Эссе на тему «Современная школа и Мой предмет»
В наше время многие школьники воспринимают образование как данное, не проявляя энтузиазма по отношению к учёбе. Однако, некоторые из них, наоборот, тянутся к знаниям, понимая, что доступным образование было не всегда, и на протяжении многих веков учиться имели возможность лишь единицы, а остальные могли об этом только мечтать.
Современная школа создаёт все условия, для того чтобы каждый ученик без исключения почувствовал тягу к знаниям, получил качественное образование, смог проявить себя во всех сферах школьной жизни. Главной целью современного образования является развитие способности учащихся ставить перед собой учебные цели, то есть понимать, зачем им нужно учиться, находить пути их реализации (то есть способы выполнения поставленных задач), адекватно оценивать свою работу – всё это называется умением учиться. Современный урок ориентирован на активное взаимодействие учителя и учащихся, где учитель – организатор самостоятельной деятельности обучающихся. Современный учитель постоянно занимается самообразованием, ведь он должен идти в ногу со временем, осваивая новые технологии обучения, мультимедийную технику, изучая и внедряя в свою педагогическую деятельность все возможности сети Интернет. Всё это позволяет учащимся овладеть нужными знаниями и компетенциями, от которых зависит их успешность в будущем.
Система образования включает в себя определённые учебные предметы, которые учащиеся должны освоить в процессе обучения в школе. Традиционно русский язык и литература являются важными предметами, ведь все учащиеся – это граждане России, которые должны отлично владеть своим родным языком, грамотно излагать свои мысли, достаточное количество времени уделять чтению, ведь отечественная литература – это носитель важных смыслов и духовных ценностей нашего народа, а также источник важной информации о прошлом нашей Родины, о том, за что и как нам нужно любить свою страну. Русский язык и русская литература – надёжные источники опыта поколений.
Человек с детства выражает свои мысли на русском языке, именно с его помощью он познаёт мир. Это делает использование языка привычным и не даёт полностью осознавать, что полноценное и грамотное владение языком требует очень много усилий и труда. Ведь недостаточно просто им владеть, нужно научиться грамотно и выразительно на нём говорить, писать, воспринимать без искажений услышанную информацию и уметь точно её передать, не упустив сути. Если ребёнок научится грамотно использовать все ресурсы родного языка, то в будущем он сможет добиться успехов в профессиональной деятельности, потому что всё начинается именно с языка, с речи, с информации.
К сожалению, современные дети «избалованы» Интернетом, ведь для того чтобы добыть нужную информацию, достаточно сделать всего лишь несколько движений пальцами. Уж сколько раз твердили, что не всей информации, добытой посредством «хождения» по сайтам, стоит верить, нужно искать проверенные источники. Но уж нет! Большинство современных ребят предпочитают остановиться на первом результате поиска и, порой даже не читая, предъявить его на уроке. Как же сделать так, чтобы учащиеся захотели самостоятельно добыть качественную информацию? Я очень часто задаюсь этим вопросом. Предпринимаю различные попытки заинтересовать, заставить мыслить, рассуждать, достигать поставленной цели качественно, обдуманно, не останавливаясь на первом результате. Одна из таких «попыток» - написание сочинений на основе прочитанных произведений не из школьной программы. Часто слышу «Зачем вы это задаёте, я же не буду сдавать ЕГЭ по литературе…», «Мы вообще не должны это изучать, зачем нам лишняя информация…» «Что тут писать…», «Я ничего не понял…», «Ну, прочитала, и что? Там не о чем писать…». Но писать есть о чём, если человек умеет правильно использовать средства родного языка. Видели бы вы, как удивляются ребята, когда в процессе долгого и кропотливого пути мы достигаем такого желанного мной (а во время работы появляются уже и заинтересованные ребята) результата – на столах лежат сочинения, написанные на основе прочитанного литературного произведения, работа совместная, но результат у каждого свой, особенный и по жанровой принадлежности, и по эмоциональной составляющей. В общем, детям очень трудно рассуждать, несмотря на то что они носители родного языка и, казалось бы, это не должно было вызывать затруднений, но появление гаджетов, Интернета в какой-то мере исключило эту необходимость. Необходимо заставлять детей мыслить, несмотря на их упорный протест, ведь это так необходимо в наше время, когда развиваются информационные технологии, когда наша речь (устная или письменная) часто выставляется на всеобщее обозрение по всей России: посты, заметки, обращения и многое другое. Именно поэтому очень хочется привлечь ребят к активному изучению родного языка, чтобы грамотная речь стала потребностью каждого ученика. Таким образом, русский язык и литература, несмотря на изменения, происходящие в образовании, никогда не станут второстепенными предметами, ведь где, как не на уроках по данным предметам можно показать насколько богат и удивителен наш родной язык - на примере классической литературы, народной мудрости, различных лингвистических экспериментов. Именно здесь ребята учатся культуре общения друг с другом и взрослыми людьми, учатся использовать в своей речи всё богатство языка: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы и многие другие средства, делающие наш язык очень красивым и выразительным.
На основе филологических дисциплин формируется такая важная способность учащихся в нарастающем информационном потоке – умение мыслить, ориентироваться в информации, определять её достоверность, точно формулировать свою речь.