СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы логопеда родителям детей с нарушениями речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы логопеда родителям детей с нарушениями речи для информационного стенда.

Просмотр содержимого документа
«Советы логопеда родителям детей с нарушениями речи»

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ



Работа по развитию правильного звукопроизношения у детей проходит поэтапно.

Подготовительный этап.

Цель этого этапа – формирование точных движений органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого нёба) и направленной воздушной струи.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом (используется зрительный контроль). После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать и функции контроля возьмут на себя его собственные ощущения.

Помните: от качества выполнения артикуляционных упражнений зависит эффективность работы по постановке звука.



Этап постановки звука.

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

Логопед, используя навыки, полученные при выполнении артикуляционной гимнастики и специальные приёмы постановки звуков, вырабатывает у ребенка правильное положение органов артикуляции звука, над которым ведется работа. Задача родителей – закрепить правильное произношение ребенком изолированного звука.



Этап автоматизации звука.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной.

Перед логопедом и родителями стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому речевому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.



Этап дифференциации звуков.

Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.


Словесные игры


Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.

Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду на­зывать предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, напри­мер, стол из чего сделан?

Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети. Деревянный.

Взрослый. Стакан из стекла?

Дети. Стеклянный.

Взрослый. Ключи из стали?

Дети. Стальные и т.д.

Кто как работает

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

Взрослый. Что делает врач?

Дети. Врач лечит больных. Делает, операции. Выезжает на «скорой помощи» и т.д.

Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а за­тем поправьте его.

Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.

Ребенок исправляет ошибки.

Придумай предложения

Взрослый называет предложение, а ребенок должен при­думать еще несколько, сочетающихся с данным.

В з р о с л ы й. «Солнце греет»

Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».

Скажи наоборот

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

Мама. Я вижу высокий дом.

Ребенок. Я вижу низкий дом.

М а м а. У меня острый нож.

Ребенок. У меня тупой нож.

Игры для развития речи


Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения.

Во время обеда, ужина использовать можно такие послови­цы: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать — руку протянешь».

Если ребенок выполняет поручения без желания, отказы­вается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «По­спешишь — людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю все некогда».

Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например: «Много сне­га — много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Осен­няя муха больно кусается», «Без ветра и трава не шелестит», «Синица пищит, зиму вещает», «летний день год кормит».

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, иг­рая с ребенком, во время принятия пищи (про продукты пи­тания).

«Белый камень в воде тает». (Сахар.)

«В одной бочке два теста». (Яйцо.)

«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду — испугает­ся». (Соль.)

«Без окон, без дверей, полна горница людей». (Огурец, тыква.)

Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:

«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз.)

«Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает». (Осень.)

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовы­вать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший по­лучает приз — книжку, конфетку, игрушку.

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению («шить», «пришить», «вы­шивать», «зашивать»), которые дети нередко путают объяс­нять переносные значения («золотые руки», «каменное серд­це»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелко­вый» — «сшитый из шелка», вместо «шерстяной» — «связан­ный из шерсти».

В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На воп­рос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хит­рая». «Какой помидор?» — «Красный, круглый».

Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».­

Развиваем фонематический слух


Фонематический слух – способность человека на слух:

  • Воспринимать звуки

  • Различать звуки, сходные по артикуляции( Н-р, П- М) или близкие по звучанию (П-Б, С-З, Т-Д, К –Г,...)

У детей с нарушениями речи фонематический слух не развит. Очень важно проводить с детьми игры по его развитию.

1. Учить узнавать неречевые звуки : шум дождя, голоса птиц (чириканье воробья...), скрип двери, капанье воды... и т.д. Игра «Угадай, что звучит»

2. Учить различать высоту, силу, тембр голоса. Игра «Громко – тихо» (рассказывание стишка..), игра «Три медведя» (Показать, каким голосом говорит Михаил Потапыч, а каким Мишутка..), т. е.

3. Учить слышать звук среди других звуков. Н-р, идет автоматизация звука «С». Игра «Хлопни, если услышишь песенку водички». Взрослый называет разные звуки П,Т,С,К,З,Ч,...С, ребенок хлопает, когда слышит звук «с».

4. Учить слышать звук в словах. Игра «Хлопни, если услышишь песенку водички в слове»

5. Находить в комнате предметы, в названии которых есть звук «С», (В, Т....)

  • Части тела , игрушки...

6. Придумывать слова на заданный звук. Игра «Я знаю 2 (3, 4) слова со звуком «В», «С» и т. д. Игра «Назови кукле Маши слова со звуком «С»,»В», «Р» ...

7. Определять позицию звука: сначала в начале слова, позднее – в конце, в середине

8. Формировать навык звукового анализа. Игра «Назови звуки по порядку» (Слово «АУ» – 1-й зв. «А», 2-ой зв. «У»,всего 2 звука. Слово ослика «ИА» (1-й зв. «И», 2-й зв.»А», всего 2 звука. Слово «ТОП» - 1-й зв. «Т», 2-й зв. «О», 3-й зв. «П», всего 3 слова) и т.д.

  • «Составь слово из звуков». Взрослый называет: К А П - ребенок все слово «КАП»

  • Цепочка слов. Играют 2 и более человек. Первый называет слово, выделяя последний звук, второй игрок придумывает слово на последний звук (чтобы он стал в слове первым. Н- р, КОТ- ТАПКИ- ИГОЛКА-АВТОБУС-СОК- КАША-АНАНАС....

9. Различать слова, близкие по звучанию : суп – зуб, сайка – зайка, рак – лак...(объяснять значение каждого слова, придумывать предложения с этими словами)

Уважаемые родители, если мы с вами научим детей различать звуки, то в школе они не будут испытывать затруднений на уроках по письму.






Правила речевого поведения родителей



В возрасте от одного до 6-7 лет речь родителей является образцом.

Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

- речь должна быть достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

- желательно, чтобы речь родителей была чёткой;

- нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;

- речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

- взрослые не должны включать в речь при общении с ребёнком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;

- при общении с ребёнком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

- ребёнка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздражённо поправлять.












Влияние пальцев на развитие речи



У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженное в разной степени общее моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.


Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.


Поэтому стимулировать речевое развитие детей нужно путём тренировки движения пальцев рук.


Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение центров речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.