Государственное автономное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Карасукский политехнический лицей»
Доклад
на тему «Современные методики формирования патриотизма и гражданственности»
Выполнила:
Преподаватель истории
Гусева В.В.
Карасук, 2019
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Понятие патриотизма включает в себя:
Чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос
Уважительное отношение к языку своего народа
Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства,
свободы и независимости (защита Отечества)
Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине
Гордость за социальные и культурные достижения своей страны
Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ
Уважительное отношение к историческому прошлому Родины,
своего народа, его обычаям и традициям
Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее,
выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины
Под гражданским воспитанием подростков понимается целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путем передачи системы специальных знаний, развития чувства уважения к истории своего народа, к законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию.
Именно поэтому работа в обозначенном направлении решает не только учебно-методические проблемы, но и задачу, зафиксированную в модели выпускника, который должен быть «духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личностью, способной на сознательный выбор жизненной гражданской позиции».
Актуальность задачи патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в «Государственной программе патриотического воспитания граждан РФ на 2016–2020 годы», утвержденной Правительством РФ в декабре 2015 г.
Госпрограмма направлена на создание условий для повышения уровня консолидации общества при решении задач устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности страны.
Помимо госпрограммы действует программа по военно – патриотическому воспитанию и формированию гражданственности у студентов ГАПОУ НСО «Карасукский политехнический лицей». В ней отображены актуальность военно-патриотического воспитания и формирование гражданственности у студентов в настоящее время, этапы, формы, а также ожидаемые результаты реализации данной программы. План работы по патриотическому воспитанию в ГАПОУ НСО «Карасукский политехнический лицей» корректируется каждый учебный год.
Хочу привести высказывание российского политика и историка Натальи Нарочницкой: «Человек и нация не могут жить только хлебом единым. Рынок или плановая экономика – это просто инструмент. Поэтому так важно с детского сада приучать к тому, что честь, долг, ответственность, вера, Отечество, любовь – это главные ценности, а все остальное лишь механизм». В этой фразе сформулированы основные качества гражданина, которые общество должно воспитать в каждом ребенке.
Направления гражданско – патриотического воспитания:
Историко – краеведческое направление
Посещение музея
Посещение памятников
Встреча с ветеранами ВОВ и труда, с ветеранами Афганской войны.
2. Духовно – нравственное направление
Конкурс чтецов
Конкурс военной и солдатской песни
Концерт для ветеранов ВОВ и труда
Литературно-музыкальная композиция «Одна на всех, мы за ценой не постоим»
Мероприятие, посвященное годовщине вывода войск из Афганистана
3. Героико – патриотическое направление
Уроки мужества
Классные часы
Тематические пятнадцатиминутки
Лекции – выставки в библиотеке
Предметная декада по учебной дисциплине «История»
Акция «Подарок ветерану»
Акция «Георгиевская ленточка»
Участие в параде, посвященном «Дню Победы».
Участие в акции «Бессмертный полк»
Акция «Свеча памяти»
4. Спортивно – патриотическое направление
Военно - спортивное мероприятия «А ну-ка, парни!»
Учебные военно – полевые сборы
Соревнования по пулевой стрельбе
5. Профессионально – трудовое направление
6. Социально – патриотическое направление
Праздник мам
Участие в фотоконкурсе «Семья, материнство, детство»
Конкурс плакатов
Линейка торжеств
Профилактика Здорового образа жизни
Распространение ВИЧ, СПИД и наркомании как угроза обществу.
7. Гражданско – патриотическое направление
Урок «Россия – многонациональное государство».
Флэш-моб, познавательный час в библиотеке для студентов «Наш флаг», «История России!»
Участие в голосовании на выборах
Большую роль в формировании гражданских качеств и выработки гражданской позиции у подрастающего поколения играют уроки истории, где становление гражданственности проходит через:
1. развитие демократических гражданских качеств;
2. выработку осознанности гражданской позиции;
3. сохранение баланса между свободной личной инициативой и ответственностью перед обществом;
4. стремление к активным действиям для решения существующих проблем.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма студентов. Познавая историю Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за её будущее и настоящее, студент утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все ещё делается так, как должно быть. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.
Формирование гражданственности на современном уроке, в полной мере не возможно без использования ИКТ. Учебные материалы по истории имеют большое количество иллюстративного материала, фотографий, документальных источников, при этом они позволяют услышать голос непосредственных участников исторических событий, которые делятся впечатлениями и размышлениями, увидеть документальные кадры, что дает возможность не только наилучшим образом донести до учащихся тот строй мыслей и чувств, который в них заключен, но и ощутить особое эмоциональное звучание документа. Конечно, это производит сильное впечатление, не позволяет ученикам оставаться равнодушными, заставляет задуматься о том, что значит для человека Родина, что сделали для нас наши предки
Таким образом, главная цель работы, которая заключается в воспитании патриотизма, гражданственности, любви к родной стране, уважении к отечественной истории достигается через проведение уроков истории, предметных декад, изучение военно-патриотической литературы, участии в мероприятиях, которые проводились в соответствии с программой по военно – патриотическому воспитанию и формированию гражданственности у студентов ГАПОУ НСО «Карасукский политехнический лицей».