СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья по профилактике и коррекции речевых нарушений в условиях дошкольной образовательной организации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются актуальные виды коррекционной работы учителя – логопеда совместно с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыто содержание современных форм взаимодействия участников образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Современные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья по профилактике и коррекции речевых нарушений в условиях дошкольной образовательной организации.»

Современные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья по профилактике и коррекции речевых нарушений в условиях дошкольной образовательной организации


Г.А. Баранова,

кандидат педагогических наук, доцент

ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула.


Е.М. Козлова,

учитель-логопед,

МКДОУ «Детский сад №9 компенсирующего вида»,

г. Ефремов, Тульская область.


Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные виды коррекционной работы учителя – логопеда совместно с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыто содержание современных форм взаимодействия участников образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова. коррекционно-педагогическая работа, участники образовательного процесса, формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.


Сотрудничество педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности и  взаимной дополняемости – одно из важных направлений развития дошкольной образовательной организации. Сегодня семья рассматривается как субъект, имеющий собственное отношение к образовательной, коррекционной деятельности и  значительной роли в  этой деятельности. Поэтому очень важно ориентироваться в работе с семьей на субъект-субъектное межличностное взаимодействие специалистов сопровождения и родителей, на признание приоритета интересов семьи в коррекционно-педагогическом просвещении и консультировании.

К основным задачам сотрудничества учителя - логопеда и родителей детей с ОВЗ относятся формирование у  родителей мотивации к коррекционной работе с детьми. Учитель-логопед разъясняет, как правильно развивать речь детей, поддерживать и закреплять речевые умения и  навыки, полученные на логопедических занятиях.

Формы работы с семьей многогранны. Это: словесные; словесно – практические; наглядные. Рассмотрим более детально каждую из заявленных форм взаимодействия педагога с семьей.

Словесные формы: 

1. Беседы, предполагающие оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Одной из первых задач в работе учителя-логопеда является изучение семей и особенностей семейного воспитания каждого ребенка для выбора оптимальной индивидуальной программы развития. В течение года с родителями детей проводятся индивидуальные беседы по запросам родителей. Индивидуальная работа имеет  преимущество над коллективной, так как позволяет установить более тесный контакт с ребенком. 

К словесно – практическим формам относится анкетирование, помогающее выявлению отношения родителей к речевым нарушениям, имеющимся у ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.

2. Консультации (общие и индивидуальные). Использование учителем-логопедом в образовательном процессе консультаций для родителей означает, что каждый родитель должен как можно больше знать об особенностях речевого развития своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дополнительно. Кроме этого в процессе консультаций учитель-логопед старается привлечь родителей к обсуждению различных проблем, тем самым выстраивая отношения сотрудничества с родителями по коррекции нарушений развития речи ребенка.

3. Родительские собрания, направлены на формирование основ сотрудничества и взаимодействия, дружеских, партнерских отношений, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводиться в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, ролевой игры. 

Нужно подчеркнуть, что в своей работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) учитель-логопед большое внимание уделяет наглядным формам обучения. К ним относятся: информационный стенд, он отражает тематику занятий, дает ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, знакомит родителей с новыми приемами коррекционный работы с детьми.

Родителям даются практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например, артикуляции, по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка (как проверить уровень развития фонематического слуха, лексического запаса ребенка).

К практическим формам работы можно отнести: открытые занятия, занятия-практикумы. Так, например, открытые занятия, позволяют родителям познакомиться с приемами проведения игр и упражнений с детьми, определить уровень успеваемости на занятии у своего ребенка, в сравнении с другими детьми. 

Занятия-практикумы. В их организации основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Отметим, что в своей работе учитель-логопед широко использует средства видеотеки. Например, занятия, консультации, индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые учителем-логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему) и др. Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. Создавая видеотеку, учитель-логопед помогает родителям в проведении с детьми дополнительных занятий по развитию речи детей. Учитель-логопед обращает внимание родителей на правильный отбор дисков с занятиями, консультациями, практикумами по интересующим темам и особенностям просмотров дисков в домашних условиях.

В образовательном процессе учитель-логопед использует библиотеку игр и упражнений, которая может быть стимулом активного участия родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические задания, упражнения на развитие внимания, памяти и др.

В своей работе большое значение учитель-логопед отводит индивидуальным формам работы с родителями. Например, отбирает задания в копилку методических рекомендаций. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладел ребенок за определенный промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть, чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Большое внимание в работе с родителями учитель-логопед уделяет организации индивидуальных практикумов. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий под чутким руководством учителя-логопеда. Например, в выполнении артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики.

В процессе проведения индивидуальных практикумов учитель-логопед может использовать следующие средства обучения: экран звукопроизношения, дневники наблюдений, папки-передвижки и др. Например, экран звукопроизношения, который показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

Дневники наблюдений за речевым развитием ребенка. Такие дневники информируют родителей об успеваемости ребёнка. Отметки, конечно же, не выставляются, но есть своя шкала оценивания, где красная звездочка, означает, что ребенок успешно справился с выполнением задания, зеленая – надо немного постараться, синяя звездочка – проработать это задание еще раз.

Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы.

В целом, отметим, что использование учителем-логопедом различных форм и методов работы с родителями позволяет:

- организовать совместную работу учителя-логопеда и родителей по профилактике и преодолению речевых нарушений;

- учитывать особенности индивидуального развития ребенка;

- реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольной образовательной организации и семье.