СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Совместная работа с родителями по формированию бережного отношения к природе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Совместная работа с родителями по формированию бережного отношения к природе»»

ДОКЛАД

«Совместная работа с родителями по формированию бережного отношения к природе»

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу — заложить любовь к родной природе, к Родине, к родному краю, воспитать человека экологически грамотного, человека, который будет жить и беречь родную природу. Каждый из тех, кто нанес вред природе, когда-то был ребенком. Вот поэтому экологическое воспитание, культуру детей необходимо начинать с раннего возраста.

Экологическая культура — это знания, практические навыки, переживания, эмоциональное отношение, практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

Задача дошкольного учреждения:

- показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры;

- привлечь родителей к совместной работе по формированию экологической культуры;

- побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку верное поведение в природе.

Для выполнения поставленных задач, необходимо:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

-создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение на котором строится вся работа педагога. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы, уметь успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Плохо подготовленное мероприятие может негативно повлиять на положительный имидж ДОУ.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (игры – экскурсии, различные экологические акции, педагогические ширмы, соревнования, домашнее задание, круглый стол, работа на участке). Но все эти формы должны основываться на сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях: педагог — родитель; педагог — ребенок — родитель.

При выборе формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности. То есть придерживаться индивидуального подхода.

Вначале работы с родителями по формированию бережного отношения к природе необходимо провести родительское собрание например на тему: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Добро пожаловать в экологию» и др. И начать его с проведения игры – соревнования между командами детей и родителей, которое продемонстрирует знания в области экологии обеих команд, заставит задуматься родителей об уровни своей экологической культуры.  Затем, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, дать оценку и подвести итог.

После такого подведения итогов большинство родителей задумаются над уровнем своей личной экологической культуры, над своими семейными ценностями, которые они закладывают в ребенке, а главное почувствуют необходимость в оказании помощи и содействия воспитателю в работе по экологическому воспитанию их детей.

Дальнейшая работа с родителями может включать в себя например, беседы и консультации. Консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей, важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее.

Можно на консультации показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.

В группах можно провести консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и др.

Нетрадиционная форма работы с родителями, например - круглый стол. Где можно например провести беседу о жестоком отношении детей к животным. В ходе беседы родителям раздать вопросники, заполнение которых позволит доказать родителям необходимость проведения работы с ребенком по воспитанию любви и трепетного отношения к животным. В конце беседы можно раздать родителям памятки о бережном отношении к природе.

Еще одна нетрадиционная форма работы с родителями – участие в экологических акциях, где родители вместе с детьми могут рисовать плакаты, изготавливать знаки, листовки, брошюры, мастерить с детьми кормушки, собирать пластиковые бутылки и др.

Совместные экскурсии в парки и скверы, работа на огороде, игры - соревнования, домашние задания, игры – развлечения, семинары – практикумы, круглые столы, озеленение поселка, совместная с детьми творческая деятельность все это является работой с родителями по формированию бережного отношения к природе.

Для формирования бережного отношения к природе необходимо дать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в привычном необычное, вызывать переживания, сопереживать живым существам. Для этого можно оформить в родительских уголках стенд «Серия наблюдений в природе» с специальными заданиями типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. Для приобретения опыта поведения в природе предложить родителям вместе с детьми решить дома некоторые экологических ситуаций, например:

- Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа?

- На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их. Дайте оценку этому поступку.

- На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей», любоваться травами, насекомыми, птицами.

Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.

В дошкольном учреждении можно организовать театрализованные игры экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Проводить разнообразные конкурсы и выставки.

Также важным в работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазеты.

Все эти формы работы направлены на формирование бережного, ответственного, гуманного отношения к окружающей среде.

Экологическое воспитание не может на 100% зависеть от дошкольного учреждения, поэтому мы должны вести совместную работу с родителями, ведь для детей примером для подражания являются родители, которые не должны оставаться безучастными в работе по экологическому воспитанию их детей.