Современные формы и методы оценивания достижений учащихся Сизова Н.Е.
С 2012года в образование введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях.
Задача учителя в современной школе – не только дать знания по обучаемым предметам, но и воспитать личность, способную адаптироваться в условиях, найти свое место в жизни. Теперь ученик – главная фигура на уроке, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты. В связи с этим, изменилась и система оценивания достижений учащихся.
Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся.
В настоящее время согласно Закону об образовании РФ «каждое образовательное учреждение свободно в выборе системы оценок для промежуточной аттестации Конкретные требования к выставлению отметок могут быть закреплены «Положением о нормах оценок по предметам», которое принимается на уровне учебного заведения и может содержать как общие критерии оценивания, так и конкретные количественные показатели работы или устного ответа, за которые выставляется та или иная отметка.
По предметам в начальных классах тоже разработаны достаточно четкие критерии оценивания всех видов работ учащихся.
Текущая успеваемость в течение обучения в начальной школе, оценивается по традиционной пятибалльной системе.
На практике получается, что мы работаем в условиях, когда действует прежняя (пятибалльная) система оценивания, но в тоже время основные документы по ФГОС требуют новых форм и методов оценивания достижений учащихся. ФГОС определяют требования к результатам освоения образовательной программы начального, среднего общего образования.
В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.
Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)»
В своей работе я использую различные методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.
Учебники предусматривает текущий, промежуточный, предварительный и итоговый контроль, содержит очень разнообразные задания, которые позволяют достаточно точно оценить уровень владения учащихся материалом
Для постоянного текущего контроля я применяю такую форму оценивания, как тестирование. По окружающему миру я использую тестирование после прохождения темы. Это не занимает много времени на уроке.
Необходимо отметить, что УМК Школа 2100 содержат достаточно много необходимого материала для оценивания достижений обучающихся и построено таким образом, что все выше перечисленные методы и формы отражены в заданиях учебника и в рабочей тетради, а также в тетрадях для контрольных работ.
Текущий, промежуточный, предварительный и итоговый контроль, содержит очень разнообразные задания, которые позволяют достаточно точно оценить уровень владения учащихся материалом, Имеются разнообразные задания творческого характера.
Структура УМК способствует проведению постоянного, последовательного, достаточно объективного определения уровня владения учебным материалом.
Учебник русского языка имеет 17 разделов, каждый из которых содержит обычно от 5 до 9 уроков в зависимости от сложности материала. Каждой новой теме, которая изучается в разделе, соответствует проверочная работа в тетради для контрольных и проверочных работ. Ничего не надо изобретать, чтобы провести текущий и итоговый контроль. Материала более чем достаточно. А также даны стандартизированные тесты.
Итоговый контроль в конце четверти по математике проводится в форме стандартизированного теста.Выполнив тест, учащийся сами может оценить свои достижения, выставить баллы и даже перевести их в пятибалльную систему. В учебниках, в тетрадях для контрольных работ после каждого теста даются таблицы перевода баллов в пятибалльную систему оценок. Так, начиная уже в начальной школе, дети сами оценивают свои результаты.
Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания с самых первых шагов освоения учебного материала.
На уроках я часто использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ: экономит время учителя, развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать, позволяет быстро проверить знания большого количества учащихся,
В заключение хочется отметить, что у учителя имеется немало форм и методов оценивания достижений учащихся, но самое главное учитель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: ученик должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению Самое главное учитель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: ученик должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению.