобы ребенок мог ответить «да» или «нет».
4. Учите разговаривать по телефону. Пусть это станет ежедневным ритуалом. Это стимулирует развитие речи, т.к. нужно объясниться с собеседником, который вас не видит. Все равно все мамы болтают по мобильному (кто-то больше, кто-то меньше). Приобщите к этому ребенка. Попросите своего собеседника задавать вопросы, на которые ваш ребенок сможет ответить «да-нет». Поначалу пусть слушает – пусть его похвалят, спросят, кушал ли сегодня кашу, ходил ли гулять? Пока ребенок молчит и случает, попросите, чтобы он не молчал, объясните, что тетя (папа, брат) его не видит, а может только слышать. Моя дочь какое-то время пыталась смотреть на телефон в попытке увидеть говорящего. Потом стала улыбаться, когда ей кто-то что-то говорил. И только потом стала говорить то, что я ее просила сказать в трубку. И тут же отдавать телефон мне. Теперь она просит трубку, с кем бы я ни разговаривала, чтобы и с ней тоже поговорили. Никто не отказывается.
5. Понятные книжки и карточки. Рисунки в книгах должны как можно больше походить на реальность или фотографии. Эти книги помогут вам ознакомить ребенка с окружающим миром, с предметами. На карточках предметы могут быть еще и подписаны крупным шрифтом. Комментируйте то, что изображено на картинках. В процессе чтения книг и рассматривания картинок мы с дочерью выработали 2 варианта взаимодействия: 1 – она показывает на картинку, и я озвучиваю, что изображено. 2 – я спрашиваю, где «медведь», она показывает. Если не угадывает, то спрашиваю еще пару раз, если упорствует, то озвучиваю то, на что показывает она, а потом сама пальцем показываю, где «медведь». Также делаю, если переворачивает страницу. Возвращаю быстро страницу, показываю, где медведь и возвращаю на перевернутую страницу.
6. Учим «по слогам». На каком-то этапе развития, ребенок начинает класть вам на губы ручку. Я была удивлена, когда прочитала, что малыш таким образом пытается не только услышать, но и «потрогать» звук, т.е. он изучает звуковую вибрацию. Я подумала, раз дети в таком раннем возрасте пытаются распознать звук, то почему бы не делать это с детьми от года, которых уже нужно вовсю учить говорить. Говоря какое-нибудь слово, я стала произносить его по-разному: — Сначала обычно. — контролирую, чтобы дочь поглядела на мое лицо и губы, когда я произношу слово (произношу четко) — произношу по слогам. — даю потрогать губы, когда произношу. Подношу ее ручку сама к губам. Конечно, я делаю такое упражнение не со всеми словами. Просто если есть интерес обучить слову. Главное, чтобы ребенок понимал, что это слово означает. Однажды дочь подняла ногу и показала мне ее. Я решила научить ее слову «нога». Сказала «нога». А потом подумала и сказала «но» «га». И добавила: «Ты же знаешь «га» (Гуси-гуси «гагага»)? А еще добавить «но». Получается НО-ГА.» Прямо увидела по ее лицу, что было удивление, ведь она по идее может произнести это нехитрое слово. В тот день слово нам не далось. После нескольких попыток я от нее отстала с итогом «гано». Тоже результат.
7. Не старайтесь обучить сразу целой куче слов. Ребенок сам подберет свой темп изучения слов. К тому же, какие-то слова ему могут понравиться, а какие-то нет.
8. Поначалу обучайте легким словам, где используются звуки, часто используемые в речи малыша.
9. Делайте массаж рук ребенку и осваивайте пальчиковые игры. Говорят, что речевая активность ребенка находится у него на кончиках пальцев. Именно поэтому так полезны пальчиковые игры для детей. Даже в период новорожденности вы уже можете начать делать массаж ладошек своему ребенку – это также простимулирует его речевое развитие.
10. Массажный мяч-колючка. Еще один помощник в развитии речи и мелкой моторики. Дайте ребенку такой мяч как можно раньше. Пусть он осваивает манипуляции с ним.