СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная образовательная среда, как эффективный инструмент учителя.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современная образовательная среда, как эффективный инструмент учителя.»

Современная образовательная среда, как эффективный инструмент учителя

На современном этапе развития общества вопросы тщательного изучения такого феномена, как образовательная среда, в общей проблематике исследований качества образования выходят на первый план. Если в ХХ веке в условиях доминирования репродуктивной модели обучения почти всю совокупность образовательных результатов обеспечивал учитель, и, соответственно, практически только от его знаний и способности их передать зависело качество подготовки выпускников, то сегодня в связи с востребованностью компетентного подхода, который, помимо способности воспроизводить знания, требует от человека учебной самостоятельности, навыков сотрудничества и конкуренции, работы в виртуальных средах, умения исследовать и проектировать, критично важным становится все окружение ребенка. Мы можем говорить о том, что в современном образовании педагогическое влияние на детей имеет распределенный характер, и ключевую роль играют сами принципы, согласно которым строится окружение учеников. В широком смысле среда — это все составляющие окружения человека, их характеристики и связи между ними. Следовательно, говоря о среде, мы имеем в виду и архитектуру зданий, и предметно-пространственную организацию, и цифровые технологии, и современное оборудование, и навигацию, и методическую оснащенность, и характер взаимодействия обучающих и обучаемых, и сообщество сверстников, и то, насколько в образовательном процессе используются социокультурное ресурсы района, города, страны, мира.

Мы живем в новое время – время информационных технологий и высоких достижений. Мы все наблюдаем, как «лавинное» нарастание информации вызывает массовое внедрение информационных технологий во все жизненные сферы человечества, в том числе и все сферы образования. Это закон времени.

В связи с этим к образованию предъявляются совершенно новые социальные запросы - набор базовых знаний и умений (цифровых, правовых, финансовых), необходимых для использования возможностей современной цивилизации. Цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории, методов, форм и темпа освоения образовательного материала.

Сегодня качественное образование включает в себя гармоничное сочетание традиционного обучения с применением передовых технологий. Использование новых цифровых ресурсов в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Задача современного учителя разнообразить формы работы, как на уроке, так и во внеурочное время.

Использование современных технологий и цифровых инструментов становится неотъемлемой частью образовательного процесса. По предложению премьер-министра Дмитрия Медведева в 2018 году стартовал новый приоритетный проект «Цифровая школа», который помогает дальнейшему внедрению современных технологий в образование. Целью эксперимента является создание и апробация цифровой образовательной среды (далее - ЦОС) и обеспечение возможности использования ЦОС на постоянной основе на всей территории РФ.

Под «Цифровой образовательной средой» понимается едина информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы.

Система включает в себя:

  1. Информационные образовательные ресурсы.

  2. Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.

  3. Систему педагогических технологий.

Целевая модель ЦОС была утверждена Приказом Минпросвещения РФ № 649 от 2 декабря 2019 года. На создание системы из федерального бюджета выделят 79,8 млрд рублей.

Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

Организационные принципы построения ЦОС:

• Единство — согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.

• Открытость — свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.

• Доступность — неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством Интернет, независимо от способа подключения.

• Конкурентность — свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.

• Ответственность — право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.

• Достаточность — соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.

• Полезность — формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.

В рамках ЦОС также будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб» (см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от 17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.

Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.

Как будет работать проект ЦОС в школах?

Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.

Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:

  • доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);

  • доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;

  • возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;

  • возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;

  • возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;

  • получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;

  • автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.

Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.

Возможные проблемы ЦОС

Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.

Однако при цифровизации образования общество может столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные проблемы и предполагаемые пути их решения.

Проблема

Решение

Увеличение финансовой нагрузки школ

Проведение интернета, обеспечение повышения квалификации учителей, закупка оборудования будут происходить за счет федерального и регионального бюджетов, следовательно, школе не придется тратить деньги на эти цели. Также следует учитывать, что появление электронных библиотек позволит снизить затраты на закупку учебно-методической литературы.

Не хватит специалистов на начальном этапе запуска ЦОС

Необходимо своевременно производить повышение квалификации учителей. Возможно, будет необходимо ввести в школе новую должность (например, «Заместитель директора по информационным технологиям») или же организовать наставничество по вопросам цифровизации.

Нет цифровых методов обучения

Этот риск связан с тем, что цифровые технологии зачастую развиваются быстрее, чем методические. Важно ускорить процесс разработки необходимой дидактической базы.

Неизвестно влияние информационных технологий на здоровье детей — за последние 30 лет практически не проводились масштабные исследования в области детской психологии и нейрофизиологии

Необходимо проводить исследования, которые помогут выявить сильные и слабые стороны цифровой среды в процессе обучения, а также минимизировать риски, связанные с использованием в образовательном процессе информационных технологий.

Риск технических неполадок и сбоев

Наличие достаточного количества специалистов, способных в кратчайшие сроки устранить неполадки.

Подмена истинной цифровизации «оцифровкой»

Настоящая цифровизация направлена на существенное изменение образовательного процесса. Под «оцифровкой» же понимается перенос традиционных методов обучения в оцифрованный вид (например, когда обычный учебник используется в электронном виде).

Чтобы избежать этой проблемы, необходимо составить сильную дидактическую и методическую базу перехода к цифровому обучению.

Технологическая составляющая ЭОС (электронная образовательная среда) объединяет множество устройств: помимо серверов, компьютеров или периферийных устройств (принтеров, сканеров и пр.), сюда входят планшеты, электронные доски, электронные учебники, программное обеспечение и пр. В едином образовательном поле планшет учащегося синхронизирован с интерактивной доской и может выступать в качестве пульта для голосования, учебника, интерактивного пособия или справочника. Планшет учителя здесь же - это инструмент создания урока, его проведения, заполнения оценок и пр. Интерактивная доска позволяет отображать учебный материал, результаты опросов или содержание планшетов учащихся.

Электронный журнал позволяет детям не только получать домашнее задание, но и скачивать необходимые файлы для подготовки к урокам (тесты, справочные таблицы и презентации, аудиофайлы и вопросы для самоподготовки). Родители обучающихся не только могут незамедлительно узнавать об учебных успехах ребёнка, но и прочесть в комментариях учителя о необходимости уделить внимание повторению отдельных тем.

Использование цифровых технологий вызывает все больший интерес у всех участников образовательных отношений. Так, в текущем году с целью поддержки одаренных детей, и помощи их самореализации, активно применяла возможность онлайн-платформ и онлайн-систем в обучении. Так, учащиеся в интерактивной форме занимались на базе онлайн-платформы Учи.ру, «Российская электронная школа», которые позволяют удовлетворять самые разные интересы школьников и выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними применяю индивидуальные занятия с интерактивными тренажерами.

Также, сильно мотивированные учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых в сети Интернет.

В случае, когда необходимо проанализировать, сравнить разнообразные массивы данных, целесообразно применить метод веб-квест (Web-Quest). Цель данного метода – формирование и отработка навыков работы со значительными объемами информации при решении различного типа задач, которые ставит школа и не только. В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, делает его живым и интересным. Полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что обогащенная цифровая среда 21 века должна помочь дать детям современное образование, подтолкнуть их к осознанному выбору профессии, чтобы работать в условиях цифрового общества и цифровой экономики. Но необходимо понимать, что цифровые ресурсы – это только инструмент, они ни в коем случае не замена учителю. Школа дает не только знания, но и позволяет ребенку социализироваться. Учитель знакомит детей с новым, помогает справиться с тревогами, вдохновляет, строит индивидуальный маршрут обучения, сопровождает в этом нелегком пути — никакой компьютер и никакая обучающая платформа в этом заменить учителя никогда не сможет. Именно учителя могут помочь и объяснить, как ориентироваться в огромной и насыщенной разной информацией образовательной среде. Существует стереотип, что современные дети изначально родились готовыми к жизни в цифровом мире. Но только взрослые, имеющие достаточный жизненный опыт, могут помочь не утонуть в море разнообразной информации и научить эффективно использовать информационно-образовательные технологии. Учитель должен обеспечить постоянное сопровождение, поддержку в обучении, только в этом случае использование цифровых технологий не будет для учащихся тяжелой и обременительной работой. Необходимо в рамках цифровой среды обязательно использовать живые чаты с детьми, среда обучения должна быть гостеприимной и, самое главное, эффективной для всех категорий обучающихся. Нельзя навязывать использование только ЦОС, ведь существуют семьи с низким доходом, не имеющие доступа в Интернет. В таких случаях нужно предусмотреть иные формы работы и оценивания учащихся.

Хотелось бы привести цитату из интервью замминистра просвещения России Марины Николаевны Раковой: «Цифровая школа, новая образовательная среда, открытое информационное пространство – это не школа, нашпигованная проекторами и интерактивными досками. Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий».

В заключении хочу отметить, что формирование ЦОС — это непрерывный процесс, обучение в современном мире должно строиться по принципу сочетания «традиции» + «инновации»:

«портфель» + «электронный портфель учащегося» (компьютер, сеть, портал)

«учебники» + «ЭОР к учебнику»

«тетрадь» + «электронная тетрадь»

«класс» + «сетевой класс»

«урок» + «дистанционный урок»

«библиотека» + «информационно-библиотечный центр»

«экскурсия» + «интернет-путешествие»

Результатом деятельности педагога в рамках использования цифровой образовательной среды будут навыки и компетенции, которые невозможно сформировать в рамках формального обучения:

  • Определение цели своего профессионального развития в области использования цифровых технологий.

  • Навыки использования электронных ресурсов и сервисов для организации образовательной деятельности.

  • Разработанный и готовый к реализации учебный локальный или сетевой проект.

  • Высокий уровень предметно-педагогической ИКТ-компетентности.

  • Навыки публичного представления своего опыта работы в цифровой среде.

  • Опыт разработки электронно-образовательных ресурсов, использования дидактических возможностей коллективной работы в сети Интернет.

  • Активное включение в деятельность педагогического сообщества.

  • Знакомство с опытом педагогов по профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде.

  • Опыт обобщения и представления результатов своей профессиональной деятельности.

Результатом этих изменений должно быть: высокий профессиональный уровень педагогов в области работы с цифровыми устройствами, владения педагогическими технологиями и методами использования информационных образовательных ресурсов.