Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии»
Современные образовательные технологии.
Бодрухина Н.В.
В условиях реализации требований ФГОС одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология».
Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века.
В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.
это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Кейс-технология
casus (лат.)– запутанный необычный случай;
case (анг.) – портфель, чемоданчик
Тренировочный - тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях.
Обучающий - овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов.
Типы кейсов:
Аналитический - выработка умений и навыков аналитической деятельности.
Исследовательский - получение нового знания относительно развивающихся объектов.
Систематизирующий - систематизация ситуационного знания.
Прогностический - получение сведений о развитии данной системы.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Виды кейсов:
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки).
Методы кейс-технологии:
- Метод инцидентов
- В центре внимания находится процесс получения информации.
- Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
- Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
- Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)
- Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
- Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
- Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
- Игровое проектирование
- Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
- Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
- Ситуационно-ролевая игра
- Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
- Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
- Метод дискуссии
- Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
- К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые
- Кейс-стади
- Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
- Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
- Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Этапы работы с кейсами:
II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Преимущества использования кейсов:
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым.
Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.
Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).
Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.
При использовании кейс – технологии у детей происходит:
- Развитие навыков анализа и критического мышления.
- Соединение теории и практики.
- Представление примеров принимаемых решений.
- Демонстрация различных позиций и точек зрения.
- Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
- Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
- В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
- Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
- Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.