ОГКОУ « Кинешемская школа-интернат»
Современные образовательные технологии, применяемые на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида
Подготовила
учитель начальных классов
Салова Екатерина Николаевна
2017- 2018 уч. год
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных технологиях.
Исходя из концепции специального образования, одной из наиболее важных технологий, применяемых нами в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является технология коррекционно-развивающего обучения. Коррекционное обучение- усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний. Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта.
Вся система коррекционно- педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Социальный заказ современного общества образовательным учреждениям – помочь ребёнку раскрыть и вырастить его личностные качества, т.е. стать Личностью. Поэтому мы уделяем большое внимание личностно- ориентированному обучению. При этом роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он в этом случае – равноправный партнёр по учебному общению. Во-первых, ученики получают роль исследователей, под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания. Во-вторых, процесс учения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. При этом ориентировка на мышление обеспечивает развитие поисковой, исследовательской деятельности, а хорошо развитое воображение даёт возможность решать любую учебную задачу инициативно и творчески.
И, в-третьих, принципиально важным становится опора на два принципа обучения: на доступность, как меру трудности, и наглядность, как дидактическую поддержку процесса познания.
Организовать обучение школьников без ущерба для их здоровья позволяет применение здоровье сберегающих образовательных технологий. Исходя из этого, мы предприняли меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учётом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся. Важная составная часть здоровье сберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого- педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, мы проводим физкультминутки, примерно через10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, определяем и фиксируем психологический климат на уроке, проводим эмоциональную разрядку, строго следим за соблюдением у учащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки мы проводим, учитывая специфику предмета, тему урока, зачастую с музыкальным сопровождением и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток включаем упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укреплению мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивания, психогимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья ведущий вид деятельности- игра. Поэтому свои уроки мы проводим с применением игровых технологий. Игровые приёмы обычно воспринимаются детьми с радостью. В их основу мы вкладываем привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементам тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно- познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность. Например, воспроизведение отрывка из сказки «Теремок», ролевая игра (инсценирование: отрывки из сказок, произведений, ситуации). Применение интерактивных методов в игровой форме на уроках вовлекают в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные и неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощёнными, открытыми и доверчивыми. Ребёнок учится высказывать, оспаривать своё мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
В своей работе мы применяем информационно- коммуникативные технологии, что усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся; позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность , привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5- 2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Педагогические технологии, применяемые нами в учебной и во внеурочной деятельности, помогают сделать обучение разнообразным, творческим, привлекательным.
Список литературы:
Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения/ В.И. Белый// Школьные технологии -2010. №2
Генике Е.А., Трифонова Е.А. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания./ Генике Е.А., Трифонова Е.А./.-М.,2002.
Картушиеа М.Ю. Быть здоровыми хотим./ М.Ю. Картушина. М.,2004 г
Рево В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии / В. Рево // Народное образование.-2008.-№8.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К.Cелевко/.-М.:
Народное образование, 1998.