СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные методы формирования коммуникативных компетенций обучающихся на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На муниципальном семинаре- практикуме обменивались опытом работы с коллегами.  Мы также выступали на методической площадке "Педагогическая мастерская".

Просмотр содержимого документа
«Современные методы формирования коммуникативных компетенций обучающихся на уроках английского языка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НЫГДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА








«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»







Работу выполнила: Банзаракцаева М.А.,

учитель английского языка







2025 г.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников.

Важной частью обучения английскому языку является развитие интереса к предмету, так как хорошо может получиться то, чем увлекаешься, что нравится делать. Но начав учить язык с удовольствием в начальных классах, в среднем и старшем звене, учащиеся постепенно остывают к нему. Возрастные индивидуальные и образовательные особенности школьников потребовали использования более эффективной методики преподавания английского языка. Поэтому, в своей преподавательской деятельности за основу мы берем коммуникативный подход обучения английскому языку в школе. Коммуникативная методика преподавания была разработана в Кембридже более 50 лет назад, и в настоящее время отлично работает в Европе и США, её эффективность подтверждается результатами применения в европейских странах. По мнению доктора педагогических наук Германа Константиновича Селевко компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

Компетентность – эффективное взаимодействие с окружающим миром. Это качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

В течение всего периода обучения иностранному языку у детей формируется коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:

- лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;

- социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения, которая определяет выбор языковых форм;

- дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении; - стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;

- социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.


Рис.1



Нам нужно «Учить, создавая условия для самореализации каждого учащегося в соответствии с его интересами и способностями, для максимального удовлетворения его интеллектуальных потребностей».

Нам нужно заинтересовать ребят различными формами и приёмами работы на уроке, которые позволяли бы эффективно формировать коммуникативную компетенцию. В изучении английского языка в школе мы разрабатываем каждый урок, исходя из практической задачи – способности вступать в общение. Весь процесс обучения английскому языку подчиняется основной задаче - формированию коммуникативной компетенции.

В процессе приобретения коммуникативной компетенции и учитель, и ученик проходят несколько ступеней, к которым мы можем отнести толерантность, понимание и принятие иностранного языка, а также способы поведения в проблемных коммуникативных ситуациях, знание грамматики и лексики.

Из четырёх составляющих, на которых держится любое преподавание языку: чтение, письмо, разговорная речь и восприятие речи на слух: особое внимание нужно уделять именно двум последним.

Рис.2

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания своих систем речевого поведения, соответствующих целям и ситуациям общения. Коммуникативная компетенция носит сложный комплексный характер, это совокупность речевой, языковой лингвистической и учебно-познавательной компетенций.

Наиболее приоритетными направлениями, определяющими коммуникативный подход к обучению английскому языку в школе, считаются:

- отбор и организация учебного материала;

- моделирование в учебном процессе ситуаций общения и способы

- формирование речевых навыков обучающихся;

- самоанализ и управление учебной деятельностью на занятиях с учителем;

- самостоятельная работа.

Систематизация языка как средства общения должна отвечать трем основным требованиям:

1.созданию лингвистических основ обучения английскому языку с учетом языкового опыта обучаемых и владения ими родным языком;

2.обучению их определенному (полному или избирательному) варианту английского языка;

3.соответствию условиям, в которых реализуется обучение коммуникативной функции английского языка и овладение ею учащимися.

Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство.

Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий.

В своей деятельности, коллеги, нам надо научить детей говорить на английском языке, обращая внимание на личность учащегося. Можно очень долго и поэтапно тренировать отдельно взятое умение и навык, но гораздо интереснее осмысленная деятельность на уроках английского языка, где надо решать проблемы, искать их способы решения, а не получать их в готовом виде.

Методы формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Взяв коммуникативный метод за основу, используем наряду с ним различные методики: мы проводим традиционные уроки, уроки-соревнования, уроки-беседы, игровые уроки, уроки-праздники. Такие уроки позволяют каждому учащемуся проявить себя в осмысленной деятельности, почувствовать себя немного актером, использовать свои знания по теме, написать свое сочинение и т.п. Коммуникативный метод, в первую очередь, призван снять страх перед общением.

Барменкова О.Е. в своей работе описывает использование видео-урока для развития коммуникативной компетенции. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. "Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы" [Барменкова, 1993. с. 20-25]. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти.

Следующим методом развития коммуникативной компетенции является использование урока-экскурсии.

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование страноведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения, который сочетается с любым УМК, дает возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенции.

В целом метод проектов позволяет учащимся:

показать знания в области языковой системы в пределах программного минимума, навыки оперирования этими знаниями;

Данный метод мы используем на обобщающем уроке по определенной теме.

Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно, мы стараемся искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету. Одним из таких приемов является использование на уроках новых информационных технологий, которые представляют собой процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, средством осуществления, которого является компьютер.

В своей работе мы используем компьютерные технологии по нескольким направлениям:

использование готовых компьютерных обучающих программ;

создание собственных компьютерных презентаций;

Использование готовых компьютерных обучающих программ, является наиболее распространенным в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Все они основаны на использовании готовых мультимедийных учебных курсов, предлагающих упражнения на закрепление изучаемого фонетического, грамматического и лексического материалов. Материал данных учебных «пособий» представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического раздела по различным аспектам, включенным в обязательный минимум содержания образования по иностранным языкам. Данную часть программы используют в качестве дополнительной работы на уроке.

Создание собственных презентаций, создаваемых для урока, позволяют быстро и эффективно решить проблему наглядности на уроке. Создание таблиц, текста это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них. Использование презентаций возможно на любом этапе урока.

При изучении новых лексических единиц мы используем картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводный метод представления лексики.

При изучении грамматики используем анимационное выделение наиболее сложной или важной информации, например, способ образования множественного числа существительных или глагола to be. На некоторых этапах работы можно использовать метод «кластер», который считается очень эффективным в обучении английскому языку.

Для закрепления изученного материала используем заранее созданные упражнения, например, с пропусками вспомогательного глагола во всех временных формах.

Применение презентаций при знакомстве с английским алфавитом, при изучении грамматического материала, при знакомстве и повторении правил чтения, для стимуляции речевой деятельности, и с целью контроля знаний т.к. информационно-коммуникативные технологии, активизируют внимание всего класса, поддерживают познавательный интерес, усиливают мотивацию, повышают восприятие и запоминание нового учебного материала, экономят учебное время.

За время работы над темами сложились следующие формы применения ИКТ на уроках английского языка:

Работа в Power Point: презентации;

Работа в Word: тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

В формировании коммуникативной компетенции помогают приемы коммуникативной методики, где самыми распространенными видами работы являются: парная работа, работа малыми группами, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр. При работе в парах и группах учащиеся изучают вместе то, над чем они потом смогут работать индивидуально. Форм работы в группах много – это методика «Пила» (Jigsaw), методы командного обучения.

Главные преимущества работы в группах: развивающее взаимодействие «лицом к лицу», где учащиеся объясняют материал друг другу, обучая друг друга тому, что знают; индивидуальная отчетность, личная ответственность. Деятельность каждого ученика оценивается учителем с помощью тестов.

Таким образом, использование технологий групповой работы, метода проектов, игровой технологии, внедрение ИКТ в обучение иностранному языку способствует достижению основной цели обучения иностранным языкам.



Разработанные приёмы для развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка


Существует ряд приёмов, способствующих развитию коммуникативной компетенции. Их можно разбить по следующим блокам:

Приёмы по обучению чтению

Приёмы по обучению лексике

Приёмы по обучению аудированию

Приёмы по обучению грамматике и говорению

Приёмы групповой деятельности

Но прежде всего, необходимо отметить, что развитию коммуникативной компетенции способствуют специальные приёмы организации учебной деятельности школьников. Большое значение при этом имеет использование ролевой игры на уроке иностранного языка. Е.И. Пассов определил ролевую игру как "упражнение, в котором учащийся, исполняя попеременно различные социальные и межличностные роли, осваивает общение в пределах социального контакта".

Использование ролевой игры как формы работы позволяет, по его мнению, осуществить интегративное взаимодействие всех видов речевой деятельности при активном участии обучающихся в сюжетной импровизации. При этом и сам учитель - её активный участник. Роли, в которых может выступать учитель, многообразны, например: "сотрудник английского консульства", "турист из Англии", "туроператор", "продавец магазина" и многие другие.

"Необходимость овладеть хотя бы "туристским" языком делает важным умение пользоваться определенными речевыми стереотипами, повторение уже известного ролевого поведения в иной ситуации, многократную тренировку в общении на основе конкретных образцов". Виды и свойства ролевой игры представлены в таблице.

Виды и свойства ролевой игры

Вид ролевой игры

Свойства ролевой игры

Ко контролируемая ролевая игра

Участники получают необходимые реплики

Умеренно-контролируемая ролевая игра

Уча Участники получают общее описание игры

Свободная ролевая игра

Участникам предлагаются

обстоятельства общения

Эпизодическая ролевая игра

Разыгрывается отдельный эпизод

Длительная ролевая игра

Разыгрывается серия эпизодов


В своей работе я часто использую ролевые игры и считаю их весьма эффективными в формировании коммуникативной компетенции. В свою очередь учащиеся очень любят ролевые игры.

Приемы групповой деятельности:

Мозговой штурм

Участники группы по очереди (или по мере возникновения) высказывают свои идеи по поставленной проблеме, а секретарь все эти идеи записывает. Затем из списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.

Займи позицию

Участникам предлагаются занять позицию по той или иной проблеме. Каждому участнику выдается цветная карточка (или же шапка) и он высказывается согласно цвету карточки. Либо участник с синей карточкой выслушивает все высказанные мнения, а затем в своем отчете (ответе) суммирует все высказанной группой.

Шкала мнений (ранжирование)

Из предложенного списка нужно распределить пункты по степени из важности.

Банк информации

Сбор всей доступной информации по данной проблеме посредством обмена информацией.

ПМИ (плюсы, минусы, идеи)

Участникам группы предлагается высказать все плюсы по данному вопросу (утверждению), минусы и по итогам предложить свои идеи по улучшению, решению или изменению данной идеи (проблемы).

Круглый стол (обмен мнениями) Участникам группы предлагается высказаться по данной проблеме так, как им представляется целесообразным. Каждый участник круглого стола получает по две карточки - красную и зеленую. Во время высказывания одного из участников дискуссии остальные члены группы сигнализируют свое отношение к высказыванию карточкой: зеленая - разделяет мнение, красная - имеет другую точку зрения. Ведущий, увидев сигнал красной карточки, предоставляет слово оппоненту.

Четыре угла

Четыре листа бумаги кладутся в четыре угла комнаты и ученикам предлагается пройти по всем углам и выбрать тему. После того как ученики определились с темой (в группе может быть по несколько человек), они пишут все ассоциации на листок, а затем по очереди рассказывают о теме, используя записанные слова на листочке. Члены других групп записывают все услышанные выражения и слова.

Карусель

В группах по три человека раздаются листы бумаги разного цвета с записанными на них под темами в рамках одной темы, на пример:

Каждый ученик записывает на своем листе слова и словосочетания по своей теме. Затем учащиеся обмениваются листами и каждый, прочитав слова, добавляет к списку новые ЛЕ. Кроме того, каждый имеет право вычеркнуть из списка несоответствующие теме слова. Каждый ученик делает свои записи своим маркером соответствующего цвета. Учитель просматривает результаты работы. Он может попросить любого члена группы прокомментировать записи на одном из листов. Это может быть не всегда лист, с которым он работал первоначально. Учитель может дать дополнительное задание группам: подготовить презентацию совместной работы.

Аукцион

Участникам группы задается тема, по которой каждая из групп готовит высказывания. Группы поочередно зачитывают по одному высказыванию.

Та группа, которая представит свое высказывание последней, и становится победителем.

Нераскрытая тайна

На экране - картина без названия и темы. Каждая группа выдвигает версии по раскрытию содержания картины. Группа, чья версия окажется наиболее близка к истине и поможет раскрыть тайну картины, побеждает.

Построй модель

Учащиеся в группах составляют модель к какому-либо грамматическому явлению для наиболее эффективного и осмысленного запоминания (метод кластер наше излюбленное занятие).


Большую роль в изучении языка играет участие во всевозможных дистанционных интернет конкурсах и олимпиадах на английском языке. Использование сети Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять, участие в общероссийских олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями. Наши ученики тоже принимают в них участие. Круг вопросов в подобных конкурсах зачастую мотивирует учащихся к самоорганизации и к самостоятельному поиску необходимой информации, что особенно соответствует требованиям ФГОС нового поколения.

Учащиеся Аларского района активно участвуют в таких мероприятиях. Они принимали участие во Всероссийских конкурсах по английскому языку «Олимпус», «Лисенок», региональных конкурсах «Мистер Брайт», Олимпиаде школьников «Созвездие Байкала», а также во Всероссийской предметной олимпиаде по английскому языку, Конкурсе «Английский вокруг нас», Евразийской лингвистической олимпиаде и Международном конкурсе для детей по английскому языку «Я-лучший».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итог вышесказанному, еще раз хочу отметить, что коммуникативная компетенция – это одна из важнейших составляющих при обучении английскому языку, а применение современных компьютерных технологий, различных методов и приемов в обучении делают данный процесс более успешным и увлекательным.