СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии как способ развития универсальных учебных действий обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается проблема применения современных педагогических технологий в системе профессионального образования. Анализируются возможности современных образовательных технологий в процессе формирования УУД, предлагаются наиболее эффективные технологии формирования УУД. Особое  внимание уделено изучению использования интерактивного метода обучения.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии как способ развития универсальных учебных действий обучающихся.»

Кулиева Мадина Магомедовна

учитель начальных классов, НОУ «Гимназия «Сахаб», г. Махачкала, Российская Федерация Е-mail: [email protected]


СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Аннотация.

В данной статье рассматривается проблема применения современных педагогических технологий в системе профессионального образования. Анализируются возможности современных образовательных технологий в процессе формирования УУД, предлагаются наиболее эффективные технологии формирования УУД. Особое внимание уделено изучению использования интерактивного метода обучения.


Ключевые слова: универсальные учебные действия, образовательные технологии, ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт), системно-деятельностный (компетентостный) и личностно-ориентированный подход.



Начать свою статью мне хотелось бы словами Джона Гриллоса, видного американского бизнесмена: “Нас мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь”.

Другими словами, важной задачей, стоящей перед современным учителем и образованием вообще является то, что должен быть организован процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это веление времени, т.к. современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Следовательно, современный выпускник должен быть готов:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям “не рыбу, а удочку”, научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос “Как учить?”, а уже затем – “Чему учить?”. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, нравственных качеств, компетенций.

Это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности в сфере образования и воспитания.

Универсальные учебные действия - те образовательные результаты, которых обучающиеся должны достичь в результате своей учебной деятельности. Для достижений новых результатов я использую такие технологии проведения уроков, которые на выходе давали бы эти результаты. В этом заключается одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта. Я создаю ученикам при помощи различных технологий условия для самостоятельной работы, для самореализации, формирую умение учиться. Для формирования УУД и ключевых компетенций необходимо выбрать такие технологии обучения, при которых обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом, а также, чтобы учебный процесс был для них интересным, занимательным, современным. Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), технологии проектной работы, критического мышления, игровые, уровневой дифференциации, проблемное обучение.

Восточная мудрость гласит: “Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!” Поэтому невозможно представить современный процесс обучения без использования интерактивных технологий. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Для меня метод интерактивного обучения является основным при подготовке и проведении уроков. Суть его состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлекcировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества, развивает личные качества участников.

При групповой работе от успеха одного ее члена зависит успех всей группы, и каждый не сможет не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи своих товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Каждый урок с применением групповой работы – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознания, самовоспитания и саморазвития.

Итак, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее. Школьники учатся обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности. Интерактивные методы обучения развивают такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного поиска истины. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Деятельностно -компетентностный подход к обучению я осуществляю через технологии развивающего, системно -деятельностного и личностно ориентированного обучения, которые активно используются мной в работе. Для того чтобы урок сделать развивающим:

- заменяю репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.). Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий и др.;

- изменяю характер изложения нового материала и превращаю его в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску;

- вовлекаю учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекаю их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности.

Учащиеся выступают на уроках лаборантами, ассистентами, помощниками учителя, консультантами.

Система разноуровневых заданий позволяет мне предвидеть учебные результаты. Я применяю ее для однородных групп учащихся при уровневой дифференциации и при составлении индивидуальных заданий возрастающей сложности.

Подробнее остановлюсь на тех технологиях, которые считаю наиболее важными и результативными:

1.Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения развивает высокий уровень мотивации к учебной деятельности, активизирует познавательные интересы учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные». На доске записано слово честный. Учитель: – Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (честный,[ч,э?сны й].) – Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.) – Какой вопрос у вас возникает? (Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?) Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию: – Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

Урок математики также хорош для организации проблемных ситуаций с числами, задачами, геометрическим материалом..

Например, при изучении темы « Площадь прямоугольного треугольника» мои ученики вместе со мной сталкиваются с проблемой нахождения формулы площади, на практике рассматривают разные прямоугольные треугольники, не зная формулы в готовом виде, достраивают до прямоугольника, и только тогда выходят на правило нахождения площади.

2. Исследовательская работа.

Данный метод использую на всех уроках. Он заключается в постановке гипотезы, исследовании числа, слова, текста, части речи, геометрической фигуры, и т. д., Такой способ позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника на уроке.

Исследовательская деятельность – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Мои ученики с большой радостью участвуют в исследовательских проектах не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Темы исследований очень разные. Мой ученик заинтересовался проблемой безопасности детей на дорогах, провел анкету среди обучающихся , наблюдал за различными ситуациями на пешеходных переходах, улицах города, сделал соответствующие выводы. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети мыслят, делают выводы, задумываются о многих вещах, и, конечно, так они добывают новые знания.

3. Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии выступают как гарант сохранности физического и эмоционального равновесия моих учеников. Ежедневно провожу утреннюю гимнастику, проветриваю помещение после каждого урока, провожу веселые физминутки, динамическую паузу. Динамическая пауза включает в себя одно из главных удовольствий - прогулку на свежем воздухе, которая проходит с играми, соревнованиями на территории нашей школы. Ребята из моего класса очень спортивные, посещают, кроме уроков физкультуры, различные секции, поэтому с большим успехом участвуют в спортивных соревнованиях школы. На родительских собраниях обязательно обсуждаем вопросы режима дня школьника, провожу беседы с детьми и родителями о пользе и вреде компьютера.

4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Учу групповой деятельности с первых дней первого класса. Я вижу в этом подходе много положительных сторон: у детей формируется ответственность, внимание, выдержка, мышление, желание помочь друг другу. В первом классе группы формирую сама, далее дети объединяются по желанию, интересам, часто группа (четверка) появляется из детей, рядом сидящих за партами. Очень важен итог работы группы, после выполнения задания обязательно каждая группа презентует свою работу, мини- проект, есть возможность сравнить, сделать выводы. Данная технология позволяет успешно формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные универсальные учебные действия, что очень важно в условиях обучения по ФГОС.

5. Технология продуктивного чтения.

Цель технологии продуктивного чтения: научить самостоятельно понимать текст. Средство - приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.

В наш учебный комплект по чтению входят: книга по чтению; тетрадь по чтению. Используя данный учебный комплект и технологию формирования типа правильной читательской деятельности, учу детей:

во-первых, медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по частям), т.е. ребенок продумывает в ходе чтения смысл каждого слова, учится задавать вопросы и находить на них ответы здесь же, в тексте, учится соразмышлять и сопереживать, а также делать элементарный анализ прочитанного;

-во-вторых, читать не для взрослых, а для самого себя, т.е. ребёнок должен понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложили авторы;

-в-третьих, уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

Выделяю этапы работы с текстом на уроках:

-до начала чтения

-в процессе чтения

-после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

1 этап. Антиципация – т. е предугадывание. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа

Способность, читая, вести диалог с автором через текст формирую в процессе совместного чтения текста учителя с детьми.

Также на уроке идет выполнение творческих заданий (работа с тетрадью по чтению) Работа тоже идет в три этапа:

1) до чтения. Например, прочитайте ключевые слова текста, подумай, почему они разбиты на две группы? Какое задание ты к ним предложишь?

2) в ходе чтения. Например, выпиши из текста, как писатель называет птичку (обрати внимание, что название меняется). Найди в толковом словаре значение слов.

3) после чтения. Например, запиши цитатный план первой главы. Запиши слова, которые раскрывают тему произведения. Какова основная мысль рассказа? Какие формулировки тебе кажутся наиболее точными? Обведи.

Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваем стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.

Опыт работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.

Таким образом, применяя новые технологии, имею возможность достигать новых целей образования, формируя у своих учеников универсальные учебные действия.


Список использованной литературы и источников

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2009.

2. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. - М., 2006.

3. Петрова Л.Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников на уроках. http://festival.1september.ru/articles/592471/

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.