Совместное составление небольших рассказов о любимых играх
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: обучение навыку устного составления текста.
Результаты:
- личностные: осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения, стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
- предметные: устно составлять текст из 3−5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
- метапредметные:
— регулятивные: применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат;
— коммуникативные: создавать устные тексты в соответствии с речевой ситуацией; в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;
— познавательные: создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.
1 класс
Самоопределение к деятельности Учитель предлагает ученикам с помощью смайлов написать послание однокласснику с пожеланием хорошего настроения.
— Ребята, давайте пожелаем друг другу хорошего настроения! На листочках (в тетрадях) нарисуйте смайл для своего соседа по парте. Примеры смайлов вы можете увидеть на экране.
Актуализация
Учитель представляется ребятам и предлагает начать знакомство с планетой Знаний.
— Планета Знаний — это такая фантастическая планета, на которой обитают завры! Они на вид немного похожи на динозавров. При этом они очень умные. И даже покорили открытый космос!
Актуализация
— У всех завров есть огромная тяга к знаниям, и они очень любят учиться. Как и у нас, у них есть своя школа и свои учителя. Перед вами учительница завриков, Дина Валерьевна. Вы видите её на слайде. А как зовут меня? Вы запомнили?
Целеполагание
— Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл! Кажется, этот малыш хочет нам что-то сказать.
— Учитель зачитывает реплику персонажа: «Привет! Я бы хотел поиграть с вами в свою любимую игру. Она очень интересная. Нужно встать по сторонам, взять мячик, ну или там мягкую игрушку. А потом вот так: ба-бах! И нужно успеть отбежать или присесть. Ну, подпрыгнуть тоже можно. А если нет, то ты — всё, меняешься, в общем. И потом другое делаешь.»
— Ребята, вы поняли в какую игру хотел сыграть с нами этот малыш-заврик? (Нет.)
— Что нам помешало его понять? (Не смог правильно и понятно рассказать.)
— А как правильно составлять рассказ об игре? (Недостаточно знаний о правилах составления текста.)
— Как думаете, что сегодня будем изучать, какие цели перед собой поставим?
Составляем рассказ о любимых играх
Приводить примеры игр
Понимать, как составлять рассказ об играх
Рассказывать о любимых играх
Целеполагание
После обсуждения версий ребят учитель помогает сформулировать тему и цели урока.
Открытие нового знания
— Ребята, а как вы думаете, что такое игра? И как отличить игру от не игры?
— Что обязательно должно быть в каждой игре? (Развлечение, веселье.)
— Правильно! Но достаточно ли этого? Просмотр мультиков — это весело. Это игра? (Нет.)
— Почему? (Потому что мы ничего не делаем, а просто смотрим.)
Открытие нового знания
— Значит, что обязательно должно быть в игре? (Участие в ней, наша активность.)
— Правильно! Но достаточно ли этого? Танец — это игра? Ведь мы участвуем в нём и веселимся. (Нет.)
— Почему? (Потому что мы ничего специально не достигаем. У нас нет цели игры.)
— Правильно! Что нужно сделать, чтобы танец стал игрой? Какую цель придумаем? (Например, кто дольше или лучше станцует.)
Открытие нового знания
— Футбол — это игра? Почему? (Да. Это весело, мы участвуем в нём, у нас есть цель — забить больше голов, чем команда соперника.)
Открытие нового знания
— Ребята, давайте сделаем вывод, что такое игра. Нам помогут признаки, которые мы с вами выявили. — Перед вами картинки-напоминания: 1. Игра — это развлечение. Посмотрите, как весело заврикам на первой картинке! 2. Игра — это активность. Смотрите, как все включены в игру, сколько действий они совершают!
3. У неё должна быть цель и правила её достижения. На третьей картинке заврик забил гол. Он достиг цели. — Давайте вместе попробуем сформулировать понятие, что такое игра. — Игра — это активное развлечение, имеющее игровую цель и правила.
Открытие нового знания
— Ребята, давайте узнаем, в какие игры любят играть заврики.
— Гриша и Соня любят играть в развивающие игры, в которых узнаёшь что-то новое или развиваешь свои умения. — Какие это могут быть игры? Приведите примеры. (Словесные игры, викторины, игры в загадки, на память и внимание, игры с карточками, некоторые настольные, компьютерные игры и др.)
— Катя любит играть в активные игры, в которых нужно много двигаться.
— Какие это могут быть игры? Приведите примеры. (Все спортивные игры, вышибалы, догонялки, жмурки, прятки и др.)
— Маша любит играть в ролевые игры, в которых нужно исполнять роли.
— Какие это могут быть игры? Приведите примеры. (Дочки-матери, игры в школу, в магазин, в больницу, в пиратов и др.)
— Миша любит играть в любые компьютерные игры.
— Какие это могут быть игры? Приведите примеры. (В качестве примеров могут выступать аркадные, ролевые, квесты, симуляторы и др.)
— Ребята, а какие игры нравятся вам? Приведите примеры.
Составляем рассказ о любимых играх
Приводить примеры игр
Понимать, как составлять рассказ об играх
Рассказывать о любимых играх
Сверяемся с целями
— Молодцы! Мы научились приводить примеры разных игр!
Открытие нового знания
— Ребята, а как рассказать об игре, чтобы не упустить ничего важного?
— О чём нужно сказать в самом начале? (Назвать игру.) — Верно. Смотрите, на первой картинке заврик Гриша что-то «говорит», как в комиксе. Это он называет игру.
— О чём нужно рассказать дальше, чтобы понять, как подготовиться к игре? (Рассказать о том, что нужно для игры.)
— Правильно. Смотрите, на второй картинке у нас изображены предметы для игры. Что это за предметы? Для какой игры они пригодятся? — О чём нужно рассказать после того, как мы узнали, что это за игра и что для неё нужно? (Рассказать, как проходит игра, о правилах игры.)
— Действительно. Смотрите, на третьей картинке у нас изображены знаки, что нужно делать в игре и чего следует избегать. — Нужно отбивать мячи за сетку, на сторону партнёра по игре и зарабатывать очки.
— Как лучше всего завершить рассказ об игре? Хорошо бы выразить своё мнение о ней, дать оценку. (Рассказать, почему игра нравится.) — Гриша выбрал улыбающийся смайл. Значит, ему точно нравится эта игра! — Кто готов повторить все пункты нашего плана, опираясь на картинки?
Открытие нового знания
— Ребята! Кажется малыш-заврик понял, почему у него не получился рассказ в прошлый раз! — И решил попробовать сделать это правильно, по нашему плану. Вот что он рассказал.
— Учитель зачитывает рассказ персонажа: «Моя любимая игра называется «Вышибалы»! Для игры потребуется мяч и команда от двух человек. Одна команда будет «вышибалами», другая — «выбиваемыми». «Вышибалы» встают друг напротив друга по краям поля. «Выбиваемые» встают в центре поля. «Вышибалы» начинают игру, бросая мяч в «выбиваемых». Если в «выбиваемого» попал мяч, он выбывает из игры. Когда все игроки одной команды выбыли, команды меняются местами. Мне нравится эта игра, потому что она подвижная, весёлая и в неё могут играть сразу много человек!»
— Всё ли в этот раз понятно в рассказе? Соответствует ли он нашему плану? (Да.)
— Можно ли по этому рассказу понять, что нужно для игры, как в неё играть и чем она хороша? (Да.)
Составляем рассказ о любимых играх
Приводить примеры игр
Понимать, как составлять рассказ об играх
Рассказывать о любимых играх
Сверяемся с целями
— Отлично! Теперь мы понимаем, как составлять рассказ об играх! Двигаемся дальше!
Физкультминутка
Физкультминутка — Ребята, давайте разомнёмся и тоже поиграем.
— Сейчас я буду говорить слова. Если это название игры — подпрыгивайте. Если нет — приседайте. — Уборка, прятки, бег, сон, жмурки, дочки-матери, прогулка, чтение, хоккей, шахматы, разговор, вышибалы. — Молодцы!
Первичное применение
— А теперь давайте вместе попробуем правильно рассказать об игре по картинке.
— Как называется игра?
— Что нужно для игры?
— Какие у этой игры правила?
— Нравится вам эта игра? Почему?
Первичное применение
— А теперь пришло время рассказать друг другу о своих любимых играх. — По очереди расскажите соседу по парте о своей любимой игре. Старайтесь следовать нашему плану. Картинки-подсказки помогут.
— Помните, что нужно внимательно выслушивать и не перебивать друг друга. В конце рассказа можете задать друг другу вопросы об игре.
Р
Первичное применение
— Ребята, а как понять, что рассказ получился хороший? Учитель в ходе беседы помогает детям сформулировать критерии:
- Он соответствует плану.
- Рассказ понятен.
- Рассказ получился достаточно подробным.
- Он был не слишком длинным.
- Рассказ вызвал интерес.
— Сейчас давайте поиграем «в учителя». Каждый из вас пусть попробует быть не в роли ученика, а в роли учителя. Это ответственная роль, очень интересная. Нужно оценить рассказ и пояснить, почему ты так думаешь и оцениваешь. Хороший ли рассказ вы услышали? А ваш рассказ был хорош? Что получилось, а что можно было бы улучшить?
Физкультминутка
Физкультминутка
— Давайте теперь разомнёмся с Гришей.
— Дотроньтесь правой рукой до носа.
— Дотроньтесь левой рукой до правого уха.
— Положите ладонь левой руки на голову.
— Дотроньтесь правой рукой до подбородка.
— Положите ладонь правой руки на живот.
— Положите ладонь левой руки на правое плечо.
— Дотроньтесь левой рукой до носа.
— Дотроньтесь правой рукой до левого уха.
Закрепление
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Совместное составление небольших рассказов о любимых играх» из сервиса «Подготовка к уроку» .
Проверка
Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например:
— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с эталоном. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента, отметить их двумя звёздочками. А один момент, который нужно доработать, отметить знаком вопроса.
— Вы должны пояснить, почему вы так считаете.
Составляем рассказ о любимых играх
Приводить примеры игр
Понимать, как составлять рассказ об играх
Рассказывать о любимых играх
Рефлексия. Подведение итогов
— Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь? — Что нового вы узнали?
— Ребята, как вы считаете, а на уроке могут быть игры? Можно ли играть и при этом учиться? — Приведите примеры.
Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей
— Перед вами карта настроения. На каком острове вы сегодня пребывали: Радости, Интереса, Скуки, Грусти? Объясните свой выбор.
— Покажите карточки (если нет карточек, то можно предложить нарисовать смайлик на листочках и показать).
— Объясните выбор смайлика.