СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные образовательные технологии в начальном образовании».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
««Современные образовательные технологии в начальном образовании».»

«Современные образовательные технологии в начальном образовании».



Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.

Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. С середины прошлого столетия в педагогический лексикон прочно вошёл термин «педагогические технологии». Однако в понимании самого термина «педагогическая технология» и в его употреблении до сих пор существуют разногласия.

Педагогическую технологию рассматривают и как науку о наиболее рациональных путях обучения, и как систему принципов обучения, и как технику реализации процесса обучения. Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Именно это обстоятельство послужило поводом для анализа существующих трактовок термина «педагогические технологии» с целью более чёткого определения сущности данного понятия.

Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. 

В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Игровые технологии.

  • Здоровьесберегающая технология.

Информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ на различных уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Компьютерные технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения, развивают творческие способности, помогают создать благоприятный эмоциональный фон, содействует росту успеваемости учащихся по предмету. Позволяют учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика; делает занятия интересными и развивает мотивацию, учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Технологии игрового обучения.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

В своей работе я применяю различные виды игр например, игры способствующие развитию связной речи - «Бесконечный рассказ», «Снежный ком», игры развивающие память, внимание, наблюдательность -  «Найди причину», «Узнай меня», «Перевертыши», учебные кроссворды, игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету - «Подумай и отвечай», «Угадайка», «Математическая лесенка» и т.д.

Игра, может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Здоровьесберегающие технологии.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; нагрузка от дополнительных занятий в школе.

- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

На уроках всегда организуется смена видов деятельности, чтобы учащиеся не переутомлялись; на переменах организовываем оздоровительные игры; соблюдаются требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (проводится регулярное проветривание кабинета на переменах, обеспечивается рекомендованная посадка детей, соблюдается правильная осанка во время выполнения письменных заданий и при работе за компьютером, соответствует нормам освещение в кабинете, согласно росту учащихся подобрана мебель), обязательным является дозированное домашнее задание  и  создание комфортной психологической обстановки на уроках.

Здоровьесберегающие технологии применяются в моём классе как в урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности (программы спортивно-оздоровительного направления «Футбол», «Ритмика» «Калейдоскоп занимательных игр»). На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью - необходимое условие успешности современного человека.