«Современные формы и проведение классных часов
в начальной школе»
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня.
Под руководством педагога школьники включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Важно помнить, что классный час должен представлять собой диалог: учитель-ученик. Одним словом, это классный праздник, на успех которого работает каждый.
Формы проведения современного классного часа.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Виды проведения классного часа
Организационный (коллективное обсуждение классных и школьных дел).
Час подведения итогов (четверти, года).
Час для разрешения конфликтной ситуации, возникшей в классе.
Тематический.
Час для решения конкретных воспитательных задач определенных в плане.
Интеллектуально-познавательный.
Интеллектуально-познавательный классный час
Цели: 1. Развивать познавательный интерес учащихся.
Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
Тематический классный час
Цели: 1. Развивать кругозор учащихся.
Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
Нравственный классный час
Цели: 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок .
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников.
4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать точку зрения и уважать чужую точку зрения, и др.) (нельзя проводить часто).
Информационный классный час
Цели: 1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района.
2. Применение знаний, полученных на уроках истории и обществоведения.
3. Формирование своего отношения к происходящему.
4. Развитие исследовательских умений.
Выбор форм классного часа зависит:
- от уровня развития коллектива;
- от особенностей класса;
-от возрастных особенностей детей.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
дискуссионные формы
формы состязательного характера
творческие формы
игровые формы
формы психологического просвещения
подвижные формы
формы работы вне школы
Дискуссионные формы:
- диспут,
- дискуссия,
- конференция,
- круглый стол,
- вечер вопросов и ответов,
- встреча с приглашенными людьми,
- лекция,
- лекторий,
- аукцион;
Формы состязательного характера:
- конкурс,
- викторина,
- путешествие,
- КВН,
- эстафета полезных дел,
- смотр,
- парад,
- презентация,
- турнир,
- олимпиада;
Творческие формы:
- фестиваль,
- выставка,
- устный журнал,
- живая газета,
- творческий труд,
- представление (проектов),
- юморина,
- спектакль,
- концерт,
- ярмарка;
Игровые формы:
- ролевые игры,
- сюжетные игры,
- интеллектуальные,
- игры – катастрофы;
Формы психологического просвещения:
- тренинг,
- исследование;
Подвижные формы:
- веселые старты,
- малая олимпиада,
- школьная олимпиада,
- день...(атлетики, здоровья и т.д.);
Формы работы вне школы:
- экскурсия,
- поход,
- выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Введение в начальной школе новых государственных стандартов продиктованы важностью проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения. Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него государственности и патриотизма. Доказано, что, чем раньше мы начинаем знакомить детей с самой разной символикой, тем способнее они ее воспринимают. Учитывая актуальность и значимость проблемы, предлагается классный час по изучению государственной символики России. Например, классный час «Россия- родина моя», «Конституция моей страны» и др.
В начальной школе провести нравственный классный час
не просто. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому нравственный классный час должен строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. О чём же мы говорим на таких классных часах?
Интересна и познавательна такая форма проведения классных часов, как экскурсия.
«Час таинственных дел»
В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, класс готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт к юбилею любимого учителя или к какому-то школьному празднику; подготовка спектакля, самодеятельного подарка, газеты или к конкурсу.
Не менее важная и актуальная проблема школы – сохранить здоровье детей!
Классный час - игра «Откровение»
(Можно использовать в качестве игры на классном часе духовно-нравственного направления).
Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса «только хорошие новости» - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются, о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.
«Праздник есть художественная организация общественной жизни, в которой всё сконцентрировано, всё сжато, всё приобрело эффективную волнующую форму», - отмечал А.С.Макаренко.
Праздник превращается для детей в настоящую сказку.
Он надолго запоминается детям.
Часто мы между собой говорим:
-Здорово, что с этого учебного года, внерабочее время классного руководителя стало частично оплачиваемое. Спасибо президенту В.В.Путину
Время не стоит на месте, век новых технологий позволяет нам работать по новому.
Например, для меня новой формой работы стал мой статус в телефоне.
Выкладывая в статус различные познавательные сообщения для детей и родителей, я предлагаю им подумать, проанализировать разные ситуации и сделать вывод самостоятельно. А уже в классе их разобрать. Многим это откликается.
Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники, встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям строилась жизнь класса.
В заключении хочу пожелать коллегам, успешно завершить учебный год и творческих успехов в новом учебном году! Освоить и успешно применять на практике современные формы и методы классного часа.
Спасибо за внимание!