СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные аспекты диагностики уровня адаптации детей в условиях специализированного дома ребенка

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

При  поступлении в дом ребенка, переводе из одной группы в другую все дети раннего возраста переживают адаптационный стресс, так как отсутствие привычного контакта со взрослыми, общение с новыми людьми и незнакомая обстановка лишают ребенка ощущения защищенности. В результате возможен дезадаптивный вариант развития, особенно распространенный среди детей с психофизическими нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Современные аспекты диагностики уровня адаптации детей в условиях специализированного дома ребенка»

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОМА РЕБЕНКА

Майданник Светлана Ильинична, логопед Республиканского специализированного дома ребёнка города Донецка Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики

При поступлении в дом ребенка, переводе из одной группы в другую все дети раннего возраста переживают адаптационный стресс, так как отсутствие привычного контакта со взрослыми, общение с новыми людьми и незнакомая обстановка лишают ребенка ощущения защищенности. В результате возможен дезадаптивный вариант развития, особенно распространенный среди детей с психофизическими нарушениями.

Под адаптационным поведением мы понимаем поведение, связанное с преодолением стрессовых ситуаций при изменении условий как длительного, так и кратковременного характера.

Критерии, характеризующие особенности поведения ребенка в разных ситуациях: это сочетание эмоционального фона, уровня активности и направленности поведения.

Положительный эмоциональный фон представляет основу для появления ориентировочно – поисковой активности, позволяющей адаптироваться к новым условиям существования (новый взрослый, переход из привычной среды в незнакомую, новая система отношений).

Уровень адаптированности основывается на таких показателях: интенсивность реакции и её положительная или отрицательная направленность. Самой низкой границей оказалось отсутствие эмоциональной реакции и поведенческой активности.

Повышение активности предполагает усиление реакций – в том числе и резко негативных, с постепенной их заменой на позитивные, с появлением положительного эмоционального фона и конструктивной активности ребенка:

1б. Отсутствие активности при стертых отрицательных эмоциональных реакциях (тихий плач, хныканье, страх, обездвиженность, отсутствие попыток к какому-либо сопротивлению).

2б. Отсутствие активности, направленной на изменение ситуации, при более выраженных эмоциональных реакциях (подавленность, напряженность, пассивное подчинение).

3б. Появление агрессивно - разрушительной активности, направленной на выход из ситуации (активный двигательный протест, крик, агрессивные действия). Переход от пассивного к активному эмоциональному состоянию.

4б. Ребенок выходит из состояния оцепенения, наблюдается появление положительного эмоционального фона с незначительными проявлениями конструктивной активности. Но это состояние нестойко, любой новый раздражитель может привести к возврату отрицательных эмоциональных реакций.

5б. Появляется устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, что позволяет ребенку проявить поисковую активность, проанализировать ситуацию и признать её безопасной. Активность проявляется как в речевом, так и в действенном плане (смех, голосовые реакции, свободное передвижение в пространстве).

6б. Отмечается радостный эмоционально-положительный фон настроения. Ребенок вступает в активный контакт со взрослыми и с окружающими предметами, может проявлять поисковый, ориентировочный интерес.


Первые 2 балла характеризуют неготовность ребенка к преодолению стрессовых ситуаций и предполагают дезадаптивный вариант поведения.


Оценка 3 балла означает, что намечается активный протест. В некоторых случаях он ведет к преодолению стрессовой ситуации и дальнейшей адаптации. Но при неверном отношении взрослого к поведенческим реакциям ребенка и ошибочных воспитательных воздействий может способствовать формированию патологических черт характера.


Оценки в 4 – 6 баллов объединяют различные по степени выраженности эмоциональные и поведенческие реакции, характеризующие появление положительного эмоционального фона и позитивной активности, что характерно для адаптивного варианта поведения.


В новых условиях существования особо выделились два обстоятельства:

  • Необходимость пребывания ребенка в новом помещении;

  • Неизбежность контакта с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

Среди детей с нервно-психическими нарушениями только 10% хорошо адаптированных к новой обстановке. У большинства детей ни новое

помещение, ни игрушки не вызывают интереса и не способствуют появлению положительных эмоций. Защитой в этой ситуации могут быть только взрослые. Поэтому дети активно ищут у них поддержки. Только убедившись в наличии необходимой защиты, в позитивном отношении к себе и своим переживаниям ребенок приходит в более спокойное эмоциональное состояние.

Наиболее значимым для ребенка показателем положительного отношения взрослого оказывается тактильный контакт. Для некоторых детей он может быть сравнительно непродолжительным, а для других должен длиться достаточно долго. При этом даже дети, которые изначально отвергают тактильный контакт (не идут на руки, вырываются) в дальнейшем изменяют свое поведение. Убедившись, что тактильная близость не несет опасности, они успокаиваются и сами активно стремятся к такому контакту, который в итоге оказался для них сильнейшим элементом защиты. По мере успокоения на руках у взрослого и исчезновения страха перед новым помещением ребенок постепенно начинает проявлять интерес к игрушкам.

Сначала появляется интерес к действиям взрослого с игрушками. Дети с удовольствием наблюдают, как играет взрослый, хотя сами в игру не вступают. Затем сами включаются в игру, проявляя активность и самостоятельность. Таким образом, ни игрушки, ни создание игровой мотивации сами по себе не служат средством преодоления стрессового состояния. Только при эмоционально-тактичном контакте взрослого с ребенком дети выходят на доступный им уровень адаптации: становятся способными организовать самостоятельную игру и проявляют присущий им уровень активности.

Нельзя забывать, что для многих детей, даже при уже достигнутом благоприятном эмоциональном фоне, необходимость подчинения требованиям взрослого и жестким условиям выполнения задачи оказываются стрессирующим фактором. Можно предположить, что не только в условиях организованной игры, но и в быту необходимость выполнения непривычных требований в новой для детей ситуации, а главное – достижения заданной цели, является большой трудностью.

Очень важно для ребенка и двигательно-активное поведение взрослого, направленное на физический контакт с ребенком. Оно не должно превышать тот уровень, который обеспечивал бы ребенку, находящемуся в стрессовом состоянии, чувство безопасности. Важна и положительная оценка взрослого во время деятельности ребенка. Порицание приводит к отрицательной эмоциональной реакции, к дезорганизации деятельности, т.е. является для детей выраженным стрессирующим фактором.

Заключение: Важнейшими психологическими критериями уровня адаптированности ребенка раннего возраста являются эмоциональный фон, общий уровень и характер познавательной и поведенческой активности, интенсивность и гибкость реакций на изменение привычной ситуации, инициативность в установлении контакта со взрослыми. Эти показатели закономерности изменяются в зависимости от этапа адаптационного процесса. Проявления адаптационного стресса значительно сильнее выражены у детей с психофизическими отклонениями, чем у нормально развивающихся детей.


Факторы, вызывающие у ребенка состояние стресса:


  1. Вынужденность контакта с незнакомыми взрослыми;

  2. Необходимость подчинения требованиям взрослого или жестко регламентированным условиям выполнения действий;

  3. Переход из знакомого помещения в незнакомое и непривычное;

  4. Чрезмерно активные и неожиданные действия взрослого в непосредственной близости от ребенка, нарушающие его персональное пространство;

  5. Порицающее воздействие взрослого, которое приводит к выраженной отрицательной реакции и к дезорганизации деятельности;

  6. Ограничение времени, отводимого на выполнение действий.


Список литературы:


  • Исаев Д.Н. «Психосоматическая медицина детского возраста», 1996г. «Руководство для врачей».

  • Морозова Е.И. «Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего возраста» - «Дефектология № 4» – 1997г.

«Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» М. Медицина, 1980г.