Современные аспекты патриотического воспитания школьников
«От того, как мы воспитаем молодежь, зависит то,
сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя».
В.В. Путин
Тема патриотизма не новая в педагогике. Но и нельзя ее назвать устаревшей, изжитой. «На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общества, в конечном итоге укреплять нашу страну» - заявил наш президент В.В. Путин. Патриотическое воспитание всегда стояло на первом месте у сильных и суверенных государств. Сегодня тема патриотизма наиболее острая и животрепещущая, особенно для нашей страны. Перед каждым педагогом стоит один из сложнейших вопросов: как у ребенка пробудить чувство патриотизма? Я считаю, что каждый человек рождается с чувством патриотизма. Только оно спрятано где-то глубоко. Его надо пробудить. Любовь к своему Отечеству, на мой взгляд, сравнима с любовью к матери. Все мы подсознательно любим свою мать, не только за то, что она кормит нас, поит, одевает, а просто так, за то, что она у нас есть. Так и с чувством к Родине. Любовь к своей стране есть у каждого, только кто-то это чувство неосознанно в себе резко подавляет, кто-то его не замечает и относится ко всему с безразличием, а кто-то, наоборот лелеет это теплое чувство в своем сердце.
Как же нам, педагогам, помочь детям распознать любовь к своей стране, как же нам ее усилить? В современной ситуации сделать это довольно не просто. С чем же это связано? Прежде всего, с эпохой глобализации и информатизации. Глобализация отменяет культурные границы государств, стандартизирует мышление. Дети постигают чужеродную культуру, образ жизни, они смотрят на красивые картинки и считают, что там, в других странах людям живется намного счастливее.
Не маловажным в современном мире и является процесс информатизации и компьютеризации. Дети предпочитают находиться в виртуальном мире игры, а не в реальном. Дети почти не интересуются тем, что происходит вокруг них, заменяют личное общение виртуальным. Все это ведет к безразличию. Что влечет за собой инфантильность и отсутствие чувства патриотизма. Дети просто не знают, что это и для чего им сейчас он нужен.
Еще одной проблемой, на мой взгляд, является пережиток прошлого, наше недавняя история: разруха 90-х гг., когда авторитет нашей страны упал у российского населения до минимальной отметки. Молодые люди оскорбительно относились к России. И это поколение 90-х, разочаровавшейся молодежи в нашем государстве, теперь воспитывает своих детей, передавая им этот негатив. Например, крайне неодобрительно родители отзываются о службе в армии, считают, что служить должен кто-то другой. Хотя именно желание служить в армии мы можем считать ярким проявлением патриотизма.
Многие родители, занятые карьерой, бытовыми вопросами считают патриотическое воспитание уделом школы. А ведь не секрет, что основные идеи и идеалы ребенка закладываются в семье. Именно семья должна объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Ведь именно семья формирует у ребенка чувство любви и преданности к Отечеству.
Несомненно, что одну из главных ролей в патриотическом воспитании должно играть государство. Государство разрабатывает идеологию, создает направления развития, поддерживает духовное развитие граждан на достойном уровне. Эта система идеально действовала в Советском Союзе, когда каждый гражданин был полон любви к своему Отечеству и искренне считал, что советские граждане – самые счастливые люди на свете.
Сейчас этого нет. Сейчас все перечеркнуто. Но необходимо отметить, что сложная международная обстановка заставила наше правительство задуматься о необходимости патриотического воспитания. В связи с этим, наш президент В.В. Путин заявил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм». Президент не один раз в своих выступлениях говорил, что русский человек сильный духом. Неоднократно простой мужик доказывал себе и миру, что перед всеобщей бедой мы объединяемся, ставим свои интересы на второе, третье место, а любовь к Родине – на первое, главное место. Я с президентом полностью согласна. Любовь к Отечеству заложена в нас с рождения, она у нас в крови, нам только необходимо ее пробудить, не спугнуть то еще легкое, неясное чувство в душе детей, не затоптать еще ее не окрепшие ростки.
В современных условиях педагог должен подойти особенно осторожно к воспитанию патриотических чувств. Необходимо именно с первого класса прививать чувство ответственности за совершенные поступки, любовь к ближнему, чувство гордости за свою страну. Ведь всем известно, что заставить любить Родину нельзя, любовь надо пробудить, сделать это чувство более сильным. А самое главное сейчас необходимо дать детям понять, что крепкой, сильной, несгибаемой страной Россию может сделать каждый из нас, если внесет свою лепту в жизнь государства, будет радеть за общее дело.