СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большой интерес для системы дополнительного образования представляют личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»
















«Современные педагогические технологии»


методическая разработка







Составил: Ю.В. Роман

педагог дополнительного образования













г.Новомосковск, 2020 г.

Современные педагогические технологии.

Большой интерес для системы дополнительного образования представляют личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Методическую основу большинства технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. В данном случае это учет индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для обучения.

В условиях дополнительного образования существует реальная возможность для детей отводить то время, которое соответствует их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения, в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления. Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Обучение в дополнительном образовании организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.

Содержательной основой уровней дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому «взять» столько, сколько он может).

Широко распространена в дополнительном образовании дифференциация по интересам (углубления, уклоны, профили, клубы). Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить социально-педагогическую пробу личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.

В учреждении дополнительного образования детей может примениться несколько вариантов индивидуализации и дифференциации обучения:

- комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

- внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

- профильное обучение, начальная профессиональная и до профессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.

- создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

Для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общие, взаимопонимание и взаимопомощь. Выделяют следующие формы групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Выделим уровни коллективной деятельности в группе:

- одновременная работа со всей группой;

- работа в парах;

- групповая работа по принципу дифференциации.

Во время группой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Для дополнительного образования представляет интерес технология творческой деятельности, цели которой:

- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);

- воспитание общественно-активной творческой личности, организация социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

В основе технологии лежат организационные принципы:

- социально полезная направленность деятельности детей и взрослых;

- сотрудничество детей и взрослых;

- романтизм и творческий подход к делу.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игр, состязательность, соревнование. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.

Способы оценки результатов – похвала за инициативу, публикация работы, творческая выставка, награждение лучших, присвоение почетного звания и др. Для оценивания результатов разрабатывается специальные творческие книжки, в которых отмечаются достижения и успехи.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Современная педагогика признает большую роль игры, которая позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения.

Игровая технология применяется педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Подобные сведения помогут педагогу правильно оценить назначение технологии, ее отдельных элементов и в дальнейшем самостоятельно осуществлять ее реализацию.

Знание концептуальной основы той технологии, которую будет реализовать педагог.

Педагог должен знать, назначение выбранной им образовательной технологии, историю ее создания, результаты, которые могут быть получены и проблемы, которые с ее помощью будут решены. Кроме того, педагог должен знать, на какую научную теорию опирается данная образовательная технологи, какими основаниями руководствовались ее создатели.

Например, технология проблемного обучения разработана в шестидесятые годы учителями и учеными Т.В. Кудрявцевым, М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером; теория интенсификации педагогического процесса разработана академиком Ю.К. Бабанским;

в основе программированного обучения лежит теория поэтапного формирования умственных действий Н.В. Талызиной; концепция развивающего обучения опирается на теорию развития личности содержательного обобщения В.В. Давыдова – Д.Б. Эль-конина.

Знание о новой технологии должно включать вопросы о методах и приемах работы педагога, а также – о методах, приемах учебной деятельности детей и формах ее организации.

Таким образом, педагог, внедряющий новую технологию в образовательный процесс должен знать:

- сущность новой технологии (ее концептуальную основу, историю создания, авторов-разработчиков, проблемы, которые будут решены);

- теоретическое обоснование планируемых результатов:

- этапы освоения новой технологии;

- методы и приемы, которые используются педагогом в работе по новой технологии;

методы и приемы работы обучающихся и формы организации их деятельности.