Советы родителям первоклассников
Начало обучения в школе – один из самых серьезных переломных моментов в жизни ребенка, несмотря на то, что это большой праздник.
Школа – это новые контакты, новые отношения, новая социальная роль – ученик, новые условия жизни и деятельности ребенка, большие эмоциональные, физические и умственные нагрузки. Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.
Трудно все: режим дня, обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, эмоций, которые приходится сдерживать. Одним из самых сложных требований нового формата является требование дисциплины. Меняется и режим дня ребенка.
Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей. Порой не хватает родителям терпения, снисходительности, спокойствия, часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому, что не всегда учитывается длительность и сложность процесса. Ни день, ни неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по – настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Потому не ждите мгновенных результатов. Понятие «готовность» к школе интегральное, комплексное.
Каждый родитель считает, что чем больше знаний, тем лучше его готовность. Бесконечно стараются, занимаются все лето, нагружают ребенка, чтоб он вдруг не был глупее стальных детей, но забывают что важнее психологическая готовность ребенка к школе.
К поступлению в школу ребенок должен научиться быть самостоятельным. Без помощи взрослых умываться, одеваться, обуваться, принимать пищу, пользоваться туалетом, привыкнуть в определенное время вставать, ложиться спать, обедать, завтракать и т.д. Если этому вовремя не научиться – ребенок будет выглядеть среди одноклассников неловким и неуклюжим, чувствовать себя « не в своей тарелке».
При интеллектуальной подготовке важно найти «золотую середину», не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что другие дети это умеют, дать ребенку возможность получить удовлетворение от достигнутого, и лишь потом переходить к чему–то новому, более сложному. Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения. В интеллектуальной подготовке большая роль отводится родителям. Когда заниматься? Нужны ли для этого специальные занятия? В основном это происходит ежечасно, повседневно, не надо только отмахиваться от детских «почему, отчего, зачем?» Мы жители сельской местности. Сад, огород – огромная палитра красок, форм, размеров, огромный материал для классификации и обобщения, установления сходства и различия. Кроме системы знаний об окружающем мире, у ребенка перед школой должен сформироваться определенный запас представлений, которые помогут ему усвоить школьный материал. Дети должны уметь различать пространственные представления (верх, низ, над, под, за, слева, справа, сбоку, посередине и т.д.). Дети должны отличать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), уметь различать цвета, величину предметов (большой – маленький, толстый – тонкий, длинный – короткий), понимать понятие больше, меньше, часть, целое. Лучше данный понятия усваиваются непроизвольно, в ходе игровой деятельности.
Учите ребенка внимательно слушать вашу инструкцию, сосредоточиться на задании, работать без отвлечений.
Для успешного овладения навыком письма ребенок, поступающий в школу, должен правильно держать ручку, при этом рука не должна быть сильно напряжена или, наоборот, сильно расслаблена. Развивают мышцы пальцев раскрашивание, штриховка, рисование, лепка, работа с конструктором.
Одним из аспектов успешного обучения является развитие речи. Ребенок говорит, подражая речи взрослых. Если он слышит речь небрежную, нечеткую, чересчур громкую и интонационно резкую, то ребенок будет говорить в соответствии с этими образцами. Не думайте, что случайно вылетевшее из ваших уст нелитературное слово, пройдет мимо ребенка. Все это появится при первом же удобном случае.
Словарный запас шестилетних детей, хорошо владеющих речью, более 3 тысяч слов, но чтобы ребенок овладел таким словарным запасом, следует систематически расширять тот запас слов, которыми он владеет. Следовательно задача родителей, как можно больше общаться со своим чадом, рассказывать , показывать, объяснять. Больше читайте своим детям, разъясняйте.
Правильное произношение – одна из сторон развития ребенка. Ошибки в произношении – основа многих трудностей при обучении чтению и письму. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки является следующее упражнение. Ребенку предъявляются картинки, где исследуемый звук стоит в начале, в середине, в конце. Например, звук «р». Слова: рука – корова – забор. В результате такой проверки станет ясно, какие звуки ребенок произносит неправильно. Что же делать? Главное – не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое правильное – обратиться к специалисту. Коррекция произношения – сложный, длительный процесс.
Итак, первое, что нужно сделать родителям:
Ребенок должен идти школу с удовольствием и гордится своим новым статусом первоклассника. В этом случае задача взрослых сложить теплое отношение к школе и грядущим переменам.
Удостовериться, что ребенок полностью владеет информацией, которая позволит ему не потеряться. Обязательно малыш должен знать имя и фамилию свою и родителей, домашний адрес и номер телефона. Также необходимо убедиться, что кроха знает, кому и при каких обстоятельствах можно это рассказывать.
Режим и порядок – залог хорошей успеваемости и самочувствия. Важно заранее приучить малыша к школьному распорядку дня, а также научить его содержать свои личные вещи и рабочее место в порядке.
Трудности и неудачи – все поправимо. Не ставьте перед первоклассником невыполнимые задачи и научите его адекватно реагировать на неудачи. Не всем все дается сразу, и учебный процесс редко обходится без плохих отметок и недопонимания. Главное - вовремя среагировать и принять меры, а дружественно настроенные родители всегда протянут «руку помощи», - ребенок должен об этом знать.
Чувство уверенности поможет преодолеть неловкость и застенчивость, быстрее освоится в новом коллективе и найти друзей. Воспитывать в ребенке это качество необходимо с ранних лет, но и за летние месяцы можно добиться неплохих результатов.
В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ваш ребенок при записи в 1 класс должен:
— Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членом семьи.
— Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета
— Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
— Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов,
— Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно
— Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
— Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок.
— Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
— Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах
— Иметь пространственные представления право лево, вверх, вниз, пол, над, из-за, из-под чего-либо.
— Уметь культурно общаться с другими детьми.
— Слушать старших и выполнять их распоряжения
Пусть начало нового пути будет успешным, счастливым и спокойным для всех членов семьи.