Современные образовательные технологии
Подготовила Л. Ю. Минаева, педагог дополнительного образования
Слово «технология» происходит от греческого слова «techne» -искусство, мастерство, умение и «loqos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время, превращать традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процесс развития личности ребенка, как свободно мыслящего, думающего, способного самостоятельно принимать правильные решения.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология;
Технология развития критического мышления;
Проектная технология;
Технология развивающего обучения;
Здоровьесберегающие технологии;
Игровые технологии;
Модульная технология;
Технология мастерских;
Кейс – технология;
Технология интегрированного обучения;
Педагогика сотрудничества;
Технологии уровневой дифференциации;
Групповые технологии;
Артпедагогика.
Расскажу о технологиях, которые использую для своей работы в творческом объединении «Акварель».
Так как мы участвуем во многих выставках, много рисуем, изучаем картины мастеров и разные виды искусства одна из основных технологий, который я использую в своей работе – это артпедагогика.
Артпедагогика – самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. В наиболее общем виде она определяется нами как синтез двух областей научного знания ‒ искусства и педагогики.
Сущность артпедагогики заключается в ее комплексном воздействии на личность с достижением эффектов обучения, воспитания и развития средствами широкого спектра искусств. Центральная фигура в артпедагогическом процессе – личность, развивающаяся в контексте культуры, осознающая или еще не осознающая свою внутреннюю творческую самобытность.
Все произведения искусств (картины, книги, кинофильмы и др.) оказывают сильное влияние на человека, могут полностью изменить его жизнь. Посещение выставок художников и изучение их творчества развивают чувство вкуса, человек сам начинает творчески мыслить и создавать красивые работы.
Основной целью артпедагогики является развитие, самовыражение личности человека (ребенка) на основе методов художественной культуры и психологии, социальная адаптация личности средствами искусства, одухотворенного и высоконравственного.
Общие задачи артпедагогики:
освоение различных видов искусства детьми, знакомство их с различными выразительными и изобразительными средствами, что обеспечивает свободу творческого самовыражения;
адаптация ребенка средствами искусства и художественной деятельности в современном мире;
сохранение психологического здоровья школьников, в особенности младших классов, наиболее подверженных вредным внешним влияниям в силу возрастных особенностей, и поэтому нуждающихся в особой защите;
профилактика нарушений психического здоровья, профилактика и самокоррекция негативных состояний у детей с нормальным уровнем развития. Это медитативное рисование, цветотерапия.
Следующая технология, которую я использую это Кейс – технология.
Кейс – технология - это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс – предметно- информационное поле, которое специально создается учителем и включает в себя проблемно-информационную ситуацию и инструменты для ее решения.
Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближенном к реальной ситуации.
Метод был впервые применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году. В России интерес к кейс-методу возрастает со второй половины 2000-х гг.
Эту технологию хорошо использовать для подготовки к конкурсам, когда в сжатые сроки нужно сделать работу.
Например: тема конкурс «Залп «Авроры»
Цель – подготовится к конкурсу «Залп «Авроры», посвященному 100- летию революции.
Я собираю для детей кейс с содержанием: история, где в каком городе и когда происходили события, как выглядел крейсер «Аврора», показываю картины художников, которые рисовали на эту тему, рассказываю о возможных вариантах построения композиции и о средствах художественной выразительности, материалах и инструментах, необходимых для выполнения работы.
Происходит обсуждение кейса, задаются вопросы, разрабатываются возможные варианты решений, после чего каждый работает индивидуально, самостоятельно выполняя свою работу.
По окончании просмотр работ, подведение итогов.
Проектная технология.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбор информации, наблюдения, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление;
учатся последовательному, поэтапному выполнению работы, что улучшает качество выполненной работы.
Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:
Организационно-подготовительный (принятие решения о выполнении какой-либо деятельности , подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др., формулирование цели и задач деятельности, составление плана и программы.).
Технологический (выполнение технологических операций с самоконтролем своей деятельности).
Заключительный (проведение контроля качества изделия и презентация готового продукта).
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Технология мастерских
Технологию мастерских разработала группа французских учителей «Французская группа нового воспитания». Она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, С.Френе, психологии гуманизма Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, К.Роджерса.
Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 чел.) при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности школьников.
В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь-то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследование исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания - очень непростая задача для учителя. Тем ощутимее результаты.
Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.
В творческой мастерской
Знания должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться.
Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.
Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
Ученик имеет право на ошибку, ошибка считается закономерной ступенью процесса познания, точные знания следуют за ошибками.
Творческая деятельность - безоценочная деятельность.
Мастер - для ученика, а не ученик для мастера.
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Мастер - садовник, выращивающий растение - ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.
Новый тип педагога - учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор.
Основное действие мастерской – совместный поиск знаний, понимание проблемы, выдвижение гипотез, обсуждение, формулировка новых.
Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания», возможность испытать озарение, найти новое неизвестное ранее решение проблемы.
Алгоритм мастерской
Первый этап - создание творческой атмосферы, настраивающей на творчество.
Второй этап – работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями). Каждому предоставляется возможность определить путь поиска нового знания.
Третий этап – организующее ядро. Мастер предлагает ученикам разнообразный материал в виде предметов, объектов, текстов, таблиц, схем, фактических данных – все, что способно пробудит фантазию, мысль, позволит по-новому взглянуть на давно известное.
Четвертый этап – созидание, реконструкция. Создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. Можно работать индивидуально, в паре, либо в группе.
Пятый этап – презентация созданного продукта, наработок, идей, планов. Произведения учеников вывешиваются в аудитории, все с ними знакомятся.
Шестой этап – корректировка. В выполненное ранее вносятся исправления, дополнения.
Седьмой этап – подведение итогов, критический анализ полученного знания, обобщение чувств, возникших в мастерской.