Современное краеведение как одна из точек опоры патриотического воспитания
Проблемы краеведения
Если проследить за тем, какие проблемы обычно называют сами краеведы, то складывается немного странное ощущение. Они, разумеется, искренни, когда называют главными проблемами зажатость в тематических рамках, утрату интереса молодежью или отсутствие смены поколений. Но для свежего взгляда это выглядит как критика стеклоподъемников или коробки передач на «Москвиче» или «копейке», в то время, как безнадежно устарела вся машина.
Главная и ключевая проблема современного российского краеведения – это именно его несовременность! Отсталость фундаментальная – как в форме, так и в содержании. А уже отсюда вытекают и все остальные проблемы.
Краеведение глазами подростка – это одно из огромного множества возможных его увлечений, это одна из информационных ниш, чье количество растет с бешеной скоростью. А значит, нужно учиться конкурировать с социальными сетями, роликами на Ютьюбе, тектоником и мобильными приложениями. А еще лучше – вплетаться в современные технологии: не конкурировать с ними и жаловаться на поражения, а становиться их частью и побеждать в борьбе за детское внимание. Иначе сейчас не выжить.
К сожалению, опытным педагогам это сделать даже сложнее – они годами накапливали багаж знаний, разрабатывали или перенимали специальные методики. А теперь из-за какой-то там информационной революции должны все это выбрасывать?
Не мне критиковать опытных педагогов, продолжающих за копейки отдавать свое время детям. Но хотелось бы просто помочь тем, кого не устраивает истинное положение дел в краеведческой нише, и кто, при этом, не вполне разобрался в современных информационных реалиях и не знает, с чего начать свою маленькую краеведческую модернизацию.
***
Но об этом немного позже. Сначала вернемся к проблемам и рассмотрим их истоки.
В девяностые годы народ открыл для себя заграницу. Каждый на своем уровне: кто-то мог позволить себе ездить в Париж, Барселону и Монако сам, кто-то – смотреть по телевизору. Если вспомнить, то как раз тогда появилось огромное количество передач о том, как много в мире интересных мест и как здорово в них бывать за счет редакции канала.
По разваливающейся России ездить тогда никто особо не хотел, да и спроса, если честно, не было, и почти каждый тогда выбрал бы между Тулой и Таиландом исключительно Таиланд.
В итоге, за считанные годы сформировалось твердое убеждение, что в России интересного мало, а вот за рубежом – сказка, рай и раздолье.
Поэтому, когда у остальной части населения появилась возможность отдыхать не на даче, а гораздо дальше – начались повальные выезды куда угодно, лишь бы за пределы страны. Турция, Египет, Таиланд, Париж, Гоа… Те, кто мог, брали с собой детей, для которых это становилось самым ярким впечатлением года. Дети подросли, стали ездить сами, брать своих детей…
Можно много говорить, как это стало модой, как фотографии у пирамид в соцсетях стали поддержанием статуса и имиджа, как дети стали воспринимать только пассивный отдых, вроде кинотеатра или «Джойлэнда», но разучились ходить в походы… Мне пришлось удалить две страницы на эту тему, чтобы вложиться в объем доклада и просто сформулировать вывод:
Подавляющее число детей убеждено в том, что интересно где угодно, но только не там, где они вынуждены жить, ходить в школу и делать прочие неинтересные вещи. Интересно в Майами, в Скайриме (это игра такая), в группе «вКонтакте», в Ашане, в Майкопе на выходных, на худой конец… Но только не здесь!..
А в этот момент появляемся мы и пытаемся что-то сказать о том, как во время войны здесь выживали партизаны, как сражались казаки, сражались адыги, пряли веретеном, добывали огонь… И что?.. Если красиво расскажем и покажем – дети с любопытством послушают, посмотрят, некоторые даже скажут: «А ведь это интересно…», но уже на следующий день забудут об этом в своем обильном информационном потоке. Да, мы позовем их снова, потом снова, но о чем мы расскажем им на пятый, шестой, седьмой раз?.. Ведь даже если и откопаем то, что кажется интересным нам, это почти наверняка проиграет в интересности тому, что предложат детям те, в чью работу вкладываются колоссальные деньги, те, кто использует передовые технологии, да и просто подбирает темы, объективно более интересные детям, нежели наши славные герои-партизаны, прялки или первобытные топоры.
Роль краеведения в патриотическом воспитании
А ведь край и краеведение – это одна из точек опоры современной России. Почему край? Потому что, будем откровенны, это то немногое вокруг нас, что бесспорно прекрасно. Мы можем (надеюсь) критиковать олигархов, чиновников, коррупцию, автопром, культуру, сферу услуг, реформы образования, ГМО и что угодно… У нас объективно много неразвитого или плохого. А вот наш край – прекрасен бесспорно, без всяких «но».. Почему краеведение?.. Потому что величие и красота России – особые, нередко требующие расшифровки. Хорошо, когда Ниагарский водопад в пяти километрах шумит – все понятно: большой, громкий, дух захватывает. Хорошо, когда Эйфелева башня торчит рядом, Лувр стоит, или Колизей… А Россия – это непаханое поле в плане археологии, туризма и краеведения. Взять нашу станицу Новосвободную. Это ведь совершенно уникальное место, которое в Википедии соседствует с Троей, Кноссом и Долиной царей. Но кто об этом знает? У нас найден самый древний меч в мире; по неподтвержденной информации – у нас также самый большой по размерам дольмен и самое массовое скопление дольменов в мире – Богатырская поляна… Но эти места не успели так раскрутить, как Стоунхендж, или даже как коммерчески выгодные дольмены в Геленджике. А значит, эти места требуют расшифровки – поначалу придется объяснять, в чем уникальность Богатырки, потому что для нейтрального взгляда – это просто любопытная груда камней. А «ну Иоанн, ну Грозный!» - это уже вопрос, интересный для единиц. Для остальных – гораздо интереснее сфотографироваться под копией Эйфелевой башни возле Тульского, и не хочется их или строителей копии в этом упрекать.
Ведь так же – по всей России, где соседствуют и спорят за внимание либо простенькие копии иностранного, либо никому неизвестное великое и уникальное свое… И нормальный школьник, если ему не объяснить, чем уникальна и прекрасна, к примеру, Богатырка, будет уверен, что у нас в стране имеются только копии зарубежных шедевров, а сами мы, судя по всему, варвары, которым государство дали шведы, архитектуру – итальянцы, грамоту – греки с чехами, а на культуру – американцы с французами скинулись…
***
Задача краеведения – ненавязчиво расшифровывать величие России во всем ее многообразии, формируя уважение к Родине. Но этому сильно мешают регулярные социальные и культурные встряски, которые так часто происходили и происходят в стране. Мы не знаем, что именно в России истинно прекрасно и ценно!..Мы не знаем, где наш фундамент и ищем его то в православии, то в язычестве, то в царизме, то в коммунизме, то в Золотом веке поэзии, то в Серебряном – архитектуры, то скатываемся в Бронзовый и даже каменный, чтобы увидеть точку опоры в «самых-самых продвинутых кроманьонцах» своего времени… И стоит кому-то найти этот фундамент в одном, как сторонники другого – поливают найденное насмешками, а потом непременно меняются местами или совместно поливают фундамент третьих.
Мы не умеем из всего многообразия природных и культурных памятников объективно выбирать и оценивать самое уникальное, привлекательное и интересное. А если и выбираем интуитивно, то не умеем об этом как следует рассказать, поэтому и проигрываем чужим культурам в борьбе за уважение наших детей.
Стоунхендж без объяснения – просто круг из камней. Великая стена имеет всего несколько фрагментов, которые можно показать. Камелот с Круглым столом короля Артура – до сих пор не найден… Но как же красиво и ярко это все подают и объясняют, воспитывая уважение к своим корням!.. Даже США, которым особо нечего вспомнить, фрагменты своей куцей истории чуть ли не золотым порошком посыпают, уверенные в том, что бумажка с декларацией независимости гораздо ценнее Эрмитажа, Тадж-Махала и Акрополя.
Нам не надо им подражать. Нам не надо пытаться сражаться за внимание туристов со всего мира – все равно в ближайшие десятилетия Россия будет в зарубежном сознании оставаться хмурой варварской территорией, где медведи-коммунисты в ушанках и с автоматами Калашникова руками добывают нефть и ненавидят свободу. Слишком уж колоссальные средства вливаются в поддержание этого образа… Но сейчас задача краеведов в том, чтобы открыть Россию для россиян! Чтобы мы и наши дети видели и понимали страну во всем ее многообразии и учились «читать» язык каждого природного и культурного памятника. Чтобы каждый научился ценить свою маленькую родину как часть большой Родины…
Причем, последнее очень важно… Малая родина –это прекрасно. Это ответ глобализации, это уют и феодальная цельность… Однако ориентироваться лишь на малую родину в мире империй – путь к растворению в агрессивных мировых культурах и утрате единого корня.
Поэтому необходимо не только самому упиваться прелестью своей малой родины, но стать активным участником дружеского обмена информацией с остальными уголками России. Делиться своим краем с другими, впитывать в себя особенности и красоту других малых родин и ценить Россию как глубокое слияние в едином русле множества течений этих многоликих малых родин.
Ну не может человек, купавшийся в Байкале, Амуре, Волге, дышавший воздухом Кавказа, гулявший по Аркаиму, стоявший под стенами Кремля и посетивший десяток залов в Эрмитаже – не стать истинным патриотом России!..
А если нет возможности везде побывать, нужно научить друг друга делиться своими малыми родинами при помощи самых современных технологий. Как это делать? Об этом и хочу рассказать подробнее в третьей части доклада.
Современное краеведение собственными руками
Давайте сначала определимся, что понимать под современным краеведением? И первым делом поймем, что не нужно выбрасывать свои разработки, раздавать экспонаты и начинать сочинять краеведческий рэп для привлечения внимания подростков.Нужно просто посмотреть свежим взглядом и обновить собственное видение краеведения тогда и остальные увидят его другим. После чего – сделать всего два больших шага, о которых я скажу немного позже.
Все, что вы до сих пор делали – прекрасно, заслуживает только уважения и обязательно станет основой дальнейшей работы!.. Ведь модернизация – не революция, и наша задача – просто обновить подход к предмету и научиться преподносить его, согласно современным реалиям.
Для начала нужно понять, что краеведение сейчас не может быть массовым. Туризм – может. Краеведение – нет… В станицах и аулах – просто не найти столько неравнодушных детей, сколько хочется видеть академикам-теоретикам. В городах покрупнее – и неравнодушных побольше, но там и соблазны у них – в разы мощнее, и немногие предпочтут изучение края бальным танцам, актерским курсам и секциям боевых искусств… Так что надо изначально ориентироваться на тройку-пятерку фанатов, а остальных либо делать массовкой – первыми потребителями труда активистов, либо привлекать чем-то смежным с краеведением…
Собственно, в этом расширении границ краеведения – и заложен один из краеугольных камней современного подхода. Первая задача – превратить краеведение из почти что академической науки – в средство для личностного роста. Сделать его не целью, а средством – ненавязчивым дополнением, материалом для развития личности!..
Грубо говоря, нужно на краеведческом материале выстраивать систему занятий, которые будут не просто выдавать ученикам порции исторических фактов, а с помощью этих фактов раскрывать в нем способность работать с информацией.
Давно известно, что, возможно, лучший способ впитать знания – это поделиться ими с другим. И именно в этом русле стоит строить свою работу. Причем, очень желательно, чтобы это превратилось в систему. Не услышал-прочитал-выучил-рассказал-забыл. А узнал, переварил, осмыслил, обработал и поделился конкретным информационным продуктом.
Последний момент очень важен. Необходимо приучить учеников доводить дело до конкретного результата, до творческого продукта: газеты, видео-ролика, сообщения в соцсетях или блоге, пусть даже просто мема или демотиватора, ну, или для начала – небольшой стенгазетки с фотографиями и подписями к ним.
Конкретный, готовый продукт имеет огромную ценность. Он как бы фиксирует труд, закрепляет полученные знания и создает ощущение выполненной работы, а заодно – и желание ей поделиться.
В этом плане кружковая газета – оптимальный вариант. Научиться ее верстать на самом деле очень просто: даже в стандартных программах, установленных почти на каждом компьютере. Придется немного повозиться, осваивая их. Но так ведь и мотивация совсем иная: то ли просто изучать историю края, то ли получать журналистскую практику и осваивать информационные технологии?.. А вы вместо скучных отчетов сможете радовать начальство интересным продуктом, если, конечно, не побоитесь раскрепостить учеников и научить их писать не для себя и академиков, а для их же друзей или хотя бы родителей.
***
Итак, первый шаг к обновлению – это слияние краеведения с журналистикой. Причем, газета – это именно оптимальный вариант, но отнюдь не лучший. Газеты объективно отживают свое, и хороши лишь тем, что привычны и удобны для стартового этапа работы. Говоря грубо, с помощью кружковой газеты можно за год-два перестроиться самому и сформировать в учениках навык создания информационного продукта… Разумеется, многим можно остановиться и на этом – слияние краеведения с газетной журналистикой в любом случае даст вам второе дыхание и привлечет новых детей к родному краю.
Тем же, что ставит максимальные задачи, нужно настраиваться сразу на несколько информационных направлений. Задачу-максимум в этом случае можно ставить так:
На предмете родного края подготовить универсальных специалистов в сфере информации, за время работы впитавших уважение и любовь к родному краю и закрепивших это конкретным трудом.
Причем, ваша роль в расширении навыков – скорее, подталкивающая. Если дети научатся делиться своим краем, то они сами освоят новые горизонты: откроют блог, создадут группу в соцсетях, снимут и выложат ролики. Если же не научатся, то вы сами хоть десять групп и блогов откройте: сами же в конце-концов и будете их на себе тянуть.
Что действительно стоит проталкивать лично, так это видео-словарь – одну из вершин информационно-краеведческой деятельности современных реалий. Подробнее о нем в приложении. Здесь же хочется сказать, что идея независимая и фактически нигде в России (возможно, и за рубежом) не воплощенная. Вы вместе с учениками отбираете пару десятков самых интересных мест своего края, разбиваете их по тематическим направлениям и делите между учениками. Затем вместе с ними снимаете любительский видеоряд, монтируете его в простеньких программках (дети наверняка сами умеют), придумываете легкий, интересный текст и записываете его поверх видео. На выходе получаете готовый, озвученный ролик о конкретном месте, который просмотрит в разы больше людей, чем прочитает самый интересный текст об этом же месте. Впоследствии все эти ролики можно объединить в единую базу: районную, республиканскую, всероссийскую – как пойдет…
***
Это все был первый шаг – изменения формы. Второй же шаг модернизации краеведения – это подход к его содержанию с современным взглядом. В виде чистой науки краеведение засохнет, какие формы не ищи… Разумеется, не стоит превращать это в развлекаловку, но это в любом случае должно быть интересно. Ни в коем случае не надо выдумывать на ровном месте мифы и искать «жареные» факты, но любые события можно поворачивать под максимально привлекательным углом, искать так называемую фишку – особенность, уникальность или хотя бы оригинальность. В современном мире популярным и запоминающимся становится то, что можно охарактеризовать в пяти строчках. Это не значит, что все обязательно должно быть примитивным (хотя часто именно так) – просто нужно найти самую интересную информацию, выделить в ней наиболее яркое, запоминающееся, чтобы в пять строчек вложить полноценный образ места, события или человека. Подробности опять же в приложении, но важно, чтобы прозвучало: максимальная концентрация яркого и интересного на единицу текста статьи или времени ролика. Не отсекать информацию, а сжимать ее. Так, чтобы каждый второй калмык или сибиряк, посмотрев ролик (прочитав в соцсетях статью) подумал: «Ух, ты!.. Я и не знал, что в Адыгее такие места есть!». А дальше уже по ситуации:
- Надо другие ролики глянуть.
- Надо бы съездить!
- А почему у нас такого словаря нет?
- Ребята, а давайте тоже сделаем ролики о нас!
- А давайте пригласим этих ребят к нам, а потом к ним приедем – по всем этим красотам-памятникам пройдемся и свои все покажем!
- А ведь правда Васюки – отличная кандидатура для столицы?..
… Да, не стоит сидеть и мечтать о миллионах просмотров и повальном превращении Адыгеи в туристическую Мекку. Нужно просто учить, писать, снимать и делиться. А там уже – как получится. Ведь даже без миллионов просмотров: здорово, если несколько школьников выпустятся, получив журналистский опыт, впитав в себя особенности своего края и закрепив уважение к нему творческим трудом.
Хотя, понятное дело, еще лучше, если плодом Вашей конкретной краеведческой работы с учениками станет Видео-словарь Вашей малой родины, который, при желании, сможет посмотреть любой житель Родины большой.
Памятка по модернизации краеведения
На всякий случай еще раз уточняю, что как краевед слабее любого из вас в десятки раз, и просто хочу поделиться своим практическим опытом в информационной сфере.
Итак, два шага модернизации краеведения.
Шаг первый. Форма
Газета.
Все Ваши научные наработки ценны. Однако стоит приложить усилия и постараться перевести их на легко доступный старшим школьникам язык. Делать это можно постепенно, по ходу развития Вашей кружковой газеты, которая, как минимум на начальном этапе, является оптимальным инструментом краеведческой работы.
Помним, что краеведение будет особенно интересно ученикам, если делать его не целью, а средством развития в них навыков журналистов.
Для газеты понадобится в среднем пять учеников, желающих научиться работать с информацией. Один из них должен взять на себя роль технического редактора, остальные пусть пробуют себя в разных рубриках, и вскоре выяснится, кому это вообще неинтересно, кто захочет освещать развлекательные школьные мероприятия, а кто все-таки возьмет на себя обязанность работать именно с краеведческим материалом…
Поначалу, однако, Вы должны быть готовы самостоятельно сделать любую работу, вплоть до верстки (а, скорее всего, и лично писать большую часть материалов). Повторюсь, освоить навыки верстки в том же «Паблишере» («Publisher») – никак не сложнее, чем то, что Вы уже на своем веку делали. Причем, это крайний вариант, а, вероятнее всего, кто-то из учеников и так это умеет, даже если в школе и нет собственной газеты. Если есть – выбивайте рубрику или страничку-две (лучше, если сразу независимый двусторонний вкладыш), если нет – создавайте свою газету, но не замыкайтесь на ней, а используйте как средство взаимодействия с другими учителями, особенно историками и руководителями других кружков. Это старо, как мир, но если в Вашей газете будет статья про школьный КВН и фотографии с конкурса «Мисс-Зима», то кто-то из тех, кто откроет ради этого, вполне вероятно, узнает и о том, какая замечательная Марья Васильевна жила на соседней улице, каким патриотом был Аскер Нурбиевич и какие ценные археологические находки были обнаружены в километре от Клуба, где проходил тот самый КВН.
Не нужно сразу много обещать и замахиваться на восьмистраничный еженедельник. Оптимальная форма для первого полугодия – раз в месяц на четырех страницах А-4. В крайнем случае, всегда можно подготовить спецвыпуск, если вдруг свалилось много интересного материала, который имеет какую-то временную актуальность.
Кстати, об этом. Лучше все-таки избегать временной актуальности – Ваши газеты поначалу будут уходить «в пустоту», и хорошо, если их можно будет с интересом читать и задним числом, просто как подшивку или сборник всех выпусков на сайте школы (группы «вКонтакте» и еще где либо).
Не бойтесь писать сами и настраивайте учеников на то же самое. Знайте: в стране десятки тысяч людей наверняка пишут лучше вас, а сотни тысяч – хуже. Но все они публикуются в Сети, и Вы имеете на это такое же право. А читатель всегда найдется, если не прятать газету под столом в чулане.
Обменивайтесь газетами с другими школами – это отличная взаимная мотивация.
Постарайтесь после третьего-четвертого номера подтолкнуть ребят к созданию группы «вКонтакте», которая рассказывала бы о Вашем крае. Там можно выкладывать материалы, полные номера газет, общаться с ребятами из других школ и регионов. Но не взваливайте это все на себя! Если ваши ученики не дозрели до этого, все равно ничего путного не выйдет, и Вы только получите лишний груз ответственности и круг обязанностей.
***
Видео-словарь.
На данном этапе развития информационных технологий – идеальное средство рассказа о своем крае. Кратко напомню. Вы:
- Выбираете 10-30 интересных мест, людей, событий края.
- Делите их на категории (у нас, например: древняя история, царская история, советская история, современность, люди, природные достопримечательности).
- По желанию распределяете категории между учениками, желательно разбивая по парам. Если учеников мало, можно слить воедино категории или раздать по несколько.
- Составляете примерный план последовательности описания мест. Выбираете первое.
- Вместе с ответственной парой обдумываете примерный сценарий и композицию.
- Идете в поход или на прогулку с ребятами, где снимаете материал изначально любительского качества.
- Пишете текст, держа в уме от трех до пяти минут длительности всего ролика. Текст должен быть рассчитан на слуховое восприятие, а значит быть легким. В каждой категории свои особенности, но сразу желательно придерживаться определенной композиции. Например, для природных достопримечательностей: краткая историческая справка, реальная история, связанная с местом, легенды, мистика (если есть), уникальность (оригинальность или хотя бы особенности), короткий, емкий вывод, который сжимает в себя самое интересное и должен запоминаться у зрителя в остатке.
- Подбираете под текст видеоряд.
- Монтируете видео в одной из многочисленных программ (я пользуюсь «VideoPad» - простой в использовании программкой).
- Еще раз редактируете текст.
- Записываете текст на любую из программ звукозаписи сами, либо (это лучше) помогаете сделать это ученикам.
- Накладываете звук поверх видео.
- Выкладываете готовый ролик везде, где хотите.
На самом деле все гораздо проще, чем кажется при прочтении!
Почему именно видео-словарь? Плюсы:
- Строгая композиция и изначально готовый каркас.
- Заранее очерченный круг тем.
- Возможность постепенного наполнения без временной привязки.
- Возможность дальнейшего развития проекта в виде районного, республиканского, всероссийского словарей. Базы единых и схожих данных все больше завоевывают Интернет, и всегда очень ценится, когда похожая информация находится в едином месте, взаимно рекламируя свои отдельные части и поднимаясь выше других в поисковиках.
***
Шаг второй. Содержание
О содержании довольно много сказано и в описании первого шага, поэтому просто пару советов.
Простейшие занятия с учениками:
- «Монолог чего-то там». Пишут первое пришедшее в голову слово, после чего в течение десяти минут сочиняют монолог от имени того, что написали. В дальнейшем можно усложнять, уточняя темы и стиль: например, монолог селедки о закате, анкета лавочки на сайте знакомств.
- Работа с заголовками. Ученики должны переворачивать предлагаемые заголовки так, чтобы они были максимально привлекательными.
- «Путаница».Ребята пишут сочинения на заданную тему так, чтобы без указания явных деталей-подсказок в сочинении можно было угадать другого ученика.
-Пятистрочье. Регулярно проводить занятия, на которых ученику нужно описать что угодно («Войну и Мир», последний поход, фильм, местную достопримечательность) в пяти строчках. И сделать это так, чтобы сжать в них самое яркое и важное – чтобы, прочитав эти пять строк, можно было создать в голове яркий образ описанного.
Напоминайте, что не нужно выдумывать лишнее в описании края. Просто интересно преподносить то, что есть. В крайнем случае, можно использовать форму признания мифа мифом. Причем, это можно делать с малоизвестным мифом, о котором узнают от вас же, тут же прочитав, что это был именно миф… Скажем, «вопреки последним слухам, русалки в Хаджохе не водятся. Но пока мы их искали, узнали много интересного, пусть и не такого загадочного». И честно, и внимание привлекли…
***
Общее.
Ищите самый естественный способ подачи себя и своего кружка. Если Вы – опытный краевед, давите на то, что с помощью ребят расскажете всей стране много интересного. Если не очень опытный – ставьте вопрос как «Давайте вместе открывать для себя наш край!». Если приезжий, как я, и дети знают о крае больше Вас, выбирайте самый удобный стиль «Расскажите мне о нем! А я буду по ходу учить вас ,как это делать наиболее интересно»…
Приучайте, что родной край заслуживает уважения в независимости от обстоятельств, подчеркивая, при этом, что как раз нам еще и повезло, ведь, скажем, в Черповце и других «котельных» страны (при всей их великой жертвенной роли, в том числе и для нас) – гораздо сложнее привить любовь к малой родине. У нас же здесь – множество точек опоры для носителей самых разных ценностей: от древнейшей истории до истории адыгов и царской истории, от козачества до дольменов, от ВОВ до простого эстетического наслаждения прекрасной природой…
Помогайте сразу выбирать дружеский тон обмена с другими регионами. Не «мы круче, потому, что у нас горы и водопады!», а«Вы хороши полями, вы – Эрмитажем, вы – лесами, вы Байкалом, мы горами, а Россия – всем этим!..».
И для прочувствовавших все это будут уже не нужны никакие другие занятия по воспитанию патриотизма.