СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Современные педагогические технологии.Компетентностный подход к обучению"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь идёт об особенностях работы с детьми,которые имеют проблемы с речью.Компетентностный подход в обучении таких детей имеет свою специфику, оторая тесно связана с логопедической составляющей.

Просмотр содержимого документа
«"Современные педагогические технологии.Компетентностный подход к обучению"»

Эссе на тему «Современные педагогические технологии. Компетентностный подход к обучению»


Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

А.С. Макаренко


Школа, в которой я работаю, отличается от других общеобразовательных школ тем, что является «речевой». И дети отличаются от обычных тем, что они не такие, как все. Впрочем, наверное, они самые обычные, со своим неповторимым взглядом на мир, который их не всегда понимает и принимает, так что трудности преодолевать им пришлось с самого рождения. Наше «продвинутое» общество психологически не подготовлено к тому, чтобы считать детей с недостатками речи полноценными членами этого общества. В обычной школе такие дети подвергаются насмешкам и унижениям. Придя в нашу школу, они не испытывают сложностей социальной адаптации, так как их окружает атмосфера добра, милосердия, толерантного отношения ко всем участникам образовательно процесса. «Все дети могут учиться – мы должны создать подходящие для этого условия» - это стало одним из принципов школы.

Эти дети могут быть талантливыми, одарёнными, способными, подвижными, спокойными, любознательными и не всегда послушными. Но это многообразие и создаёт удивительный, гармоничный, целостный мир, в котором они чувствуют себя защищёнными.

Все педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации в данном направлении, постоянно занимаются самообразованием, изучают возможности использования различных программ, обеспечивающих эффективность учебного процесса. К сожалению, на пути педагога очень много сложностей, связанных с разработкой вариантов адаптационных программ по различным предметам. Некоторые дети усваивают материал медленнее остальных. Мы отдаём отчёт в том, что все ученики в полной мере и одновременно усвоить все компоненты программы не могут, поэтому учитываем индивидуальные логопедические особенности тех или иных групп детей, чтобы материал был понят в наиболее полной мере.

Гораздо сложнее пробудить интерес у таких детей к познанию, научить радоваться новым открытиям и стремлениям, исследовать что-то новое, научить детей общению друг с другом и окружающими. Без социально-психологического сопровождения ребенка с ОВЗ эти вопросы решить невозможно.

Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом, то есть используя системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Мне ближе педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии, приоритетом которых являются личностные отношения, индивидуальный подход. Они характеризуются не жестким демократическим управлением и яркой гуманитарной направленностью содержания (к ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина);
· педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова).
Новые образовательные технологии в своей работе я применяю при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, во внеклассной работе по русскому языку. Компьютер помогает мне  разработать и реализовать новые формы проведения занятий по русскому языку и литературе: провести виртуальные экскурсии по творчеству писателей, по картинам для сочинений; на уроках развития речи познакомиться с творчеством художников. В своей работе я применяю один из видов новой образовательной технологии – информационно-коммуникативную.  В моем кабинете русского языка  используется только один личный компьютер и мультимедийная установка, с  возможностью использования Интернет (WiFi), но я очень надеюсь, что в ближайшем будущем количество увеличится.

С какой целью я применяю компьютер на уроках?

Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.

Информационно-коммуникативные технологии применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении,

контроле. В основном использую такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий, как информационно-обучающие программы, тесты, проекты, наглядные пособия, слайдовые презентации, видеоуроки. Возможности мультимедиа делают уроки русского языка и литературы яркими, интересными, эффектными. Конкретно-наглядная основа урока позволяет сделать обычные учебные занятия зрелищными и поэтому легко запоминающимися. Это важно для детей с ОВЗ.

Чаще всего на уроках я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

Для детей с ОВЗ дидактическая игра является очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у них интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. Такие уроки требуют кропотливой подготовительной работы учителя.

Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.

Вполне возможно, что таких школ, как «Казанская школа-интернат…» для детей с речевыми нарушениями не будет.

В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровье, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приёмах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочёты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий. Такие пробелы обусловлены следующими причинами:

1. Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.

2. Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность.

Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой

Дети с ОВЗ с учётом объективной природы их дефекта не такие, как все. Воспитательная работа с такими детьми направлена на сохранение здоровья, физического и психического. В связи с тем, что за последнее время растет число детей с ОВЗ, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. Сейчас особенно остро стоят проблемы детского алкоголизма, курения, наркомании, СПИДа. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить – НЕТ.

В нашей школе дети чувствуют себя комфортно и безопасно. Дети общительны и открыты. Большая профилактическая работа по укреплению здоровья воспитанников, соблюдение специального режима школы-интерната, воспитание культуры здоровья проводится воспитателями во внеурочное время. Каждый день работы учителя, воспитателя в школе-интернате направлен на то, чтобы научить ребёнка преодолевать трудности, которых на долю этих детей выпало немало с самого рождения .