«Современное отцовство: стереотипы и новые тенденции»
Введение
Некоторые авторы называют отцовство «самым творческим, сложным, захватывающим, пугающим, всепоглощающим, обогащающим, опустошительным опытом в жизни мужчины» (Pruett, 1987. – С. 282). Интерес к отцовству стал появляться после публикаций, посвященных изучению привязанности младенцев к родителям и пересмотру феномена «материнская депривация». С конца ХХ века возникло понимание того, что, полностью сосредотачиваясь на матерях, ученые упускают из виду более широкий контекст, в котором растут дети. До этого роль отца в развитии ребенка и функционировании семьи недооценивалась. Падение интереса к роли отца отчасти объяснимо влиянием теорий Фрейда (1936), утверждавшего, что важнейшее влияние на развитие ребенка в младенчестве оказывает мать. Воwlby (1951) подкрепил это убеждение, предположив, что роль отца в развитии ребенка вторична по сравнению с ролью матери. Вплоть до 1970-х годов фигура отца в семье оставалась в тени фигуры матери. Традиционно мужчинам в обществе приписывалась инструментальная роль, женщинам – экспрессивная. Инструментальная роль включает в себя способность разрешать проблемы, независимость, рациональное мышление, не эмоциональность (Darling & Baxter, 1996; Parsons, 1951). Экспрессивная роль, напротив, предполагает внимание к чувствам и эмоциям. Последнее десятилетие отмечено значительными изменениями в этой области. Эту эволюцию можно проиллюстрировать на примере переизданий знаменитого руководства Бенджамина Спока по уходу за детьми (Ноrnby, 1988). В издании 1946 года Спок подчеркивал, что отцы должны предоставлять матерям материальную поддержку. В издании 1957 г. предположил, что отцы могут помогать матерям в 88 уходе за ребенком, хотя и на вторых ролях. В книге 1985 года (Spock & Rothenberg) утверждал, что отец несет равную с матерью ответственность за развитие ребенка. Еще одним свидетельством возрастания важности отцов стало увеличение числа публикаций об отцах в последние годы (Darling & Вахtеr, 1996; Ноrnby, 1988; Ноuser & Seligman, 1991; Мау, 1991; D.J. Меуеr, 1995). Повышение интереса к отцам произошло по нескольким причинам (Ноrnby, 1988; Рruеtt, 1987). C повышением числа работающих матерей возрос интерес к другим членам семьи, берущим на себя заботу о ребенке, — одним из которых, естественно, является отец. Сокращение рабочей недели означало, что у многих отцов появилось больше времени для общения с семьей. Далее, изменения в законах об опекунстве привели к увеличению числа отцов-одиночек, получающих опеку над ребенком. Традиционные гендерные роли смягчились, и ассоциирование женщины – с материнством и заботой о детях, а мужчины – с зарабатыванием средств на пропитание стало не столь жестким. Наконец, недостаток информации об отцах и отцовстве поощряет исследователей, особенно мужчин, изучать эту семейную роль с самых разных точек зрения. Характеризуя ролевые позиции отцов на разных стадиях детского развития, следует особо остановиться на одном из мифов об отцовстве, утверждающем, что для отца ребенок начинает относительно интересным лишь после трехлетнего возраста. Однако, согласно данным Lamb (1983); D.J. Меуеr, Vadasy, Fewell & Shell (1985); Lamb & Меуег (1991), эмоциональный контакт с младенцем характерен не только для матерей – отцы также инстинктивно умеют общаться с младенцами и ухаживать за ними. Более того, отцы интересуются своими новорожденными детьми и хотят проводить с ними больше времени. В сущности, в период младенчества отец проявляет не меньшую чувствительность к настроению и самочувствию ребенка, чем мать. Другие исследования, перечисленные этими авторами, открывают нам некоторые различия в поведении отцов и матерей, возникающие вскоре после рождения ребенка. Матери больше времени посвящают уходу за ребенком – отцы предпочитают с ним играть. Отцы держатся с детьми более активно и спонтанно, не боятся подбрасывать их в воздух, вообще предпочитают физические игры, в отличие от матерей, которые чаще играют с детьми в ладушки, прятки и т.п. Однако отцы, как и матери, в своих играх приспособляются к уровню развития ребенка, что доказывает равную чувствительность отцов и матерей к развитию младенца. Эти общие наблюдения показывают, что отец вполне способен заботиться о маленьком ребенке и полноценно общаться с ним.
Современное отцовство
Критерии типологизации отцовства многообразны. Это и традиции родительского воспитания, влияние образования, окружения, отношение к ребенку и даже воспитательные фобии, маскулинные представления об отце как идеальном мужчине и др. На формирование отцовской позиции, ее реализации и коррекции на мужчину влияет его ближайшее окружение (друзья, знакомые, родственники). Их мнения и взгляды способны изменять динамику и логику внутрисемейных отношений через изменение взглядов и позиций супруга, его новое понимание роли отца. Результаты экспериментального исследования представлений об отцовстве юношей 19 – 25 лет позволили выделить девять типов представлений (Р.В. Овчарова, В.И. Вязовченко, 2003): ● «ответственный отец» – это тип отца, основным качеством которого является ответственность. Ответственность – это осознанная необходимость выполнения принятых обязательств, она равнозначна чувству долга, характерному для зрелой личности;
● «обучающий отец» – это отец, способный быть готовым к родительству и уметь обучать ребенка. Готовность к родительству предполагает способность взять ответственность за воспитание всесторонне развитой личности;
● «сотрудничающий отец» – это тип отца, ответственного и готового к родительству, обучающего и любящего; он обладает практичностью и бескорыстен. Отец готов интересоваться детьми, уважать их, сотрудничать с ними и при этом быть всегда в хорошем настроении;
● «доминирующий отец» – это тип отца, представляющего собой личность, которая гордится ребенком. Иногда такой отец может кричать на ребенка и при этом не боится извиниться перед ребенком, если не прав;
● «честолюбивый отец» – это тип отца, уважающий детей, готов интересоваться детьми и гордиться ими;
● «доверяющий отец» – это тип отца, характеризующий его следующим образом: доверяющий, любящий и уважающий детей, готовый к родительству, не боящийся извиниться, всегда помогающий и обучающий;
● «альтруистичный отец» – это тип отца, которому свойственно быть любящим, прощающим, не боящимся извиниться, ответственным и воспитывающим;
● «властный отец» – это тип отца, обладающего качествами сильного, строгого, благоразумного, практичного родителя. Он может быть справедливым и прощающим, уважающим детей. В то же время он иногда кричит, но не боится извиниться. Он часто хвалит ребенка, опекает его, всегда отдохнувший и слушающий ребенка;
● «воспитывающий отец» – это тип отца, о котором говорят как сильном, благоразумном, практичном и ответственном, доверяющем детям, всегда понимающем и уважающем детей. Он всегда счастливый, радостный, добрый, доволен детьми. Являясь опытным родителем, он в то же время может чего-то не знать и открыт для совершенства. Таким образом, у современных юношей 19–25 лет, которым предстоит стать родителями, можно выделить 9 типов представлений об отцовстве: ответственное и честолюбивое, обучающее и воспитывающее, сотрудничающее и доминирующее, доверяющее, альтруистичное и властное. Помимо указанных типов отцовства, существует и ряд других типологий отцов, рассматриваемых в биполярном или метафорическом контексте. Биполярная типология, как правило, сводится к выделению идеального и проблемного отцовства. Идеальный отец относится к детям как к равным и принимает активное участие в их воспитании. Распространенной ошибкой многих отцов является излишний авторитаризм или отгороженность от семьи, детей. Интересны, но не бесспорны появившиеся тенденции равного участия матери и отца в воспитании детей, начиная с младенческого возраста. Участие отца в родах и активный уход за ребенком в раннем возрасте, конечно, укрепляют отношения внутри семьи, но вынашивает, рожает и кормит грудью ребенка мать, поэтому влияние отца будет усиливаться с возрастом детей.
Заключение
Образцы поведения отца формируют нравственный облик ребенка, и особенно это важно для мальчика, который воспринимает и создает для себя эталонный образ «настоящего мужчины». Проблемные отцы создают сложности в социальном становлении своих сыновей, у детей повышается агрессивность, они теряют адаптивность и гибкость в решении личных и социальных проблем. В дальнейшем сложно будет стать отцом тому, кто не был для отца сыном (И.С. Кон). В зависимости от отношения к ребенку выделяют определенные «типы» отцов, назовем их: – «папа-мама» – по-матерински заботливый папа, он берет на себя все функции мамы: искупает, накормит, уложит спать; – «мама-папа» – отец, который главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду; он безропотно тянет родительскую ношу: заботлив, нежен, без перепадов настроения; ребенку все разрешается, все прощается, и он может превратиться в маленького деспота; – «Карабас-Барабас» – отец-пугало, злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы»; в семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья; – «крепкий орешек» – непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромисс, не облегчающий участь ребенка, когда он сам не прав; – «попрыгунья-стрекоза» – папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом; его идеал – свободная жизнь, без ответственности за судьбы близких людей, семья для него – тяжелая ноша, ребенок – обуза, предмет заботы жены (что хотела, то получила!), при первой возможности этот тип превращается в приходящего папу; – «добрый молодец», «рубаха-парень» – с ним интересно, легко, весело, он любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной жене, семье; ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить; – «ни рыба, ни мясо», подкаблучник – не имеет своего голоса в семье, во всем вторит жене, даже если она не права; опасаясь ее гнева, в трудные для ребенка моменты он не осмеливается перейти на его сторону, поддержать.
Литература
1)Крыжановская Л.М. Психология семьи: проблемы психологопедагогической реабилитации. – М.: Московский психологосоциальный институт, 2005
2) Кузнецов А.В. 100 Советов Доктора Папы, или Как воспитать Счастливого Ребёнка. – Москва: Издательство АСТ, 2016
3)Козлов В.В., Фетискин Н.П. «Трудные дети»