Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Свердловской области
«Мартюшевская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
Преподавателя Калабун Алены Витальевны
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
ДШИ.
2021
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ДШИ.
В реалиях современной жизни преподавателям детских школ искусств с каждым годом всё труднее конкурировать с огромным разнообразием детских интересов. В работе педагога вопросы «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить?» остаются актуальным постоянно. Но одним из самых важных являетя вопрос: «Как учить результативно?».
Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от преподавателей школ искусств знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения.
В педагогической литературе понятие «педагогическая (образовательная) технология» трактуется как «построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Я остановлюсь на некоторых из технологий, которыми пользуюсь в своей работе , и которые, на мой взгляд показали себя наиболее эффективными
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. В нашем мире с быстро развивающимися информационными технологиями, обычные, наиболее распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным.
ИКТ вошли в мою практику 20 лет назад. Тогда ещё компьютеры были редкостью. И началось все с набора текста дипломной работы в университете. Дальше последовало овладение нотным редактором Encore, что позволило сделать печатными партитуры для хора и добавить нотные примеры в учебные пособия по музыкальной литературе.
ЭОР (электронные образовательные ресурсы) пришли в школы сначала в виде CD с различными энциклопедиями.
Появление в нашей жизни Интернета значительно облегчило работу с поиском материалов к урокам, обеспечило доступ к методической и научной информации. В моей работе с учащимися ДШИ я активно использую цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые, нотные редакторы, программы позволяющие изменить тональность и темп музыки, программы подготовки презентаций «Power Point», программы для создания слайд-шоу с музыкой, видео-редакторы «Видеомонтаж» и «Видеомастер».
( демонстрация на экране «Путешествие в Зальцбург»)
Особенно привлекли и меня и моих учащихся дистанционные конкурсы. Возможно, отношение к ним у кого-то неоднозначное. Лично я считаю, что это новшество XXI века непременно нужно использовать современному преподавателю.
Во–первых, уровень их достаточно высок. Об этом можно судить по представленным видеозаписям выступлений учащихся на видео-хостингах. Кроме того, учащийся, увидев своё выступление в Интернет, несомненно, получает мощную мотивацию к обучению. Проектные, исследовательские, реферативные, методические и дидактические работы преподавателей и учащихся также являются открытыми для просмотра практически на всех сайтах, организующих эти конкурсы. Познакомившись со многими работами, смело могу утверждать, в подобных конкурсах принимают участие высокопрофессиональные педагоги. Некоторые интернет-конкурсы организуют и «обратную связь» - «круглые столы», где члены жюри анализируют выступления и дают рекомендации участникам.
Во-вторых, конкурсная деятельность – это ещё один стимул и мотивация как для учащихся, так и для преподавателей.
В 2017 году были созданы 3 персональных сайта на образовательных платформах «Мультиурок»,«Инфоурок», Социальная сеть работников образования «NS –портал», где начала публиковать свои методические разработки: учебные пособия, презентации к урокам, сценарии, тесты.
( демонстрация на экране)
С 2018 года для организации самостоятельной работы учащихся по предпрофессиональным программам я создала несколько учебных групп в социальной сети «В Контакте» где выкладывала презентации, видеоматериалы, музыку, иллюстрации для старшеклассиников к урокам музыкальной литературы, истории искусств, истории хореографического искусства. Этот опыт оказался очень полезным, когда в период самоизоляции в 2020 году ДШИ перешла на дистанционный режим работы, добавились группы средних и младших классов, где зарегистрировались и родители, и дети. Удалось наладить обратную связь - в группе размещали и присланные детьми в домашних заданиях рисунки, и даже некоторым родителям захотелось поучаствовать.
( демонстрация на экране)
Могу уверенно утверждать, что в моей педагогической деятельности использование ИКТ теснейшим образом связано с другими технологиями:
ИКТ + ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
Игровые технологии – пожалуй, самые действенные на уроках. Игра является самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на уроке - эффективная организация взаимодействия преподавателя и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Именно в процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из моих учащихся включаются в игру с огромным желанием.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение. Предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
становятся на место преподавателя во время урока;
Например, на уроке «Слушание музыки и музыкальная грамота» при работе над ритмом, сначала преподаватель хлопает ритмические рисунки, дети повторяют. Затем в роли «преподавателя» выступает кто-то из детей.
Для закрепления теоретического материала играем с надувным мячом.
« Я знаю пять…три… интервалов,
композиторов,
испанских танцев,
польских танцев, опер, балетов и т.д.
Маленькие художники очень любят игру «Найди отличия», которая отлично развивает внимание при рассматривании картин. Даже рисуют свои картинки для этой игры.
Первоклашки с удовольствием получают жетончики за правильные ответы, дух соревнования (кто больше наберет жетончиков) активизирует их активность
Причём игровые технологии я использую как с учащимися младших, так и старших классов.
Удачной находкой стало использование игровых технологий для проведения контрольных уроков особенно в младших классах. На заключительном уроке по предмету «беседы об искусстве» в 1 классе прошла интеллектуально-творческая игра «Весёлые художники», где дети, разделившись на три команды отгадывали загадки, выполняли задания на знание видов и жанров искусства, разгадывали ребусы, отвечали на вопросы, рисовали, вспоминали названия картин и их авторов и т.п.
Причём игровые технологии я использую как с учащимися младших, так и старших классов.
В целях активизации интереса к предметам историко-теоретического цикла, проверки усвоения материала, разработан был проект внеклассного мероприятия в форме интеллектуально-творческой игры. Кроме того, к участию в интеллектуально-творческой игре «Реализм в русском искусстве XIX века» для учащихся отделения «Изобразительное искусство» в целях повышения заинтересованности семьи в воспитании детей расширение круга совместных увлечений и способов проведения свободного времени были привлечены и родители. Получилось интересное мероприятие для всей школы. Учащиеся хореографического отделения в качестве зрителей, а музыканты – ансамбль народных инструментов, выступили перед участниками и гостями во время пауз.
ИКТ + ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Проектные технологии не являются принципиально новыми в мировой педагогике. Этот метод обучения возник в самом начале ХХ века. Но суть его остаётся прежней - стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, развитие критического мышления.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Самое сложное для преподавателя в ходе проектирования оставаться в роли независимого консультанта и удерживаться от подсказок, даже если учащиеся «идут не туда». У учащихся при работе над проектом возникают специфические сложности, и их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.
Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а учеников - о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы.
В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на
-развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, выделять существенное, группировать, выстраивать последовательность изложения, иллюстрировать.
-представлении итогов выполненных проектов в виде отчета, доклада, презентации, стенгазеты или журнала и т.д.),
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
В моей практике учащимися были использованы следующие типы проектов:
Практико-ориентированный проект - нацелен на социальные и интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы, например учебные пособия для предметов теоретического цикла. Так силами группы учащихся 5 класса был подготовлен практико-ориентированный проект «Словарь теоретических терминов по искусству средневековья».
Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения представления для широкой аудитории. На мой взгляд, эта технология больше подходит для учащихся старших классов, поскольку позволяет более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Хотя, и в средних классах возможно её частичное использование.
Так на уроках истории искусств в 5 классе при изучении темы « Готические соборы» учащимся было предложено подготовить сообщения об известнейших архитектурных памятниках. Так родился проект «Шедевры готики». Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, свои сообщения ребята оформили в виде мультимедийных презентаций. Преподавателю в данном случае важно помочь детям на первом этапе определить « границы» темы, выстроить план. Далее учащиеся работают самостоятельно, подбирая материал, иллюстрации, а преподаватель только консультирует, помогает структурировать материал. Завершает работу представление своего проекта перед группой.
Проектная технология подразумевает достижение конкретных целей - определённых результатов, уникальных продуктов, которых ранее не существовало, поэтому учащимся работать в этом направлении весьма интересно, они видят плоды своего творчества, понимают их уникальность.
Литература:
Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114
Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153
Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89