СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии на уроках музыки в начальной школе.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии на уроках музыки в начальной школе.»



Тема: Современные педагогические технологии на уроках музыки в начальной школе.



Автор:

Кузнецова Ольга Викторовна, учитель ВК, ПДО, МАОУ СОШ №71, г. Екатеринбург









































1.1. Понятие «педагогическая образовательная технология»

  Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

  С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;

  • содержание обучения;

  • средства педагогического взаимодействия;

  • организация учебного процесса;

  • ученик, учитель;

  • результат деятельности.

  Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

  • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

  • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

  • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

  Понятие "педагогическая технология" может быть представлено в трех аспектах:

  • научный,

  • процессуально-описательный,

  • процессуально-действенный.

  Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Анализируя определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

-однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

- отбор и структура содержания (что);

- оптимальная организация учебного процесса (как);

Существенными признаками педагогической технологии являются:

  • диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения;

  • - экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

  • - алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;

  • - корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели;

1.2. Эффективность педагогических технологий в моей деятельности.

В современной теории образования обучающийся является субъектом образовательного процесса. Его личности требуются такие качества, как способность оценивать свои результаты, определение целей деятельности, принятие самостоятельных решений. В свою очередь от меня требуется умение направить свою деятельность на создание условий, способствующих развитию личности ученика. Я как учитель свободна в определении целей, задач и содержании образовательной и воспитательной работы, в выборе педагогических технологий, форм и методов обучения, позволяющих ученику стать успешно освоить образовательный стандарт. В своей работе на уроках использую современные педагогические технологии:

- проблемно- диалогическую;

-игровую;

- ИКТ – технологии;

- проектно - исследовательскую;

-здоровьесберегающую;

- интеллект – карт;

- синквейна

Осуществляю обучение и воспитание обучающихся с учетом их психологических и возрастных особенностей, владею современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии

Особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников, которые меняются в ходе урока. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует переутомлению, способствует его сохранению, укреплению и развитию здоровья. С целью предотвращения перегрузки учащихся, укрепления их здоровья на каждом уроке провожу физкультминутки, минутки эмоциональной разгрузки (2-3раза), игровые паузы, зрительную гимнастику.

Использую различные приемы и методы при формировании вокально-хоровой культуры (методика музыкальной терапии), а также: логоритмика, ритмотерапия, фольклорная арт-терапия. (Приложение)



Игровые технологии

Игровая форма позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - на формировании личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Преимущества игры как воспитательного средства проанализированы в работах Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина. В их исследованиях игра предстаёт формой деятельности в условных ситуациях, которые воспроизводят нормы человеческих взаимоотношений, образцы решения жизненных задач, возникающих в познании окружающего мира.

Использование игровых технологий решают ряд задач:

– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков)

– развивающих (развитие внимания, памяти, мышления, воображения, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

– воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма);

– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды).

Таким образом, использование только игровых технологий на уроке дают возможность формировать УУД.

Музыкальные игры – коллективные игры (в начальной школе), в которые принимаются все дети без исключения, независимо от уровня их музыкальных способностей и умений. Игры, в которых действия происходят в кругу по очереди, рассматриваются как своеобразные тренинги. Такие игры-тренинги вырабатывают:

  • умение действовать в рамках правил,

  • умение быть ведущим и ведомым,

  • умение не растеряться, оказавшись в центре внимания и выполнить должным образом игровую роль.

Игры, направленные на развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения:

  • «Тропинка», «Бояре», «Бабочки и жуки», «Барашеньки»,

Игры, направленные на развитие позитивного самоощущения, уверенности в себе, своей значимости в коллективе:

  • «Водитель машины», «Хорошая дорога»,

Выразительные движения в процессе интонирования способствуют развитию певческих навыков, связанных с артикуляцией, дикцией, дыханием, звукообразованием. Речевые игры и упражнения способствуют развитию и формированию интонации и их голосового аппарата: «Жил-был», «Игра в слова»

Информационные - коммуникационные технологии обучения

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. 

Уроки с использованием ИКТ базируются на следующих дидактических принципах обучения:

  • принцип связи обучения с практикой - компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий;

  • принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения.

  • принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы;

  • принцип наглядности - эффективность обучения зависит от включения в работу максимальное количество органов чувств: зрительный, слуховой и тактильный, что повышает восприятие учебного материала

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.

Эффективность ИКТ-технологий зависит от чёткости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. В этом смысле важно разделить ИКТ по категориям для последующего обоснованного и грамотного применения этого ресурса на уроке.

Мультимедийные ресурсы разных типов использую на уроках:

1. Мультимедийные энциклопедии – справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках предназначен для детей разного возраста. Он позволяет быстро найти нужную информацию, прослушать музыкальные фрагменты, структурированные, по темам, жанрам, направлениям в искусстве; просмотреть видео или анимационные фрагменты; поработать со справочной литературой и т.д. С помощью энциклопедий можно не только подготовить качественную презентацию, но и работать самостоятельно на уроках или дома.

В практике использую: «Энциклопедия классической музыки» (серия "Интерактивный мир", "КомИнфо"), «Мир музыки».

2. Интернет-ресурсы дают возможности поиска необходимой информации: библиографическая информация, аудио-, видео- фонд. Работа с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и поиска необходимой информации.

3. Мультимедийные презентации. Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, картины, портреты, цитаты. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока и иметь разные цели: 

  • форма проверки домашнего задания; 

  • способ создания проблемной ситуации; 

  • способ объяснения нового материала; 

  • форма закрепления изученного; 

  • способ проверки знаний в процессе урока. 

Уроки с использованием компьютерной презентации — это уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, урок-лекция, урок-обобщение, урок- конференция, урок-защита проектов, интегрированный урок, урок-презентация. Так, например, уроки-презентации использую, когда учащиеся знакомятся с композитором и его творчеством, различными жанрами и направлениями, при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов и т.д. Разработаны презентации к урокам: Симфоническая сказка «Петя и волк» (3 кл.), «Русские народные инструменты» (3 кл.), «Путешествие в Италию» (4 кл.), «Композиторы – импрессионисты»» (6 кл.) ".

Урок защиты проектных работ — уникальный способ реализации творческого потенциала обучающихся, самостоятельного изучения учебного материала. Использование ИКТ на уроках подобного типа — одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления: «Призрак оперы» (9кл), «Музыка и физика» (9кл.)

4. ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) большое количество материала по предмету «Искусство. Музыка» хранятся в цифровом формате, это является неотъемлемой частью каждого урока и нуждается в систематизации. Мною создана единая цифровая образовательная коллекция - «Каталог», который постоянно обновляется и дополняется, содержит: ноты, музыкальные термины, музыкальные произведения; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, иллюстраций, схемы, таблицы.

Я применяю педагогические технологии для активизации познавательной и творческой деятельности школьников, для реализации творческого потенциала каждого ребенка, для формирования мотивации к занятиям музыкой, домашнему музицированию, а также для формирования духовной культуры.