Современные образовательные технологии и развитие функциональной грамотности
на уроках географии
Подготовила: Киселева И.Ю.
учитель географии
МБОУ «СОШ №4» г. Сафоново
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошли понятия педагогической технологии и функциональная грамотность. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
На мой взгляд, мы давно уже решаем вопрос фуекционеальной грамотности через применение различных педагогических технологий.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
-необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
-осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
-возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни учителя к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. Школа была и осталась сориентированной на усвоение научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другихвидов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.
На уроках географии я использую различные технологии обучения, например:
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (Ч.Темпл, К.Мередит, Д.Стилл, С.Уолтер)
Суть технологии.
Технология формирует точку опоры для мышления человека, предоставляет естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Знания закрепляются, ибо они опираются на опыт учащихся. А результаты достигаются путём свободного, позитивного, активного освоения ими информации, её синтеза и присвоения.
На уроках географии рационально использовать данную технологию можно при изучении больших, сложных текстов учебника и дополнительной литературы. Технология научит учащихся использовать информацию текста избирательно и критически, что очень важно при возможности использовать сведения, взятые из Интернета.
Структура урока в рамках технологии.
Структура данной педагогической технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Основа технологии – построение урока по определённому алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.
Первая стадия урока – вызов | Вторая стадия урока – осмысление | Третья стадия урока – рефлексия |
Задача: активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Определяются цели чтения или исследования текста. | Непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы критического мышленияпозволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным для достижения нового понимания. | | Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Формируются навыки анализа, творческого переосмысления информации. | |
Рассмотрим стадии учебного занятия:
Вызов (дотекстовая дискуссия):
Какова тема? (назовите её);
Что вы уже знаете об этом? (напишите на доске, тетради или озвучьте);
Что вы ожидаете, хотите и/или испытываете потребность узнать по этой теме? (напишите на доске, тетради или озвучьте);
Почему это важно знать?
Смысловая стадия (работа с текстом).
Осуществляется учеником по мере того, как он ищет информацию, связанную с новыми смыслами.
Рефлексия (послетекстовая дискуссия):
Что вы выяснили?;
Ответьте на ключевые вопросы для того, чтобы получить важную информацию, которая отсутствовала на стадии вызова;
Прокомментируйте свои ответы.
Технологические приёмы.
Каждой стадии технологии критического мышления соответствуют определённые приёмы:
Стадии урока | Приёмы, используемые на стадии урока | Осмысление | Рефлексия |
Вызов | Бортовой журнал, взаимообучение, ключевые слова, «мозговой штурм» | Бортовой журнал, взаимообучение, «лови ошибку», маркировка текста (инсерт), составление кластера | Бортовой журнал, синквэйн |
Технология «Дебаты». (К.Поппер)
Суть технологии.
«Дебаты» как развивающая технология помогает учащемуся:
расширить общекультурный кругозор;
развить интеллектуальные способности;
развить исследовательские и организаторские навыки, умения;
развить творческие качества;
развить коммуникативные умения;
развить ораторские способности;
сформировать гражданскую позицию.
«Дебаты» как игра включает в себя такие элементы и понятия, как тема, аспект, доказательство, поддержка, аргумент, тезис, истина, регламент, кейс.
Подготовка к игре начинается с заданной темы, которая должна всегда формулироваться как утверждение. Например: «Африка в будущем – сплошная пустыня». Темы «Дебатов» на уроках географии должны затрагивать значимые проблемы, быть интересными, пригодными для споров.
«Мозговой штурм». Сбор материала по избранной теме.
В процессе обучения географии давно применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам (например, 7 и 8 кл.).
Достаточно полно разработана технология формирования учебной деятельности школьников, которая реализована в большинстве учебников географии. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Если традиционная методика описывает, что должен делать учитель, то технология формирования учебной деятельности предписывает, как школьник должен решать учебную задачу. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности
требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Применять этот вид технологии учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Поэтому учителю надо только обратить внимание на богатые возможности организации специальной работы учащихся с различными компонентами учебной книги. Естественно, что необходимо специально обучать школьников правилам ведения дискуссии на уроке.
Тема: Соединенные Штаты Америки.
Цель: сформировать представление о США, расширить и закрепить полученные ранее знания о США, совершенствовать работу с картами и учебником, используя новую технологию.
Оборудование: учебник «География материков и океанов», атлас, физическая карта США, схема: «Что я знаю о США, что хотел бы узнать, что нового я узнал о США».
1. Этап. Организационный момент, постановка целей и задач урока.
2. Этап. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. Что вы знаете О США ? Что хотите узнать сегодня на уроке?
Ребята заполняют первую и вторую графы в таблице.
Что я знаю о США | 1. Находится на материке Северная Америка. 2. Омывается 3 океанами. 3. Столица Вашингтон. 4. Граничит с Канадой и Мексикой. 5. На территории много полезных ископаемых. 6. Протекает самая крупная река Миссисипи. 7. Аляска – бывшая территория России. 8. Президент США Д.Буш. |
Чтобы я хотел узнать о США | 1. Площадь территории. 2. Численность населения. 3. Промышленность, сельское хозяйство. 4. Крупные города страны. 5. Влияние хозяйственной деятельности населения на природу. |
Что я узнал нового на уроке о США. ( этот этап предполагает работу с учебником, причем используя различные формы организации работы ( в парах, в малых группах , фронтальную). Читая текст учебника, ребята выбирают главное. Результаты записывают в таблицу. | 1. Крупнейшее государство мира, площадь территории – 9,4 млн.км.кв. 2.Численность населения – 250 млн. человек. 3.50 штатов + федеральный округ Колумбия. 4.В природном отношении выделяют три зоны: Восток – равнинный- выращивают пшеницу, кукурузу, разводят скот. Запад – горы Кордильеры – добыча полезных ископаемых. Юг –Тихоокеанское побережье – тропики – выращивают цитрусовые. 5.США занимает 1 место в мире по выпуску промышленной продукции. 6. Главный фактор развития хозяйства – природные богатства. 7. Крупные города – Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Далос, Сиэтл ( работа с атласом). 8. Национальный парк - Йеллоустонский известен своими гейзерами. 9. Экологическая обстановка в США ухудшается. |
3.Этап закрепления.
4.Этап рефлексии. Учащиеся анализируют по таблице полученные знания со своими запросами перед началом изучения темы.
5. Домашнее задание. Параграф 58. Подготовить сообщение на тему «Что я еще знаю о США», творческое задание составить кроссворд о США.
6. Итог урока. Выставление оценок.
Заключение.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.
Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.
Литература
1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990.
2. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. М., 1995.
3. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.
4. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
6. Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 1998 № 2..
7.Федорова В.А. Изучение темы «Население» в курсе «География России» (IX класс) // География в школе. 1998. № 5.
8.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996
9. Библиотека «География в школе» вып. 5 ч. 2