СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные модели индивидуализации образования в условиях ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуализация образования - создание условий для развития ребенка не только с учетом особенностей усвоения им программы, его интересов и склонностей, но и - особенностей его характера, темперамента, эмоциональной сферы, жизненной ситуации, взаимоотношений с детьми и взрослыми и т. д.

Просмотр содержимого документа
«Современные модели индивидуализации образования в условиях ФГОС.»

Современные модели индивидуализации образования в условиях ФГОС


Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Говоря об индивидуализации образования, следует различать понятия

«индивидуальное» и «индивидуализированное» обучение.

В чистом виде индивидуальное обучение в массовой школе –это скорее желаемая форма работы, чем действительная, оно возможно только в очень маленьких группах, или в идеальном случае -«тет-а-тет» с учителем. Эта форма обучения применяется при репетиторстве, работе с отстающим или больным школьником . Подобное образование имеет ряд несомненных преимуществ, не случайно оно широко использовалась для домашнего обучения дворянских детей в 18-19 веке. Индивидуально обучаемые дети обеспечены непрерывной обратной связью с учителем, темп обучения настроен на особенности их восприятия, содержание изучаемой дисциплины может постоянно корректироваться с учетом мотивации обучаемых. Наконец, между учеником и учителем легче устанавливаются неформальные взаимоотношения, основанные на взаимопонимании и эмпатии. Вместе с тем, индивидуально обучаемые школьники лишены важнейшей составляющей обучения общения со сверстниками, которое могло бы оказать существенное влияние на формирование у них социальных компетенций.

Индивидуализация обучения - один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения. .Разница между индивидуальным подходом и индивидуализацией образования:


Индивидуальный подход в образовании

Индивидуализация образования

Цель

Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.

Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

Способы общения

Прямое обучение в соответствии с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата.

Признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности.

Тактика

Диктат и опека;

Сотрудничество и партнерские отношения;

«Хороший ребенок»

Следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

Инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

Убеждение

Ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития;

Ребенок учиться самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

Вывод

Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть группы детей ; от педагога требуется выявить стороны , требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего


Индивидуализация образования - создание условий для развития ребенка не только с учетом особенностей усвоения им программы, его интересов и склонностей, но и - особенностей его характера, темперамента, эмоциональной сферы, жизненной ситуации, взаимоотношений с детьми и взрослыми и т. д.

Индивидуализация образования – обеспечение каждому учащемуся права и возможности формировать собственные образовательные цели и содержание образования, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию, за счет возможности выбора действия, видение своих учебных и образовательных перспектив.

Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Направления индивидуализации:

  1. Развитие индивидуальных способностей детей. Заключается в раскрытии неповторимости детской личности, помимо знаний об индивидуальных особенностях детей , опоры на них в педагогической деятельности оно предполагает создание таких воспитательных условий, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциалакаждого ребенка.


2. Индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии в воспитательно-образовательном процессе. Второе направление заключается в том, чтобы педагог, учитывая индивидуальные особенности ребенка, помог ему добиться полного усвоения содержания программы. От педагога требуется ежедневное применение воспитательных технологий не только общеразвивающей, но и коррекционно-профилактической направленности.

Если кто-то из детей не достигает заданного уровня усвоения программы, его следует подтянуть и к уровню, достигнутому всеми. Эта работа носит коррекционный характер и является одной из составляющих процесса индивидуализации.


В современной педагогике выделяют несколько моделей индивидуализации образовательного процесса


Модель индивидуализации. Автор Б. Ливер

Автор данной модели выделяет учебные стили ученика(18 стилей) и предлагает рекомендуемые формы работы с ним. Он считает, что дальновидный и преданный делу учитель будет преподавать свой предмет исходя из учебных стилей учащихся. Зачастую же обучение в классе ведется учителем исходя из его собственного стиля обучения («раз так понимаю я, значит это попятно и им) , а следовательно, создаются условия только для учебы одного типа учеников, стиль которых совпадает со стилем преподавателя. Если растущий человек не может приспособиться, вне зави­симости от того, одарен он или нет, он получит свои двойки или тройки. Это происходит до тех пор, пока учитель не адаптирует программу предмета, виды деятельности школьников на заня­тии и способы диагностики успешности ребенка.


Модель индивидуализации. Автор Б. Ливер


Учебный стиль ученика


Рекомендуемая форма работы с ним


«Левополушарный»


Контроль результатов объяснения


«Правополушарный»


Свободное обсуждение, подведение итогов, слушание

Контекстнезависимый

Внеконтекстуальные тесты, вопросы с выбором ответа, слушание, задания на заполнение, зубрежка грамматики, листы из словарика, математические вычисления вне контекста, за­учивание через повторение, поток новых слов 
Сочинения на свободную тему, мозговые штур­мы, упражнения с использованием индукции, задания в словах/картинках, некоторые виды самостоятельной работы

Усилители 

Контраст, грамматические упражнения, поиск различий


Усреднители 


Сравнение, упражнение на беглость, выделение типов


Дедуктивный 


Объяснение, правила


Индуктивный 


Исключения, задания с использованием неизвест­ного языка


Аналитический 


Тесты множественного выбора, информация из учебника, концентрация на деталях, решение задач


Синтетический 


Чтение без словаря, аутентичная информация (например, газеты), концентрация на общем содержании


Линейный 


Точные последовательности действий


Нелинейный 


Неструктурированная деятельность


Импульсивный 


Задания на время, с фиксированным сроком выполнения


Рефлексивный 


Долгосрочные проекты


Визуальный 


Работа с бумагой и ручкой, письменные тесты


Аудиальный 


Взаимодействие, ролевые игры, тесты с «открытым» вопросами, устные тесты


Кинестетическое восприятие


Шумные помещения, взаимодействие, ролевая игра


Абстрактное мышление


Лекции, письменное упражнение

Конкретное мышление 

Учебные экскурсии


Для того чтобы все ученики чувствовали себя успешными, Б. Ливер предлагает учителям пользоваться определенной формулой организации учебы. С ее помощью учителя смогут предсказать факторы риска для каждого из учащихся своего класса. Для этого необходима определенная последователь­ность действий:

  1. Определить стиль учения каждого учащегося.

  2. Отметить место каждого ученика на карте стилей 

  3. Определить, какие стили входят в усредненный стиль класса.

  4. Выяснить, кто не соответствует стилю большинства.

  5. Определить стиль преподавания учителя и отметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся.

  6. Определить ориентацию учебных материалов (учебников, пособий, раздаточных материалов) и отметить случаи кон­фликта со стилями обучения учащихся.

  7. Оценить глубину конфликтов между учебными стилями уча­щихся, средним стилем класса, стилем преподавания учите­ля и ориентацией учебных материалов. Учащиеся, имеющие конфликты в одной или двух областях, относятся к группе умеренного риска. Учащиеся, стиль которых отличается от среднего в классе, от стиля учителя, от стиля автора учебни­ка, находятся под серьезной угрозой.

  8. Определить методы включения учащихся группы риска в учеб­ный процесс посредством:

    • адаптации заданий внутри класса;

    • творческого использования возможностей работы в малых группах;

    • создания возможности выбора заданий;

    • индивидуальных домашних заданий;

    • консультирования учащихся.

С другой позиции подходит к индивидуализации Д. Болз, вы­деляя в своей модели элементы, влияющие на эффективность учения и предлагая конкретные способы их применения:

Модель индивидуализации. Автор Д. Болз


Элементы


Примеры


Условия обучения


Практическое применение

Образовательной среды

Звук, свет, температура, оформление кабинета

Шум/тишина; яркий/тусклый свет; жарко/ холодно; парта/нефор­мальная обста­новка

Изменение декораций класса, вспомогатель­ных помещений; созда­ние зон разной осве­щенности; выбор инди­видуального темпера­турного режима; выбор индивидуального ком­фортного положения в пространстве; выбор индивидуальной зоны общения

Эмоциональные

Побуждения и мотивы к обучению

Соотношение «должен»/ «хочу», степень само­стоятельности, свобода дейст­вий/точные инструкции

Преподаватель - не надзиратель, а на­ставник и помощник, напоминающий тренера в спортивной команде; перенос ответственно­сти за результат обуче­ния с преподавателя на ученика

Социологические

Степень потребности в партнере

Одиночество; вместе с други­ми учениками; под прямым наблюдением преподавателя; комбинации условий

Предоставление ребенку возможности работать в одиночестве, в группе, под руковод­ством преподавателя или в комбинации вари­антов, посредством изменения положения в пространстве кабине­та/школы

Физические (перцептивные)

Органы, с помощью которых осуществля­ется учение

Виды памяти; желание перекусить; Продуктивное время занятий; Длительность непрерывной работы;

Потребность в движениях

Учет в плане урока слуховых, визуальных, чувственных и кинесте­тических особенностей детей

Наиболее распространенную сегодня в России модель пред­ложили М. Акимова и В. Козлова, сделавшие упор на особенности организации учебной работы. По их мнению, успешность препо­давания целиком и полностью зависит от умения учителя рабо­тать, ориентируясь на динамические типы детей, выделяемые на основе темпа их учения и длительности работоспособности. Это проявляется в выборе и применении приемов обучения, при дозировке самостоятельных заданий, определении вариан­тов зачетных и контрольных работ (по степени трудности и по другим признакам).

Модель индивидуализации. Автор М. Акимова/ В.Козлова


Тип 


Внешние проявления 


Технология работы 


Слабые 


Быстро устают, медленно усваивают материал


Давать время на подготовку к ответу в письменной форме, не спрашивать новый материал, поощрять не только оценкой 


Сильные 


Не склонны к алгоритмам, систематизации


Контролировать последовательность, побуждать к планированию, самопроверке выполненного


Инертные 


Затруднения при разнообразии заданий, высоком темпе


Не спрашивать в начале занятия, не требовать немедленного выполнения и изменения неудачных действий, формулировок при устных ответах, не отвлекать


Подвижные 


Высокий темп, переключаемость, отход от стандартов


Постоянное руководство и контроль, учить саморегуляции и самоорганизации деятельности, разнообразить содержание заданий, видов деятельности



Модель индивидуализации. Автор Е.М. Лысенко


Репрезен­тативная система


Часто

употребляемый

предикат


Желательное обращение


Желательное задание ученику


Визуальная


«Взгляните»,

«видите»,

«ярко»,

«обозримо»,

«светло»


«Мы видим, что данная тема...»


Составление таблиц, иллюстраций изучаемых понятий


Аудиальная


«Громко»,

«слух»,

«хрустящий»


«Данная тема созвучна...»


Подготовка отчета в уст­ной форме, выступление с докладом, сообщением


Кинестетическая


«Ощущаю», «тепло», «уютный», «сухость»


«Я чувствую, что данная тема...»


Подготовка и проведение сюжетно-ролевых игр


Дискретная 


В равной мере аналоги всех типов


Научно-исследовательская работа


Мотивация деятельности учащихся нуждается в положительно ее подкреплении. Некоторые дети обращаются за ним к взрослому (учитель, родитель), другие - к сверстникам, третьи – к самому себе.

Модель индивидуализации учения, основанной на соотнесении значимости самоопределения и самореализации предлагают авторы Александрова и Алешина


Соотношение значения

самоопреде­ления

и самореали­зации


Ориентация в ходе самоанализа на ... (может изменяться с возрастом)


Видимое проявление индивиду­ального стиля учения


Взрослого


Сверстника


Свое «я»


Преобладает самоопреде­ление


Обращение за помощью к взрослому


Обращение за помощью к сверстнику


Обращение за помощью к самому себе, само­мотивация


Хочу сделать свой выбор


Преобладает самореали­зация


Значима похвала взрослого


Значимо

признание

сверстников


Самоодобре­ние, самодостаточность


Хочу уметь реализовать свои идеи


Равновесие значимости


Скажи, как, что, и потом похвали


Все делают это таким способом, значит, и меня одобрят


Я пойму и сделаю сам. Я молодец


Хочу выбрать путь и реали­зовать свою идею


Условия эффективности индивидуализа­ции обучения.

  • определить индивидуализацию обучения на уроках как одно из приоритетных направлений деятельности, создающего предпосылки качества образования, основываться при этом на пони­мании многообразия индивидуальных стилей учения школь­ников и моделей работы с ними;

  • учитывать, что все модели предполагают создание условий для свободного множественного выбора ребенком комфорт­ной для него среды учения, способа и форм учения, видов заданий и т. д.;

  • продолжить изучение способов организации индивидуального подхода к обучению и обмен опытов по названной теме на заседаниях школьных методических объединений учителей;

  • рекомендовать использовать диагностические данные о дониминировании полушарий обучающихся в работе учителя;

  • оптимально сочетать индивидуальное обучение с традицион­ными формами работы;

  • критериями его результативности считать умение школьника самостоятельно определяться в учении, формировать инди­видуальный образовательный маршрут, самореализоваться с помощью определенных способов и приемов, осуществлять самоанализ в учебной деятельности и вносить коррективы в собственный стиль учения, достигая оптимума.

Только индивидуальное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для (продуктивного) продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это реше­ние — не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки ро­ждаются разными.

.





5