Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Лицей № 9»
Асбестовского городского округа
С О В Е Т Ы
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Родителям будущих первоклассников
Первый раз в первый класс!
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе…
В первый класс без дефектов речи!
Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. А знаете ли вы, что именно в дошкольном возрасте чаще всего бывают заранее запрограммированы все дальнейшие успехи и трудности, победы и школьные проблемы.
У вас еще есть время, чтобы максимально помочь своему ребенку подготовиться к школьному обучению. Не упустите его…
Что нужно знать родителям о речевой готовности к обучению в школе
Наша речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Но прежде чем учить ребенка чтению и письму, нужно заложить ОСНОВУ успешного освоения грамоты.
Следующие рекомендации основаны на требованиях к речевому и общему развитию первоклассников, которые лежат в основе успешного овладения русским языком.
Родителям будущих первоклассников
Помогите своему ребенку сформировать:
1. Правильное звукопроизношение. Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, срочно обратитесь к логопеду.
2. Представление о звуковой системе языка.
Уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления).
3. Достаточно развитую связную речь.
Разговаривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать услышанное. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Увеличивайте словарный запас ребенка. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли. Составляйте вместе с ребенком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите ребенка продолжить рассказ. Обратите внимание, передает ли ребенок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается. Учите с ребенком стихотворения наизусть.
ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ПИСЬМА БУДУЩИМ ПЕРВОКЛАССНИКАМ
И ОБУЧАЮЩИМСЯ 1-Х КЛАССОВ
Помогите своему ребенку сформировать:
4. Развитую мелкую моторику кистей рук.
Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.
5. Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве.
Знать где «правая» и «левая» сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.
6. Развитый кругозор.
Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.)
7. Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом.
Обязательно читайте каждый день, но только вслух. Помните, что сейчас для ребенка чтение - это очень сложный труд. Поэтому не заставляйте его читать долго, давайте отдых, во время которого читайте ребенку сами.
8. Обучение письму – это серьезный стресс для первоклассников. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохо развитой моторикой рук, повышенным мышечным тонусом. Для школы очень важен уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций. Обратите внимание на точность копирования - величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий.