ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Тема
«Современные методики и технологии
в обучении и воспитании детей»
Применение «БиС» технологии в детском саду
выполнила
Калаева Елена Викторовна – воспитатель I кв.кат.
МБДОУ «Детский сад № 26 «Дюймовочка» г.Зеленодольска РТ
Слушатель курсов повышения квалификации
«Интеграция детских видов деятельности как механизм обеспечения целостности образовательного процесса»
Применение «БиС» технологии в детском саду
Государственные образовательные стандарты нового поколения указывают на необходимость реформирования всех систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральными фигурами учебного процесса, чего не наблюдалось при традиционном обучении.
Научить всему невозможно. Куда важнее научить учащихся добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.
Поэтому так актуальны, сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. Одной из таких технологий является «БиС» - технология Ф.Я.Вассермана (технология управления качеством образования «Биоинформатика и синергетика»).
Казахстанский ученый, кандидат педагогических наук Вассерман Федор Яковлевич разработал технологию управления качеством обучения в общеобразовательной школе (и в детском саду) «Биоинформатика и синергетика», основу которой составляет уникальная система измерителей качества
Биоинформатика - способность мышления обрабатывать информацию (биологическая среда и информационные возможности мозга).
Синергетика - взаимодействие всех субъектов обучения, направленное на качественное усвоение учебной информации (самоорганизация).
Суть технологии БиС - это создание работающей системы для общеобразовательных школ, в которой учебно-воспитательный процесс должен быть максимально настроен на ученика на каждом уроке, по каждому предмету, в каждой школе. Но некоторые приемы могут быть использованы в детском саду для повышения качества подготовки детей к школе, так как технология в целом направлена на повышение качества обучения и ставит своей целью развитие мышления ребенка и его интереса к образовательному процессу.
По БиС - технологии учебный процесс организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Так на традиционном занятие мы можем опросить и оценить 5-7 детей. При работе же по БиС- технологии в группе работает каждый ребенок, на каждом занятии.
К главным инструментам технологии автор относит:
МПМ - матрицу посадочных мест. Она разработана для увеличения уровня охвата воспитателем детей в группе на занятие. Применение МПМ заключается в следующем:
МПМ рисуется на доске. Она отражает порядок, в котором дети сидят за партами в группе.
Рис.1
Ряд у окна Средний ряд Ряд у двери
A B C D E F
1 + - 1 + - 1 + +
2 + + 2 + + 2 - -
3 + + 3 - - 3 + -
4 - + 4 + + 4 + +
5 + - 5 + + 5 - -
У каждого ребенка своя ячейка, куда заносятся все отметки о его достижениях в ходе занятия. Во 2 младшей и средней группах рекомендуется использовать картинки.
Работа по МПМ напоминает игру в морской бой и идет строго с использованием символов. Воспитатель задаёт вопрос, затем указывает ячейку, но не называет имени и фамилии, например: можно сказать А1 и ребенок, сидящий за первой партой первого ряда у окна должен встать и ответить на поставленный вопрос. Время на начало ответа не более 3 секунд. Ставится плюс или минус, запрещается использовать другие символы. Опрос происходит произвольно и не по порядку. Никто из детей не должен знать, когда и на какой вопрос ему нужно ответить. Рекомендуется метод отслеживания: если ребенок отвлекся, то в этот момент его и нужно указать в матрице. При помощи МПМ удается достичь высоких скоростей включения всех детей на занятие и добиться показателя в 90 ответов на одном занятие в группе из 30 человек. Важно, что самим детям это нравится, для них это игра, которая развивает скорость мышления, внимания и логику. Заполнение МПМ происходит у всех на глазах, и каждый ребенок получает и принимает спокойно то, что заслужил на занятие.
Управление качеством невозможно без точных измерений во времени. Для этого разработан норматив времени выполнения задания «5+30».
Работает следующим образом: перед началом выполнения задания воспитатель предупреждает, детей о том, что после того, как первые 5 детей выполнят задание, всей группе останется всего 30 секунд для окончания работы. Это позволяет ориентироваться на лучших учащихся и стандартизировать время выполнения заданий. При этом время выполнения заданий в разных группах может быть разным в зависимости от подготовки детей.
3.Организация восприятия - начало работы по хлопку.
Хлопки, выполняемые на протяжении занятия, служат средством концентрации внимания. Дети делают синхронно 1 хлопок и переходят к выполнению задания. По окончании работы дети обмениваются листками, звучит команда: «Ручка в руках - это ошибка».
4.Для тренировки памяти используется методика опорных слов.
Данная методика помогает сделать краткое введение в новую тему.
Перед началом занятия на доску заносятся опорные слова (в детском саду - схематичные рисунки) по изучаемой теме в количестве 7, 14 или 21 слова.
7 слов начальный этап. 14 слов, если 7 слов дети легко запоминает. Объясняется значение слов.
По окончании нормы времени на запоминание опорные слова закрываются и дети воспроизводят слова (схемы) за то же время, за которое запоминали.
По окончании времени на запись, опорные слова открываются, дети обмениваются листочками и подсчитывают друг у друга количество слов, а затем сообщают учителю, который заносит результаты в МПМ.
Норма времени для запоминания опорных слов: 7 слов - 30сек. 10 слов - 45 сек. 12 слов - 1 мин. 16 слов - 1 мин 50 сек.
5.Критический и перекрёстный опрос.
Критический опрос, содержит в себе: 10 правильных и 20 ошибочно построенных вопросов.
Правила построения вопроса: первая часть вопроса строится при помощи отвлекающих вопросов: где, когда, почему, по какой причине, сколько, каким образом, откуда и т. д.; вторая часть вопроса заведомо должна быть ошибочной.
Перекрёстный опрос проводится для опроса по теме занятия на понимание темы и по результатам работы с опорными словами. Работа начинается по 3 хлопкам. Результаты заносятся в МПМ. Затем воспитатель объясняет то, что не поняли дети.
Вассерман разработал уникальную систему измерителей качества образования: обучения, воспитания и развития и установил нормативный показатель качества обучения - не ниже 63 %, т. е. если в группе 30 детей, то материал должны усвоить не менее 19.
Механизм контроля, измерения уровня усвоения материала состоит из 3 единиц измерения:
НПС (нижний порог сложности) соответствует уровню актуального развития ребёнка (по Выгодскому) и предполагает подачу минимального количества учебных элементов.
ППС - промежуточный порог порог сложности. Предполагает удвоение учебной нагрузки.
ВПС - верхний порог сложности соответствует уровню ближайшего развития. Соответствует в 3 раза большему уровню единиц учебных элементов по сравнению с НПС.
В детском саду используются 3 вида карточек:
НПС - жёлтая (проба),
ППС - зелёная (закрепление),
ВПС - красная (память).
По хлопку, дети начинают работать на жёлтой карточке (используется метод 5+30), затем меняются карточками для взаимопроверки. Воспитатель прикрепляет на доску карточку с правильными ответами. Затем воспитатель проходит по рядам для проверки и заносит результаты в МПМ. По этому алгоритму проходит работа с зелёными и красными карточками.
Используя данную технологию, педагоги становятся тренерами по развитию мышления, специалистами по качеству, повышают уровень своего профессионализма. Детям нравятся такие занятия, а там, где интерес, там и качество.
Одними из первых которые опробовали « БиС» технологию в городе Зеленодольск «Гимназия №5 Зеленодольского муниципального района и «Детский сад №54 «Звёздочка» с Осиново» Зеленодольского муниципального района РТ
Подробно о новой технологии рассказала Гульшат Хакимова, учитель гимназии №5. По «БиС» технологии работает в экспериментальном режиме уже третий год. Преподавателей обучал создатель уникальной образовательной технологии управления качеством образования Федор Яковлевич Вассерман – кандидат педагогических наук, президент Общественного Фонда «Качество и образование», научный консультант Фонда Образования Н. Назарбаева.
В феврале 2019 при поддержке Академии наук Республики Татарстан, ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», на базе нашего детского сада №26 «Дюймовочка» состоялся республиканский семинар – практикум по теме «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации», где практическая часть была представлена открытыми занятиями по следующим технологиям: исследовательской, ТРИЗ, БИС. Мы одними из первых решили опробовать технологию « БиС», думаю, что внедрение технологии позволяет улучшить работу дошкольных образовательных учреждениях по всем основным процессам обучении, воспитании и развития детей.
Выводы:
БиС-технология формирует способность мыслить неординарно, посвоему видеть проблемную ситуацию, выход из нее.
• Дети учатся обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности.
• Интерактивные методы обучения развивают такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного поиска истины.
• При данной методике обучения каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
• Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.
Приложение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 26 «Дюймовочка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан |  | Татарстан Республикасы Зеленодол муниципаль районың муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем учреждениясы “Балалар бакчасы “Дюймовочка” төре №26” |
адрес: 422540, Республика Татарстан, г.Зеленодольск,
ул. Тургенева, д.31, тел. 8(84371) 5-60-09
Конспект занятия по речевому развитию
в подготовительной к школе группе
на тему: « Пересказ сказки « Лиса и козел»».
Технология : БиС.
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества; совершенствовать умения связно, последовательно, выразительно передавать содержание сказки по схемам; использовать графический план в виде схемы ; продолжать учить передавать диалог в лицах, меняя интонации в соответствии с переживаниями персонажей сказки; использовать выразительные средства (интонация, мимика, жесты).
Развивающие задачи: Развитие скоростного, логического и критического мышления, развивать зрительную и слуховую память, внимание; координацию и двигательную активность; выразительность речи, коммуникативные навыки. Выполнение регламента технологической карты.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, уверенность в себе, умение устанавливать партнёрские взаимоотношения во время пересказа.
Словарь: слова, обозначающие эмоциональные состояния – лукавая, испуганная, злая, веселая, грустная; фотовыставка, «зазевалась», «горюет», «бранится», «насилу», «вон из колодца».
Демонстрационный материал: графический план в виде схемы, иллюстрации к сказке.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок с участием лисы, рассматривание иллюстраций; игры – этюды на выражение эмоций
Предварительная работа: чтение русских народных сказок с участием лисы, рассматривание иллюстраций; игры – этюды на выражение эмоций; обыгрывание сказок детьми с помощью пальчикового театра.
Вводная часть
(4-5 мин)
Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем занятие присутствует 6 детей, чтобы считать что занятие у нас получилось, мы должны набрать 5 баллов. 5 – волшебное число, число нашего с вами успеха.
Ребята, мы поиграем в игру « Запомни картинку» ( На слайде 7 картинок)

В: назвать картинки 1 раз: лиса, горюет, колодец, жарко, козел, бранится, веревка .
Ребята, вы должны очень внимательно рассмотреть, чтобы все картинки запомнить.
Назвать еще 2 раза 7 слов. Запомните, у вас всего одна минута. Картинки закрыть.
Время закончилось. Подвинули к себе белый, длинный лист. Приготовили карандаш.
Хлопок и опорные слова закрываются. (Время по песочным часам 2 мин.)
Кто закончил, встает и хлопает.
Команда: Карандаш в руке – ошибка. Взаимопроверка. Меняются карточками.
Ребята, вам понятен смысл этих слов.
Ответы детей:
-Аскар , объясни , как ты понимаешь слово горюет? ( испытывает печаль, страдание)
-Милана, объясни, как ты, понимаешь слово, бранится? (выражает недовольство)
Предлагаю сосчитать наши плюсы и записать в таблице « Успеха».
Взаимопроверка.
Основная часть
(15 мин)
В древние времена, когда русские люди еще не знали букв( т.е. не умели писать) , они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала, рассказывала своим детям. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся сказки, поговорки , потешки, песни. Я знаю, что вы очень любите сказки и поэтому предлагаю послушать сказку «Лиса и козел».
Чтение сказки. Опрашивать детей по МПМ. Записывать ответы в МПМ.
Вопросы к сказке.
-Что случилось с лисой?
Ответы детей: Лиса упала в колодец
-Почему лиса упала в колодец?
Ответы детей: Потому что лиса зазевалась
-Кто подошёл колодцу?
Ответы детей : козел
-Почему козел спустился в колодец?
Ответы детей: Очень хотел пить.
-Кто спас козла?
Ответы детей: Козла спас хозяин.
- А с кем лиса бежала по лесу?
Ответы детей: Лиса по лесу не бежала, она бежала одна по дороге.
-Правда ли лиса хотела съесть козла?
Ответы детей: Нет, не правда.
-Как хозяин спустился в колодец?
Ответы детей: Хозяин не спускался в колодец.
- В колодце было много воды?
Ответы детей: Нет, в колодце было немного воды.
Сосчитать количество плюсов в МПМ и заполнить в таблице « Успеха».
Хлопок.
Ребята. Предлагаю поиграть в другую игру « Собери предложение» Перед вами схемы предложений. Вы должны подобрать подходящие схемы к предложениям, которые я зачитаю.
Итак, первое предложение.

1.Бежала лиса по дороге. Взаимопроверка. Дети сравнивают с образцом.
Воспитатель записывает ответы в МПМ.
2. Идет по той же дороге козел. Взаимопроверка. Дети сравнивают с образцом. Воспитатель записывает ответы в МПМ.

3.Козел прыгнул в колодец. Воду замутил, чуть лису не задавил. Взаимопроверка. Дети сравнивают с образцом.
Воспитатель записывает ответы в МПМ.

4. Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога , да и вон из колодца. Взаимопроверка. Дети сравнивают с образцом. Воспитатель записывает ответы в МПМ.

5. Принес хозяин веревку и козла из колодца вытащил. Взаимопроверка. Дети сравнивают с образцом. Воспитатель записывает ответы в МПМ.

Заключительная часть
(4-5 мин)
Спасибо ребята. Предлагаю сосчитать наши плюсы и записать в таблице «Успеха».
Кто из детей набрал больше плюсов, назначаются учителями, кто меньше плюсов учениками. Учителя рассказывает сказку по частям. В этом вам помогут иллюстрации к сказке.
Рефлексия.
9