«Современные методы оценивания в рамках
системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС».
Учитель географии МБОУ СОШ №100 г. Ижевска
Редькина Галина Владимировна
При подготовке к уроку любой учитель всегда задает себе ряд вопросов:
- Что я хочу добиться в усвоении материала учащимися?;
- Как я - и они - узнаем, что достигли цели?;
- Какие действия могут помочь моим ученикам достичь цели?;
- Как я могу помочь им оценить собственный прогресс?
В решении данных вопросов большую роль может сыграть четко выверенная система оценки работ учащихся. Внедрению такого оценивания предшествует большая и кропотливая работа, которая не оставляет равнодушными ребят и педагога. При современном оценивания в три балла, когда отметкой считается «3», «4» или «5» - нужна система объективности, не зависящая от личности оценивающего.
Я начала разрабатывать данную систему после курсов в ИПК и ПРО УР «Новые подходы к оцениванию образовательных достижений учащихся в условиях введения ФГОС, формирующий подход», научный руководитель Ковальчукова А.В. (2012 г.) и знакомства с работой Фишман И.С., Голуб Г.Б.«Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие». _ Самара: Издательство «Учебная литература», 2007 . Работа настолько захватила меня, что я погрузилась в неё с огромным интересом. Хочу поделиться некоторыми значимыми моментами, которые необходимо учитывать при оценивании.
Виды оценивания могут быть различными, главное, что бы они были направлены на конечный положительный результат:
1 – Самооценка. Ученик оценивает себя по предложенной схеме, выявляет слабые и сильные стороны работы, указывает на ошибки и возможности их исправления, определяет перспективы деятельности.
-«По началу я был не согласен с такими критериями, – пишет ученик 7 «Б» класса Санников Максим – было сложно, были плохие оценки, но потом я привык и начал лучше и грамотнее составлять кроссворды, стал прорабатывать все мельчайшие детали, и у меня стало получаться, стали лучше оценки».
-«Я стал более красноречив в своих диалогах с одноклассниками и учителями» (Фидря Александр, 7 «Д» класс).
2 – Взаимооценка. Учащиеся поочередно оценивают друг друга по предложенным критериям, выявляют и указывают на типичные ошибки в работе, делятся впечатлениями от проверенной работы, предлагают варианты безошибочных действий.
-«Я думаю, что это поможет любому человеку понять свои ошибки. Так же можно понять как правильно складывать свою речь и готовить материал для выступления» (Жуйков Артём, 7 «Б» класс).
3 – Оценка с комментариями. Ученик проверяет работу по указанным критериям, выставляет соответствующие баллы, пишет комментарии, определяет общий уровень выполненной работы.
-«Каждому человеку надо развиваться в лучшую сторону, и в этом нам могут помочь такие работы» (Фидря Александр, 7 «Д» класс).
Благодаря данной системе можно проследить рост успешности ученика. При оценивании ученики видят ошибки и недочеты в проверяемой работе, соотносят свой уровень с идеальной оценкой, определяют перспективы на будущее при выполнении подобных заданий.
Что позволяет продемонстрировать или какие вопросы решить система оценивания?
- Наличие прогресса в последующей работе: учитываются и исправляются ошибки, со временем отрабатываются даже незначительные, на первый взгляд, мелочи.
- Ученик выступает в роли учителя: дает оценку работе товарища или своей, отмечает сильные и слабые стороны работы.
- Ученик представляет некоторые работы: формируется умение выступать перед коллективом, готовить, представлять и защищать проект.
- Ученик показывает и определяет в работе сильные и слабые стороны: формируется умение определять суть, значимость и последовательность основных идей в работе, определять недочеты, ошибки и сильные стороны.
- Оценивание поможет ученику понять, чему он научился, а чему нет: ученик видит и определяет свои ошибки или ошибки товарища, знает над чем работать, может исправить замечания и довести работу до образца.
- Поможет определить четкие цели относительно своего будущего обучения при выполнении подобных заданий: помогает ставить и достигать цели,
при тщательном прорабатывании тем формирует профессиональную направленность обучающегося.
Для овладения приемами оценивания нужно:
- Определить критерии оценивания для определённого вида работ.
Критерии могут быть заданы или определены коллегиально в процессе подготовки к работе с учетом намерений и видов работ.
- Использовать методику оценивания для подготовки и выполнения различного вида работ с учетом намерений.
- Устанавливать обратную связь.
Пошаговая работа с материалом, возможность его доработки, работа с комментариями и отзывами – помогают в установлении обратной связи.
- Определять критерии успешности:
возможность определить рейтинг при выполнении подобных работ несколькими учениками.
- Формировать способность к самооценке
позволяет четкое следование инструкции при оценивании работы, выявление граней успешности и недочетов.
- Формирование умений объективной оценки и написание отзыва или комментария на изученную работу.
- Воспринимать недочеты и работать над ошибками
позволяет отсутствие субъективного мнения при выполнении четких инструкций оценивания позволяют объективно воспринимать оценку.
Процесс оценивания включает в себя несколько этапов:
Определяем объект и субъект оценивания: что оцениваем (устное выступление, письменную работу, творческий проект, кроссворд, доклад и т.п.), кто оценивает (члены жюри при оценке творческой работы, сосед при работе в парах, или сам исполнитель при самооценке).
Демонстрируем работы, подтверждающие наше продвижение. Наличие и вид работ зависит от предложенной темы и материала. Работы могут быть заданы учителем или выбраны учащимися. Это могут быть письменные, устные или творческие материалы. Такие работы учащиеся презентуют, указывая вид работ, цели, источники информации, представляют наработанный материал.
Определяем членов жюри для оценки выступления групп и выступающих (участников). Каждый член жюри может оценивать все критерии или отдельные по договоренности с группой. Для оценки устного выступления назначаем «хранителя времени» (отслеживает время выступающего или группы).
Обобщаем работу группы (участника), используя различные приемы и формы. Можно применить форму написания отзыва на работу или устного высказывания, можно использовать методики «Лестница успеха», «Кластер», «Фишбоун», «Пирамида» и другие.
Публично выступаем, задаем вопросы, участвуем в работе общественного жюри. При оценивании доклада, творческого проекта и других подобных работ слушатели задают вопросы на уточнение материала.
Подводим итоги, оцениваем группы (участников), выставляем баллы по критериям, определяем оценку работы. Баллы по критериям лучше выставлять в раздаточные таблицы, там же можно оставить комментарии по данной работе.
Определяем направления для дальнейшего движения в теме или исправления недочетов.
Предлагаю проверенную методику подхода к обучению через создание, решение и оценку кроссвордов. Данную работу можно проводить на любой ступени обучения и по любому учебному предмету в школе. Главное – грамотно познакомить учащихся с критериями оценки выполненной работы.
Всю деятельность можно разбить на несколько этапов:
I.Подготовительная работа:
1– разбираем алгоритм подготовки кроссворда.
Учащимся выдается памятка для создания кроссворда, в качестве примеров можно продемонстрировать лучшие работы учащихся.
Таблица 1
Создаем кроссворд 1. Готовим базу слов для кроссворда с вопросами и ответами по указанной теме. 2. Размещаем слова в черновике, отслеживаем пересечение и наложение слов, пробелы между словами, уложенность текста в работу, доводим до идеального вида. 3. Работаем над оригинальностью кроссворда (формой, структурой, литературным исполнением, оформлением). 4. Оформляем кроссворд на чистовике: - красивым текстом пишем название кроссворда; - переносим созданную работу с черновика: вместо подобранных слов составляем схему из клеток для букв; - отдельно пишем вопросы к словам; - под названием кроссворда пишем: Составил: (указываем свою Ф.И., класс), Решил: (оставляем строку свободной); - дополняем работу рисунками, картинками, фоновой окраской и т.п.. 5. На отдельном листке пишем ответы к кроссворду. 6. Оставляем место в работе для написания отзыва. Желаю удачи и отличных оценок |
2– знакомимся с критериями оценки кроссворда. Каждому ученику выдается разработка критериев, на которые нужно ориентироваться в работе. При первоначальном выполнении работы необходимо отвести дополнительное время для знакомства с критериями оценки кроссворда, пояснить ребятам, что на следующем занятии им нужно будет не просто решить кроссворд своего одноклассника, но и написать отзыв на данный кроссворд.
Таблица 2
Отзыв на кроссворд, оценка составления кроссворда. 1. Кто пишет отзыв, на чью работу (фамилия, имя класс). 2. Соответствие кроссворда установленному объему (из какого количества вопросов состоит кроссворд, сколько должно быть: соответствует объему, свыше или меньше нужного объема) – 2 балла максимум 3. Как составлены вопросы, качество вопросов: - уровень сложности: сложные – 1 балл; - интересные или нет: интересные – 1 балл; - соответствуют теме или нет: соответствуют – 1 балл; - взяты из дополнительных источников – 1 балл; - помогают расширить кругозор по данной теме – 1 балл; - связаны с предыдущими темами изучения – 1 балл; - отсутствие ошибок в словах – 1 балл. 4. Оформление: - наличие названия – 1 балл; - наличие авторов и исполнителей (кто составил, решил: фамилия, имя, класс) – 1 балл; - наличие художественного оформления (рисунки, картинки) – 1 балл; - имеются новые интересные идеи – 1 балл; - аккуратность исполнения – 1 балл. 5. Общий вывод (уровень выполнения работы в целом: высокий, средний, низкий; отдельные замечания). Максимально 14 баллов. Оценка «5» (отличный кроссворд) – соответствует 14 – 12 баллам. Оценка «4» (хороший кроссворд) – соответствует 11 – 9 баллам. Оценка «3» (недоработанный кроссворд) – соответствует 8 – 6 бал. |
3– познакомить обучающихся с предлагаемой темой для кроссворда, минимальным объёмом.
-Можно обратиться к изучаемой теме, при этом, предложить ученикам самим определить тему будущей работы или задать тему.
-Указать минимальный объём слов в кроссворде. По имеющемуся опыту могу предложить 15 слов для 5-6 классов, с увеличением объёма в зависимости от возраста учащихся и темы кроссворда.
4 – определение сроков реализации данного проекта.
Обычно на подобную работу я отвожу 1 неделю, при этом данное задание может являться как обязательным домашним заданием для выполнения, или по желанию (выбору) учащихся.
II. Этап выполнения задания (составление кроссворда).
Работа проводится самостоятельно в домашних условиях, но в первый раз можно предложить ученикам начать выполнять ее в классе под руководством или контролем учителя, можно вместе попробовать составить несколько вопросов по предложенной теме. Учитель может предложить ученикам обратиться за помощью к родителям при выполнении кроссворда дома.
Так как данная работа требует навыков работы с различными источниками географической информации, учителю следует обратить внимание учеников на то, где можно почерпнуть дополнительные знания по данным вопросам, поскольку при оценивании кроссворда это один из критериев.
III. Обмен кроссвордами учащихся, решение кроссвордов.
Ученики обмениваются работами, решают кроссворды друг друга. На начальных этапах желательно, что бы обменялись кроссвордами соседи по парте (рядом сидящие), т.к. при затруднениях можно без труда обратиться к автору работы. Как показывает опыт, первые один, два и порой три кроссворда учащиеся составляют с ошибками, в ходе взаимной работы ученики сами определяют наличие ошибок и лишь иногда требуется помощь учителя.
IV. Написание отзыва на кроссворд.
Учащиеся кладут перед собой критерии оценки (таблица 2) и отвечают подробно и развернуто на каждый пункт, выставляя баллы и комментируя их. По окончании написания отзыва ученики считают общее количество баллов и переводят их в оценку.
V. Обмен мнениями.
После написания отзыва и выставления оценки за составления кроссворда учащиеся меняются кроссвордами. Составитель проверяет правильность ответов и ставит оценку за решение кроссворда.
Составитель знакомиться с отзывом на свой кроссворд. Можно ученикам предложить обсудить свои работы, высказать дополнительные мнения.
VI. Итоговая проверка.
Учащиеся сдают работы. Учитель проверяет правильность составления, решения и написания отзыва на кроссворд, исправляет или подтверждает оценки.
В итоге за работу каждый ученик может получить три отметки: за составление, решение и оценивание кроссворда. Учитель может предложить ученикам написать отзыв на собственный кроссворд, тогда это будет самооценкой, не менее важной в деле достижения результатов обучения.
С восхождением обучающихся на новую ступень развития подобная работа занимает меньше времени, т.к. учащиеся овладевают приемами работы, значительно повышается не только результативность предметных задач, но решаются метапредметные и личностно-ориентированные задачи обучения и воспитания учащихся.
Применение данной методики дает возможность развития познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД обучающихся.
Я бы очень советовала попробовать и применять данную методику работы с кроссвордом, как эффективный и высоко результативный метод обучения.
В работе «Моё отношение к системе выставления оценок» ученик 7 «Б» класса Терентьев Виталий пишет: «По этим критериям можно составить лучший кроссворд, проект, плакат… Все эти критерии помогут улучшить оценку…».