Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Сибирский институт непрерывного дополнительного образования» Современные педогогические технологии Слушатель: Руденко Владимир Викторович У-11 учитель технологии Омск-2016 Вариант-1 Технология развивающего обучения | |
В современном обществе меняются приоритеты образования: в новом Федеральном государственном образовательном стандарте 2009 г был продекларирован главный приоритет современного образования – воспитание ЧЕЛОВЕКА РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ. С этого учебного года большинство школ России организует учебно-воспитательный процесс по стандартам нового поколения. Новый стандарт образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В отличие от стандартов прошлого поколения это должен быть не только предметный результат, включающий освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и применению, но и метапредметный, включающий освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, а также личностный, включающий готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Таким образом, через четыре года в основную школу придут «другие» дети, владеющие основами умения учиться, способные к организации собственной деятельности , любознательные, активно и заинтересованно познающие мир. И наша задача – создать условия, в которых бы ученик был не объектом педагогического воздействия, а субъектом учебной деятельности. Это предполагает использование иного метода организации учебной деятельности школьника, нежели существующий в сегодняшней практике большинства учителей средней школы. Интересной с этой точки зрения мне представляется технология развивающего обучения (Она утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности. Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения: вне деятельности нет развития; знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития; ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение. Условия достижения Организация учебного пространства на основе ведущих понятий теории развивающего обучения «учебная деятельность и её субъект»; Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности ученика за счет движения от замысла – к опробованию – достраиванию – к решению – к действию; Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности; Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий; Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»; Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность учащихся; Слияние учебной и внеурочной деятельности. Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Организация учебной деятельности в рамках технологии развивающего обучения Объяснение нового материала. Этап постановки Учебной задачи (УЗ) Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят перед собой учебную задачу. Методические приемы: Использование специально отобранного дидактического материла (внешне должны быть похожи на задания, выполняемые учениками с успехом) для обнаружения проблемы. Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных источников информации). Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые или языковые трудности (ошибки в речи, использование "лишних” вопросов, заданных на предыдущих уроках). Исследовательский проект Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда: - ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы; - он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.; - он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний. В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению. Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса. это такая система организации учебной деятельности, при которой учащиеся приобретают знания в процессе организации и выполнения постепенно усложняющихся творческих заданий-проектов, обладающих субъективной (иногда объективной) новизной. МЕТОД ПРОЕКТОВ дает возможность не только осваивать теоретические основы, но и овладевать практическими способами их реализации в различных ситуациях общения, в различных коллективах, осознавая свое место в культурном, социальном пространстве. Умение работать с различными информационными источниками учеников формируется в ходе выполнения ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ. Такие проекты напоминают по своей структуре подлинные научные исследования в миниатюре: выбирается актуальная тема, формулируется проблема, выдвигаются гипотезы ее решения, обсуждаются результаты и делаются выводы. Эти проекты выполняются уже в 7-ом классе, так как у учащихся имеется достаточный читательский опыт. Так, при изучении раздела «Героический эпос» на заключительном уроке ребята выполняли исследовательский культурологический проект: «Сходства и различия в жизненном укладе, верованиях, традициях древних славян и скандинавов (на основе сравнительного анализа русских былин об Илье Муромце и скандинавских саг о Кухулине)». Работа над проектом способствовала глубокому пониманию особенностей каждого произведения и в то же время осознанию единства мировой литературы Этап решения Учебной задачи (УЗ) Целью этапа анализа и решения учебной задачи является нахождение способа действия, фиксирование хода поиска в виде модели, схемы, таблицы, что не только снимает нагрузку с памяти, но и позволяет увидеть те связи и отношения, которые на первый взгляд не видны в языковом материале. Методические приемы: Организация групповой работы, поляризация пространства. Учебная дискуссия. Моделирование «Опробование» модели на учебном материале Целью урока анализа и решения учебной задачи является нахождение способа действия, фиксирование хода поиска в виде модели, схемы, таблицы, что не только снимает нагрузку с памяти, но и позволяет увидеть те связи и отношения, которые на первый взгляд не видны в языковом материале. Умение организовать и поддержать коллективный диалог в условиях анализа и решения учебных задач является наиболее сложным компонентом методического мастерства учителя. Сложность этой задачи определяется тем, что оно не имеет стандартных решений. В каждой конкретной ситуации учителю предстоит найти уникальные по содержанию и форме способы своего участия в диалоге, которые, с одной стороны, направляли бы его в нужное русло, не позволяя ученикам уклоняться в сторону под влиянием случайных ассоциаций, а с другой стороны, оставляли бы им достаточно свободы для дискуссии. Отработка нового правила Этап отработки способа действия Задача этого этапа – уточнить, конкретизировать способ действия, определить границы его действия. Это урок решения частных задач с использованием открытого на предыдущем уроке способа действия. Методические приемы: Практико-ориентированные, творческие проекты. Разноуровневые задания, работа со столом «подсказок» Задачи с «избыточными» данными Смена позиций учениками («побудь в роли эксперта..», «представь себя в роли учителя и спрогнозируй, какие ошибки может допустить ученик при выполнении задания» и т.д.) Задачи с недоопределенными данными (задания, в которых не хватает данных для решения, после анализа ученики должны сделать запрос учителю). Умению координировать свои действия, соотнося их с четко поставленной целью, отбирать самое существенное, необходимое для работы способствуют ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ) ПРОЕКТЫ. Такие проекты обязательно направлены на социальные интересы самих участников и носят практический характер. Это могут быть рекомендации, памятки, справочный материал, комментарий, словарь или словарная статья для литературоведческого словаря. Работа должна отличаться новизной (субъективной или объективной) и научной или практической ценностью. Поэтому такие проекты требуют продуманной структуры, коллективного обсуждения результатов каждого этапа работы, корректировки. Примерами могут служить уроки-проекты моделирования содержания урока или алгоритм изучения произведения. После знакомства с текстом художественного произведения учащиеся 7-9 классов сами создают проект его изучения, исходя из основной эстетической проблемы курса. В таких проектах дети намечают основные темы и проблемы для обсуждения, определяют, какова роль учителя (справятся ли ученики сами или потребуется помощь учителя), решают, кто должен вести урок. Если готовится урок-семинар, то учащиеся разрабатывают вопросник к нему, составляют список литературы. Результатом подобного проекта является своеобразный конспект урока, который может проводить учитель, а могут и сами учащиеся. В 7 классе дети сами разработали и провели урок по новелле П. Мериме "Маттео Фальконе", в 9 классе - по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека". Обобщение и контроль Этап рефлексии и контроля Задача этих уроков – не только проверить знания учащихся, но и способствовать формированию у учащихся самоконтроля и самооценки. Методические приемы: «Прогнозирование» контрольной работы, составление «пробной» контрольной работы Самооценка выполнения контрольной работы (Ответы на вопросы: «Что я хорошо знаю и умею по теме…», «Какие задания вызвали у тебя наибольшую трудность, с чем это связано?» и т.п.) Позиция «педагогического менеджера» Организация учебного процесса в технологии развивающего обучения требует изменений в отношениях между участниками учебного процесса. Отношения сотрудничества, делового партнерства отвечают целям развивающего обучения. Учебно-исследовательская деятельность по самой своей природе является коллективно-распределенной, поскольку она предполагает сопоставление и критическую оценку различных подходов к решению учебной задачи. Необходимым условием совместной деятельности является развертывание ее как коллективного диалога. Учебный диалог в развивающем обучении - это не фрагмент, а форма урока. Задача учителя, организующего учебный диалог - держать паузу незнания. (В ней и возникает "коллективное мышление”. )Найденный в процессе диалога способ решения задачи остается открытым для критической оценки и коррекции при столкновении с новыми обстоятельствами. Учителю необходимо освоить роли, которые способствуют максимальному проявлению учебной самостоятельности ребенка: это заказчик проекта, скрытый организатор, открытый помощник, мастер, эксперт, внимательный слушатель. Каждый урок для ученика должен стать Событием открытия нового знания в себе и о себе. Каждый урок должен Со-бытием –моментом, когда становится возможным соединение, содружество, сотворчество разных мировоззрений, культур, носителями которых выступают он, его друзья и учитель. И так рождается урок- «восхождение», урок-исследование, урок- сотрудничество, урок-общение. Наблюдения за организацией развивающего обучения позволяют говорить не только о развитии интеллектуальных способностей учащихся, об умении их мыслить самостоятельно, о развитии таких универсальных способностей, как анализ, рефлексия, планирование; но и о благотворном влиянии развивающего обучения на учителя: повышается уровень его профессиональной подготовки, он становится исследователем и творцом, испытывающим огромное удовлетворение от работы благодаря заинтересованности учеников, их желанию узнавать все больше и больше. Качества личности, определяющие продуктивность учебной и социальной деятельности ученика: обучаемость, организованность, самостоятельность, коммуникативность, саморегуляция, ответственность, практический интеллект, надежность, способность к планированию, самоконтроль В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников. Результаты реализации педагогической деятельности: При переходе в старшее звено учащиеся способны самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, находить средства и способы ее решения, индивидуально выстраивать траекторию собственного продвижения в учебном материале; у учеников сформированы действия самоконтроля, они способны контролировать свои учебные действия и критично оценивать полученный результат; у учеников успешно формируются навыки авторского действия, которые проявляется в умении составить учебные задания, справочники, творческие проекты; ученики демонстрируют владение различными формами внутригруппового и межгруппового сотрудничества при решении учебно-практических задач: ведение диалога, выстраивание монологического высказывания; высокий рейтинг оценки профессиональных качеств учителя по следующим критериям: эрудиция - 48%( от 100 % опрошенных учащихся); коммуникативность - 60 %, ораторские способности - 52 %, предметная подготовленность - 36%, идеологическое воздействие - 36 % - позволяет сделать вывод о значительном влиянии преподаваемой данным учителем дисциплины на формирование мировоззренческой позиции ученика; учащиеся имеют стабильно высокие результаты обучения – качество знаний по результатам итоговой аттестации - 82%; по итогам педагогического и психологического мониторингов в классах создан положительный фон обучения (средний процент комфортности обучения в классах - 98 %); у учащихся проявляется высокая мотивация и интерес к предметам, об этом свидетельствует активность участия и стабильно высокие результаты в различного рода конкурсах |
Информационные технологии в образовании
Понятие информационных и коммуникационных технологий
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Средства ИКТ, применяемые в образовании
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.
Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
Индивидуализация работы самого учителя;
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
Усиление мотивации к обучению;
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
Обеспечение гибкости процесса обучения.
Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося
Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.
В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.
Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.
Дистанционные технологии обучения
Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.
Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:
доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;
интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;
оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.
Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:
предоставление учебников и другого печатного материала;
пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
видеопленки;
трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;
кабельное телевидение;
голосовая почта;
двусторонние видеотелеконференции;
односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.
Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.
Понятие мультимедиа
Понятие мультимедиа, вообще, и средств мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса..
Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" имеет сразу несколько разных значений.
Мультимедиа - это:
технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Мультимедиа учебные пособия могут быть представлены на CD-ROM — для использования на автономном персональном компьютере или быть доступны через Web.
Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов:
1. Педагогическое проектирование
разработка структуры ресурса;
отбор и структурирование учебного материала;
отбор иллюстративного и демонстрационного материала;
разработка системы лабораторных и самостоятельных работ;
разработка контрольных тестов.
2. Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видео-информаци.
3. Объединение подготовленной информации в единый проект, создание системы меню, средств навигации и т.п.
4. Тестирование и экспертная оценка
Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов:
системы обработки статической графической информации;
системы создания анимированной графики;
системы записи и редактирования звука;
системы видеомонтажа;системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.
Технологический проект на тему: Устройство токарного станка для точения древесины СТД -120 М
Введение: назначение токарного станка для обработки древесины; - принцип работы станков токарной группы; - операции, выполняемые на токарном станке по дереву; - технические характеристики станка; - устройство и кинематическая схема токарного станка. Цель занятия: обучающая - ознакомить с историей развития токарного дела по точению древесины; сформировать знания по устройству и принципу действия токарного станка СТД-120М; с правилами безопасности труда при работе на станке; воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к инструментам и оборудованию, внимательности при выполнении практического задания, умения работать в коллективе; прививать навыки аккуратности, ответственности, стремления к самосовершенствованию и взаимопомощи; развивающая - дальнейшее развитие умения применять знания полученные при изучении машиноведения, математики, черчения в практической своей деятельности при изучении технологии обработки древесины, развитие логического мышления, умения обобщать, сравнивать, делать выводы.
Технология 6 кл
Раздел программы: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.
Тема урока: Устройство токарного станка СТД -120М по обработке древесины.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: изучить устройство моделей токарного станка по дереву СТД-120М;
рассмотреть кинематическую схему станка и операции, выполняемые на станке.
Задачи: а) Обучающая: познакомить с устройством и назначением токарного станка по дереву СТД-120М, правилами техники безопасности при работе на станке СТД-120М.
б) Воспитывающая: воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.
в) Коррекционно - развивающая: развивать у учащихся профессиональные интересы, память, мышление, воображение.
Демонстрационный материал и оборудование: токарный станок по дереву
СТД-120, заготовки и готовые изделия из древесины, резцы, технологические карты, интерактивная доска, компьютер, мультипроектор, диски с презентацией.
Раздаточный материал: Задания для проверки знаний, учебники.
Рабочие инструменты: набор токарных резцов: желобчатая выпуклая, желобчатая вогнутая, косая.
Измерительные инструменты: линейка, угольник, штангенциркуль.
Ход урока
Введение
1. Организационный момент.
2. Подготовка к уроку.
3. Назначение дежурных.
4. Проверка готовности класса к уроку.
5.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: Сформировать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе
- Ребята, сейчас я вам покажу образцы готовых изделий, изготовленных на станке ТСД-120М, вы внимательно посмотрите, и ответьте на вопросы:
1. Вам понравились эти изделия?
Ответы обучающихся.
2. Как вы думаете, эти изделия можно использовать в виде подарка? А ещё что сними можно сделать?
Ответы обучающихся.
3. А вы на данном этапе сможете изготовить такие изделия?
Ответы обучающихся.
4. Хотели бы вы научиться работать на станке СТД-120М?
Ответы обучающихся.
Чтобы научиться работать на станке и делать такие изделия, скажите, что вам для этого нужно знать?
Обобщающий опрос по материалу предыдущей темы:
- Как подготовить заготовку для получения цилиндрической детали?
- Какие приспособления нужны для обработки цилиндрической детали ручным инструментом?
- Как замерить диаметр цилиндрической детали?
- В чем различия между разметочным циркулем и кронциркулем??
Итоги повторения:
Сообщение темы и цели урока.
II. Основная часть.
Изложение программного материала.
Иллюстрированный рассказ.
Учитель. На предыдущих уроках вы убедились, что изготовить деталь или изделие цилиндрической формы вручную - довольно сложная задача.
Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву. 3 Токарный станок был первой машиной для механической обработки древесины. Он вошел в обиход на 500 лет раньше двуручной пилы и на 1000 лет раньше рубанка. На протяжении почти трех тысячелетий токарный станок был единственным устройством, обеспечивающим полную обработку древесины – от грубо обработанной заготовки до готового изделия или его детали. Следы первых станков найдены на изображениях гробниц древнего Египта. Первый состоял из двух деревянных или костяных центров, в которых заготовку вращали также с помощью лука. Суппортом древнему токарю служила собственная рука или нога, поэтому и производительность, и точность обработки по нынешним меркам оставляли желать лучшего.
Токарную обработку в России ввел Петр I в 1703 году. Для этого он создал при навигационной школе мастерскую и во главе этой мастерской поставил Иоганна Блеера - мастера весьма высокой квалификации. За самое короткое время в мастерской было освоено производство необходимых инструментов и приборов, обладавших высокой точностью. В то время деревообрабатывающие токарные станки, как правило, имели деревянную станину, а единственными металлическими деталями были центры, в которых вращались детали. Под токарным делом в то время подразумевались все виды обработки на станке при помощи режущих инструментов. Наружные и внутренние поверхности изделий из древесины, кости, металла обтачивали на станке, выполняли фрезеровку, сверление и даже художественную обработку, достигая совершенства в этом виде работ. С тех пор токарное оборудование сильно изменилось, но традиции замечательных русских мастеров сохранились до наших дней. Токарно-копировальный станок Андрея Константиновича Нартова (1712). На таком станке работал Петр I, который, владея 14 специальностями, особое внимание уделял токарному искусству. Знаете ли вы о том, что работа на токарном станке была излюбленным занятием многих исторических деятелей, как, например, Александра Великого, Карла Великого и Петра Великого? Первый из этих Великих, Александр, якобы даже принимал послов из Азии, сидя за токарным станком и обрабатывая какой-то милый чурбачок. Также точно любил поработать на токарном станке и Рудольф II, и Мартин Лютер, и наш старый знакомый Архимед.
Токарный станок предназначен для обработки заготовок из древесины и других материалов в виде тел вращения. Этот станок предназначен для обработки заготовок из древесины путем точения. Главное, движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движение подачи (поступательное) - режущим инструментом. 8 На токарном станке выполняется операция точение. Точение это обработка древесины резанием, при котором из заготовки (болванки) получают тела вращения (цилиндры, конусы, шары). При вытачивании резание осуществляется путем вращательного движения заготовки - главное движение и продольного (осевого), а также радиального и тангенциального перемещения режущего инструмента движение подачи. В зависимости от вида обработки поверхностей, различают различные режимы резания при точении: обтачивание, растачивание, подрезание (торцевание), сверление. Есть еще и такие, как подрезание уступов, вытачивание канавок, нарезание резьбы и т. д. По качеству обработки различают первичное (черновое) и вторичное (чистовое) точение. Точение можно вести как вдоль (продольное точение), так и поперек волокон древесины. Завершающим этапом в изготовлении точеных изделий является отделка. Вытачивание из дерева, как и резьба по дереву, является одним из наиболее распространенных видов художественной обработки древесины. Простота операции и возможность быстрого изготовления точеных изделий, достижение высокой степени их полировки, лаконизм и гармония форм все это способствует широкому применению данного вида обработки древесины. К тому же разнообразие приемов позволяет вытачивать детали любой сложности. Владея этим мастерством, можно создать неповторимый интерьер, где точеные изделия будут выполнять как утилитарную, так и декоративную функции.
Различают следующие токарные станки:
- винторезные;
- револьверные;
- карусельные;
- многорезцовые;
-. центровальноотрезные;
- с ручным приводом ,
- с ножным приводом.
На coвpeмeнных промышленных предприятиях применяются
станки различных конструкций и назначений, в том числе: - станки-автоматы;
- станки с программным управление (ПУ).
Подробнее с устройством таких станков некоторые из вас, кто выберет профессию станочника деревообрабатывающей промышленности, смогут ознакомиться в колледже или техникуме.
Школьные мастерские обычно оборудованы токарными станками моделей СТД-120М. Далее учитель рассказывает об основных узлах станка СТД-120
по рисунку.
Внешний вид станка и его устройство выводится на экран интерактивной доски (презентация с флешки).
Устройство токарного станка по точению древесины СТД - 120М Учебные мастерские оборудованы настольными токарными станками модели СТД- 120 М. На них можно производить различные токарные работы: - точение цилиндрических и профильных тел вращения; - торцевание, закругление и отрезание заготовок под различными углами; - внутреннее точение по заданному профилю и сверление; - профильную и декоративную обработку плоских поверхностей большого диаметра на планшайбе (типа тарелки, чашки).
Токарный станок по обработке древесины:
1 – основание; 2 – электродвигатель; 3 – станина; 4 – ограждение ремённой передачи; 5 – магнитный пускатель; 6 – светильник; 7 – передняя бабка; 8 – шпиндель; 9 – подручник; 10 – задняя бабка; 11 – защитный экран.
1) На направляющих станины установлена каретка с подручником и задняя бабка.
2) Задняя бабка состоит из выдвижной втулки, винтовой передачи, маховика и центра задней бабки (ПИНОЛИ).
3) Шпиндель станка установлен в передней бабке на шарикоподшипниковых опорах.
4) Включение и выключение осуществляется кнопками «пуск» и «стоп».
Рассмотрим устройство СТД-120.
Особенностью станка является шпиндель, на который могут навинчиваться следующие детали :
- патрон - применяемый для крепления коротких заготовок;
- трезубец - применяемый для крепления длинных заготовок с поджатием центром задней бабки
- планшайба - применяемая для обработки заготовок небольшой длины и большого диаметра Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами.
Приспособления для закрепления заготовки при точении: а - патрон; б - планшайба;
в- трезубец .
Учитель показывает образцы крепления.
Правила крепления:
Крепление детали:
а - в патроне винтом; б - трезубцем с поджатием центром задней бабки
Крепление (а) и точение (6) заготовки на планшайбе
Вращательное движение заготовки при точении называется главным.
Поступательное движение заготовки при точении называется вспомогательным.
Вначале заготовку обрабатывают на малой частоте вращения 710-770 об/мин, а уже чистовую обработку выполняют при частоте вращения 1000-1450 об/мин.
Учащимся демонстрируются резцы для работы на токарном станке и ставится вопрос:
Каким образом осуществляется процесс резания (обработки ) заготовки? Используя свои знания по физике, учащиеся доказывают, что в основе принципа работы резца лежит принцип действия клина, аналогично принципу работы ножниц, рубанка, пилы, напильника.
Регулировка частоты вращения осуществляется установкой
ремней ременной передачи на шкивы разных диаметров.
Учитель демонстрирует смену скорости вращения шпинделя. Обратимся к кинематической схеме станка.
2. Объяснение схемы:
1) Шпиндель приводится во вращение от электродвигателя через клиноременную передачу.
2) Винтовой механизм задней бабки преобразует вращение ручки маховика в поступательное движение центра задней бабки.
3. Инструктирование по правилам безопасности на токарном станке перед работой.
Учитель. Запомните правила безопасной работы на токарном станке:
1) Не включать станок без разрешения учителя.
2) Не включать станок без огражденной ременной передачи.
3) Не опираться на части токарного станка.
4) Не класть инструменты и другие предметы на стеллаж.
5) Обо всех неисправностях в станке и электропроводке немедленно сообщать учителю.
Описание основных узлов станка Станина литая, чугунная является основанием, на котором монтируются основные узлы станка, и устанавливается на двух ножках. Слева на станине закреплена передняя бабка. По направляющим станины передвигаются и закрепляются в определенном положении держатель с подручником и задняя бабка. Передняя бабка служит для установки и крепления заготовки и передачи ей вращательного движения, а также служит опорой для шпинделя. Шпиндель представляет собой стальной фасонный вал, на правом конце которого нарезана резьба для навертывания патрона, планшайбы и других специальных приспособлений для закрепления заготовок. На левом конце шпинделя насажен двухступенчатый приводной шкив, получающий движение через клиноременную передачу от электродвигателя. Для пуска и остановки станка на передней бабке размещен кнопочный пост управления. Передняя бабка станка СТД-120М 1- корпус, 2 - двухступенчатый шкив ременной передачи, 3 - шлицевые гайки, 4 - крышка корпуса, 5 - вал шпинделя, 6 - упорные кольца, 7 - подшипники шариковые, 8 - болт крепления
Задняя бабка скользит по направляющим станины, служит опорой при обработке длинных заготовок, поддерживая их задним центром. С одной стороны пиноль (4) имеет отверстие, расточенное на конус Морзе, в которое вставляется задний центр (3), патроны или сверла, имеющие хвостовик с тем же конусом. С другой стороны запрессована втулка с внутренней резьбой (8). Пиноль свободно перемещается в отверстии верхней части корпуса. От вращения вокруг своей оси пиноль предохраняет установочный винт (2), который входит в паз на наружной поверхности пиноли. С резьбовой втулкой спарен винт пиноли (9), на одном конце которого на шпонке насажен маховик (11), закрепленный гайкой (12). Вращаясь вместе с маховиком, винт пиноли через резьбовую втулку перемещает пиноль. Закрепление пиноли в нужном положении осуществляется рукояткой зажима (5). Задняя бабка закрепляется гайкой на станине с прижимом и болтом.конус Морзе Задняя бабка станка СТД-120 1 - корпус, 2 - установочный винт, 3 - центр, 4 - пиноль, 5 - рукоятка зажима пиноли, 6 - зажим, 7 - маслопроводные отверстия, 8 - резьбовая втулка, 9 - винт, 10 - упорная втулка, 11 - маховик, 12 - гайка, 13 - болт с гайкой, 14 - прижим.
Подручник с держателем служит опорой для режущего инструмента. Держатель подручника состоит из прямоугольного бруска с приливом, в отверстие которого вставляется стержень подручника. Подручник закрепляется на нужной высоте и в нужном положении рукояткой. Держатель подручника закрепляется на направляющих станины специальным винтом, шайбой и рукояткой. Станок комплектуется двумя подручниками длиной 200 и 400мм. Подручник с держателем 1 - наклонное ложе 2 - стержень 3 - рукоятка стопора 4 - полая втулка 5 - стопор 6 - брус с прорезью 7 - прижим 8 - гайка с рукоятками 9 - болт с квадратной подголовкой
Контрольные вопросы 1. Какое устройство называется машиной? 2. Каково назначение рабочего органа? двигателя? передаточного механизма? 3. Какой машиной является токарный станок по точению древесины? 4. Какие токарные работы можно производить на токарном станке СТД-120М? 5. Какую форму приобретают детали в результате обработки точением? 6. Назовите основные части токарного станка. 7. Каково назначение передней бабки, задней бабки и подручника токарного станка? 8. Что изображает кинематическая схема токарного станка? 9. Какие приспособления применяются для закрепления заготовки? Чем определяется их выбор? 10. В чем заключается главное движение и движение подачи при работе на станке по точению древесины? 11. Для каких работ применяются полукруглая стамеска (рейер) и нож-косяк (мейсель)?
III. Практическая работа.
Выполнение заданий:
1. Ознакомьтесь с устройством станка.
2. Убедившись, что станок отключен:
1) переместите заднюю бабку в крайнее правое положение;
2) замерьте:
а) расстояние между центрами;
б) расстояние от линии центров до станины; в) величина вылета патрона.
3. Заполните таблицу.
Частота враще- | Расстояние между | Расстояние от | Величина выле- |
ния шпинделя | центрами, мм | линии центров до | та патрона |
| станины, мм |
| | | |
| | | |
| | | |
4. Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне, центрах, на планшайбе).
IV. Заключение.
Повторение и закрепление материала
А сейчас я раздам заданиями, в которых вы должны назвать основные части станка (Задание №1) и приспособления, которые применяются для закрепления заготовок (Задание №2) при помощи учебника и записать названия в тетрадь.
Для того чтобы работать на станке, каждый рабочий должен знать и неукоснительно соблюдать технику безопасности. Наша задача изучить по плакату техники безопасности при работе на станке СТД-120М и обсудить каждый пункт. (Приложение №2).
Контрольные вопросы:
1. К каким машинам относится СТД-120?
2. Приведите примеры рабочих и энергетических машин.
З. Каково назначение рабочего органа? двигателя? передаточного механизма?
4. Назовите основные части токарного станка по обработке древесины.
5. Какие приспособления применяются для закрепления заготовки? Чем определяется их выбор?
6. Как осуществляется подача вращения к заготовке?
Оценка практической работы.
Общий итог урока:
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: Оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе.
Вопросы учителя:
1. Как вы думаете, вам пригодится в жизни то, что вы сегодня изучили?
2. Понравился ли вам урок. Что особенно понравилось, а что не очень?
А сейчас каждый из вас поставит себе оценку и объяснит, почему.
Происходит самоконтроль и самооценка результатов работы. Обсуждение, выявление общих и индивидуальных ошибок.
Выставление оценок учителем с аргументацией.
Информационные источники и ЭОР Учебники: Карабанов И.К. Технология обработки древесины. Учеб. Для учащихся 5-9 классов. М.: Просвешение, 2002. Глозман Е.С. Технология. Технический труд. 6 класс. М. Издательство Мнемозина, 2011. Н.Ф. Якубин Учебные задания по труду для программированного обучения. 6 класс М. 6 Просвещение, 1991. А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. Технология. Индустриальные технологии. 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2013. И.А. Карабанов и др. Справочник по трудовому обучению. Пособие для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 1991. Гипермаркет знаний Гипермаркет знаний Технология 6 классТехнология 6 класс http://make-1.ru/1s/4_derevo_35.php http://kon82.narod.ru/arxiv/texno6/drev/9.htm pandia.rupandia.rutext/77/194/29882.phptext/77/194/29882.php