РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Работа по развитию правильного звукопроизношения у детей проходит поэтапно.
Подготовительный этап.
Цель этого этапа – формирование точных движений органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого нёба) и направленной воздушной струи.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом (используется зрительный контроль). После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать и функции контроля возьмут на себя его собственные ощущения.
Помните: от качества выполнения артикуляционных упражнений зависит эффективность работы по постановке звука.
Этап постановки звука.
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Логопед, используя навыки, полученные при выполнении артикуляционной гимнастики и специальные приёмы постановки звуков, вырабатывает у ребенка правильное положение органов артикуляции звука, над которым ведется работа. Задача родителей – закрепить правильное произношение ребенком изолированного звука.
Этап автоматизации звука.
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной.
Перед логопедом и родителями стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому речевому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Этап дифференциации звуков.
Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Словесные игры
Что в мешочке?
В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.
Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.
Что из чего сделано?
Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?
Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева?
Дети. Деревянный.
Взрослый. Стакан из стекла?
Дети. Стеклянный.
Взрослый. Ключи из стали?
Дети. Стальные и т.д.
Кто как работает
Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.
Взрослый. Что делает врач?
Дети. Врач лечит больных. Делает, операции. Выезжает на «скорой помощи» и т.д.
Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его.
Что я не так сказала?
Взрослый (ребенку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.
Ребенок исправляет ошибки.
Придумай предложения
Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.
В з р о с л ы й. «Солнце греет»
Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».
Скажи наоборот
Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.
Мама. Я вижу высокий дом.
Ребенок. Я вижу низкий дом.
М а м а. У меня острый нож.
Ребенок. У меня тупой нож.
Игры для развития речи
Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения.
Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать — руку протянешь».
Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «Поспешишь — людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю все некогда».
Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например: «Много снега — много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Осенняя муха больно кусается», «Без ветра и трава не шелестит», «Синица пищит, зиму вещает», «летний день год кормит».
Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).
«Белый камень в воде тает». (Сахар.)
«В одной бочке два теста». (Яйцо.)
«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду — испугается». (Соль.)
«Без окон, без дверей, полна горница людей». (Огурец, тыква.)
Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:
«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз.)
«Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает». (Осень.)
Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз — книжку, конфетку, игрушку.
Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению («шить», «пришить», «вышивать», «зашивать»), которые дети нередко путают объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелковый» — «сшитый из шелка», вместо «шерстяной» — «связанный из шерсти».
В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая». «Какой помидор?» — «Красный, круглый».
Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».
Развиваем фонематический слух
Фонематический слух – способность человека на слух:
Воспринимать звуки
Различать звуки, сходные по артикуляции( Н-р, П- М) или близкие по звучанию (П-Б, С-З, Т-Д, К –Г,...)
У детей с нарушениями речи фонематический слух не развит. Очень важно проводить с детьми игры по его развитию.
1. Учить узнавать неречевые звуки : шум дождя, голоса птиц (чириканье воробья...), скрип двери, капанье воды... и т.д. Игра «Угадай, что звучит»
2. Учить различать высоту, силу, тембр голоса. Игра «Громко – тихо» (рассказывание стишка..), игра «Три медведя» (Показать, каким голосом говорит Михаил Потапыч, а каким Мишутка..), т. е.
3. Учить слышать звук среди других звуков. Н-р, идет автоматизация звука «С». Игра «Хлопни, если услышишь песенку водички». Взрослый называет разные звуки П,Т,С,К,З,Ч,...С, ребенок хлопает, когда слышит звук «с».
4. Учить слышать звук в словах. Игра «Хлопни, если услышишь песенку водички в слове»
5. Находить в комнате предметы, в названии которых есть звук «С», (В, Т....)
6. Придумывать слова на заданный звук. Игра «Я знаю 2 (3, 4) слова со звуком «В», «С» и т. д. Игра «Назови кукле Маши слова со звуком «С»,»В», «Р» ...
7. Определять позицию звука: сначала в начале слова, позднее – в конце, в середине
8. Формировать навык звукового анализа. Игра «Назови звуки по порядку» (Слово «АУ» – 1-й зв. «А», 2-ой зв. «У»,всего 2 звука. Слово ослика «ИА» (1-й зв. «И», 2-й зв.»А», всего 2 звука. Слово «ТОП» - 1-й зв. «Т», 2-й зв. «О», 3-й зв. «П», всего 3 слова) и т.д.
«Составь слово из звуков». Взрослый называет: К А П - ребенок все слово «КАП»
Цепочка слов. Играют 2 и более человек. Первый называет слово, выделяя последний звук, второй игрок придумывает слово на последний звук (чтобы он стал в слове первым. Н- р, КОТ- ТАПКИ- ИГОЛКА-АВТОБУС-СОК- КАША-АНАНАС....
9. Различать слова, близкие по звучанию : суп – зуб, сайка – зайка, рак – лак...(объяснять значение каждого слова, придумывать предложения с этими словами)
Уважаемые родители, если мы с вами научим детей различать звуки, то в школе они не будут испытывать затруднений на уроках по письму.
Правила речевого поведения родителей
В возрасте от одного до 6-7 лет речь родителей является образцом.
Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:
- речь должна быть достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
- желательно, чтобы речь родителей была чёткой;
- нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;
- речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
- взрослые не должны включать в речь при общении с ребёнком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;
- при общении с ребёнком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- ребёнка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздражённо поправлять.
Влияние пальцев на развитие речи
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженное в разной степени общее моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Поэтому стимулировать речевое развитие детей нужно путём тренировки движения пальцев рук.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение центров речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.