Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
«Современные педагогические технологии»
методическая разработка
Составил: Ю.В. Роман
педагог дополнительного образования
г.Новомосковск, 2020 г.
Современные педагогические технологии.
Большой интерес для системы дополнительного образования представляют личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Методическую основу большинства технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. В данном случае это учет индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для обучения.
В условиях дополнительного образования существует реальная возможность для детей отводить то время, которое соответствует их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения, в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления. Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Обучение в дополнительном образовании организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Содержательной основой уровней дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому «взять» столько, сколько он может).
Широко распространена в дополнительном образовании дифференциация по интересам (углубления, уклоны, профили, клубы). Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить социально-педагогическую пробу личности.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.
В учреждении дополнительного образования детей может примениться несколько вариантов индивидуализации и дифференциации обучения:
- комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.
- внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.
- профильное обучение, начальная профессиональная и до профессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.
- создание персонифицированных учебных программ по направлениям.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.
Для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общие, взаимопонимание и взаимопомощь. Выделяют следующие формы групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Выделим уровни коллективной деятельности в группе:
- одновременная работа со всей группой;
- работа в парах;
- групповая работа по принципу дифференциации.
Во время группой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Для дополнительного образования представляет интерес технология творческой деятельности, цели которой:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);
- воспитание общественно-активной творческой личности, организация социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
В основе технологии лежат организационные принципы:
- социально полезная направленность деятельности детей и взрослых;
- сотрудничество детей и взрослых;
- романтизм и творческий подход к делу.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игр, состязательность, соревнование. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.
Способы оценки результатов – похвала за инициативу, публикация работы, творческая выставка, награждение лучших, присвоение почетного звания и др. Для оценивания результатов разрабатывается специальные творческие книжки, в которых отмечаются достижения и успехи.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Современная педагогика признает большую роль игры, которая позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения.
Игровая технология применяется педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.
Подобные сведения помогут педагогу правильно оценить назначение технологии, ее отдельных элементов и в дальнейшем самостоятельно осуществлять ее реализацию.
Знание концептуальной основы той технологии, которую будет реализовать педагог.
Педагог должен знать, назначение выбранной им образовательной технологии, историю ее создания, результаты, которые могут быть получены и проблемы, которые с ее помощью будут решены. Кроме того, педагог должен знать, на какую научную теорию опирается данная образовательная технологи, какими основаниями руководствовались ее создатели.
Например, технология проблемного обучения разработана в шестидесятые годы учителями и учеными Т.В. Кудрявцевым, М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером; теория интенсификации педагогического процесса разработана академиком Ю.К. Бабанским;
в основе программированного обучения лежит теория поэтапного формирования умственных действий Н.В. Талызиной; концепция развивающего обучения опирается на теорию развития личности содержательного обобщения В.В. Давыдова – Д.Б. Эль-конина.
Знание о новой технологии должно включать вопросы о методах и приемах работы педагога, а также – о методах, приемах учебной деятельности детей и формах ее организации.
Таким образом, педагог, внедряющий новую технологию в образовательный процесс должен знать:
- сущность новой технологии (ее концептуальную основу, историю создания, авторов-разработчиков, проблемы, которые будут решены);
- теоретическое обоснование планируемых результатов:
- этапы освоения новой технологии;
- методы и приемы, которые используются педагогом в работе по новой технологии;
методы и приемы работы обучающихся и формы организации их деятельности.