СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
(Доклад)
Проблема совершенствования деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении очевидна.
Возникает вопрос: с чего начать? Сначала нужно разработать модельные представления о современной воспитательной деятельности, назвать и охарактеризовать основные ее черты, а лишь затем приступить к поиску новых подходов и способов финансового обеспечения работы классных руководителей. Для внедрения предлагается модель воспитательной деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении, предложенную Е.Н.Степановым. (слайд №2)
Характерными чертами этой модели являются:
стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания;
направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей;
системность осуществления воспитательного взаимодействия;
ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;
технологичность работы педагога-воспитателя;
диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.
Рассмотрим каждую из перечисленных черт более детально.
(слайд №3) Первая черта – стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания. Классным руководителям необходимо использовать в своей деятельности такие методы стратегического планирования, как прогнозирование, программирование, проектирование, моделирование. С помощью этих методов разрабатываются перспективные планы работы, авторские (адаптированные, усовершенствованные) программы воспитания детей на период от трех до пяти лет или разрабатывают на такой же промежуток времени концепции воспитательных систем классов. (слайд №4) Такой подход позволяет решить проблемы с целеполаганием, выбором содержания и способов организации воспитательного процесса, разработкой критериев и показателей его результативности. Процесс воспитательной деятельности становится более продуманным, целенаправленным и эффективным.
(слайд №5) Вторая черта – направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей. Для решения этой проблемы классным руководителям необходимо иметь:
1) сформированные научные представления о личности, ее структуре и компонентах, условиях и факторах ее развития;
2) о цели воспитания, направленной на развитие личности ребенка;
3)о развитии основных потенциалов личности (интеллектуальный, ценностный, коммуникативный, физический, эстетический) или направлениях личностного развития (умственное, нравственное, физическое);
4)о проведении массовых мероприятий с целью развития учащихся;
5)об изучении состояния и эффективности воспитательного процесса на основе анализа результатов развития школьников, изменений параметров личностного развития каждого отдельного ребенка и классного сообщества в целом.
(слайд №6) Третья черта – системность осуществления воспитательного взаимодействия. Успешно работающие классные руководители убедительно доказали, что системный подход целесообразно применять не только в масштабе всего учреждения образования, но и в рамках классного сообщества. Создание уникальных и эффективных воспитательных систем классов позволяет систематизировать воспитательную деятельность в классе.
Во-первых, в соответствии с педагогическим замыслом классного наставника формулируется название воспитательной системы класса, которое и выполняет роль системообразующего фактора. Во-вторых, определяется приоритетный (доминирующий) вид (направление) деятельности как стержень воспитательного процесса, т.е. его системоинтегрирующий фактор.
В-третьих, предпринимаются попытки объединить воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания»: разработка и осуществление целевых (тематических) программ, систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов, как познавательный, ценностный, коммуникативный, эстетический, физический; формирование годового круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные действия во времени.
И, наконец, устанавливаются более тесные взаимосвязи между основными компонентами воспитательного процесса целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного.
(слайд №7) Четвертая черта – ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей. Классным руководителям необходимо сделать процесс воспитания индивидуальностно-ориентированным, т.е. направленным на развитие и проявление индивидуальности каждого учащегося. К сожалению индивидуальности и процессу ее становления мало уделяется внимания в практической деятельности. В планах воспитательной работы с детьми заметное место занимает раздел «Индивидуальная работа с учащимися», в котором предусматриваются формы и методы индивидуального взаимодействия с каждым учеником, исходя из мира интересов и увлечений ребенка, его личностных достижений, проблем в развитии.
В практике классного руководства они часто используют индивидуальностно-ориентированные формы воспитательного процесса:
персональные выставки и концерты,
самопрезентации,
смотры личностных достижений,
мастерские самопроектирования,
бенефисы,
мастер-классы учащихся и т.п.
Разработка и включение форм содействия развитию индивидуальности учеников в практическую деятельность не только обогащает и повышает качество воспитательного процесса, но и делает его привлекательным и желанным для самих детей, так как в перечисленных формах они участвуют с удовольствием и высокой активностью.
(слайд №8) Пятая черта деятельности успешного классного руководителя – это технологичность воспитательной работы. Очень часто учитель более технологичен в учебном процессе, чем при построении воспитательного взаимодействия. В этом можно убедиться на квалификационных испытаниях, когда учитель может перечислить большое количество подходов, методов и технологий, используемых на уроке, и в то же время затрудняется назвать более трех-четырех технологий и методик, применяемых во внеклассной воспитательной работе.
Классным руководителям необходимо знать и использовать в работе педагогические технологии организации воспитательного процесса:
технологии групповой деятельности (технология КТД И.П.Иванова,
технология ключевых дел В.А.Караковского,
технология групповой деятельности Н.Е.Щурковой),
технологию моделирования воспитательной системы класса,
технологию совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе,
технологию подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа,
игровые и коммуникативные технологии,
технологии психолого-педагогической диагностики,
технологию саморазвития Г.К.Селевко,
технологию ценностно-смыслового диалога Е.Н.Барышникова, интерактивные технологии и другие.
Шестая черта – диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя. Многие классные руководители оценивают результаты воспитательного процесса на «глазок». Диагностика отличается от обычного изучения тем, что она является многоаспектной, охватывает в исследовании большое количество объектов, проводится систематически. А, следовательно, в процессе диагностического изучения формируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлении, предмете. В процессе воспитания детей выделяют два объекта диагностики: состояние (ход) воспитательного процесса и его результативность (эффективность). При изучении первого объекта состояния (хода) воспитательного процесса предметом диагностики становятся: а) формирование отношений в коллективе класса (межличностные и деловые, внутренние и внешние связи и отношения);б)развитие совместной деятельности (изучение потребностей, мотивов, умений планировать, организовывать, анализировать деятельность);в) культура общения учащихся.
Для определения эффективности воспитательного процесса педагогами разрабатывается целая диагностическая система, состоящая из критериев, показателей и методик изучения. У каждого классного руководителя должна быть своя система, ведь в разных классах заметно отличаются друг от друга состав классного сообщества, целевой, содержательный, организационно-деятельностный компоненты воспитательного процесса, условия его осуществления.
(слайд №9) Чаще всего мерилом эффективности воспитательного процесса выступают следующие критерии:
развитость основных потенциалов человека;
сформированность коллектива класса, его репутации и индивидуальности;
удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.
В соответствии с каждым из перечисленных критериев подбираются показатели и методики изучения.
Завершая характеристику модели эффективной деятельности классного руководителя в современных условиях, необходимо заметить, что данные модельные представления могут быть использованы в целях совершения оптимального выбора путей и способов научно-методического обеспечения успешной работы педагогов-воспитателей, определения содержания самообразовательной работы классных руководителей, разработки дифференцированной системы оплаты их труда. А это, в свою очередь, должно способствовать повышению качества процесса воспитания детей.
В процессе педагогической деятельности и исполнения функций классного руководителя формируется его профессиональная компетентность. Профессиональную деятельность классного руководителя следует рассматривать как непрерывное динамическое явление, направленное на последовательное усвоение и совершенствование профессионально-личностных качеств.
В основных направлениях работы в рамках инициативы «Наша новая школа» определены требования к учителю: «Естественно, новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».
(слайд №10) Характеризуя профессиональную компетентность классного руководителя, важно выделить следующие положения:
классный руководитель должен хорошо знать теоретические основы воспитания и владеть методикой воспитания и обучения;
четко определять свое отношение к тем или иным методическим (воспитательным) системам и технологиям;
владеть педагогической диагностикой, как основой в социально-педагогическом сопровождении каждого учащегося, как средством и способом воспитания учащихся;
находиться в творческом поиске новых форм и содержания в реализации воспитательной деятельности;
стремиться к созданию своего стиля или авторской технологии воспитательной работы с учащимися;
владеть коммуникативной культурой общения как с детьми, так и с их родителями, коллегами;
постоянно заботиться о своем личностном и профессиональном совершенствовании.
Рассматривая формирование профессиональной компетентности классного руководителя в системе повышения его квалификации, следует особо отметить формы достижения указанной цели:
через активное участие в деятельности методического объединения в образовательном учреждении;
через систему семинарских занятий районного, городского, областного уровня;
через организацию открытых мероприятий с целью распространения своего опыта;
через участие в конкурсах разного уровня «Самый классный классный»;
через участие в заседаниях круглых столов, конференциях как условия распространения собственного опыта, так и знакомства с передовым опытом других педагогов;
через обучение на курсах повышения квалификации с целью совершенствования своего мастерства, достижения определенного профессионального уровня, овладения технологической компетентностью.
Для формирования профессиональной компетенции классных руководителей необходимо совершенствовать работу методических объединений классных руководителей. В гимназии работает кафедра воспитания, цели которой: (слайд №11)
Повышение эффективности использования активных педагогических технологий в деятельности классного руководителя.
Совершенствование мастерства педагогов, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.
Совершенствование форм и методов воспитания в школе через повышение мастерства классного руководителя.
В задачи кафедры воспитания входит: (слайд №12)
Внедрение современных воспитательных технологий в работу классных руководителей.
Активизация работы по изучению, обобщению и распространению передового опыта по теме «Современные воспитательные технологии».
Оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы.
Формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе.
Изучение и обобщение интересного опыта работы классных руководителей.
Для работы кафедры используется цикл лекционных и практических занятий, презентаций, выступлений, которые должны помочь классным руководителям осознать необходимость обновления практики построения воспитательных отношений с детьми в изменившейся политической, экономической и социально-педагогической ситуации, познакомиться с опытом эффективной организации воспитательной деятельности, определить пути, формы и способы совершенствования воспитательного взаимодействия с обучающимися своего класса, их родителями.
Главный замысел подготовленных материалов заключается в стимулировании желания и потребности педагогов перейти от словесного к деятельному, от социоцентрического к личностно-ориентированному, от аспектного к системному построению воспитательной практики; вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы; создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности обучающихся, их интересов, стремлений и желаний. Поэтому центральное место в них занимает информация о деятельностном, личностно-ориентированном и системном подходах. Целенаправленное и конкретное их применение позволяет классным наставникам моделировать и создавать в классах гуманистические, уникальные и эффективные системы воспитания учащихся.
Для оценки эффективности работы классного руководителя в начале года рекомендовано всем классным наставникам оформить и вести портфолио класса. Достижения классных руководителей и их классных коллективах в течение года фиксируются в Листе успешности классных коллективов. Уже три года в гимназии проводится конкурс «Образцовый класс года». Было разработано положение о конкурсе и критерии оценивания классных коллективов. (Слайды 13-15)
По-прежнему, классных руководителей волнуют вопросы в нахождении современных форм и методов организации свободного времени учащихся и новых форм работы в классе. Следовательно, работу по указанному направлению предстоит продолжить.