Тема: Современные педагогические технологии на уроках музыки в начальной школе.
Автор:
Кузнецова Ольга Викторовна, учитель ВК, ПДО, МАОУ СОШ №71, г. Екатеринбург
1.1. Понятие «педагогическая образовательная технология»
Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:
цели обучения;
содержание обучения;
средства педагогического взаимодействия;
организация учебного процесса;
ученик, учитель;
результат деятельности.
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Понятие "педагогическая технология" может быть представлено в трех аспектах:
научный,
процессуально-описательный,
процессуально-действенный.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Анализируя определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
-однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
Существенными признаками педагогической технологии являются:
диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения;
- экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
- алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
- корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели;
1.2. Эффективность педагогических технологий в моей деятельности.
В современной теории образования обучающийся является субъектом образовательного процесса. Его личности требуются такие качества, как способность оценивать свои результаты, определение целей деятельности, принятие самостоятельных решений. В свою очередь от меня требуется умение направить свою деятельность на создание условий, способствующих развитию личности ученика. Я как учитель свободна в определении целей, задач и содержании образовательной и воспитательной работы, в выборе педагогических технологий, форм и методов обучения, позволяющих ученику стать успешно освоить образовательный стандарт. В своей работе на уроках использую современные педагогические технологии:
- проблемно- диалогическую;
-игровую;
- ИКТ – технологии;
- проектно - исследовательскую;
-здоровьесберегающую;
- интеллект – карт;
- синквейна
Осуществляю обучение и воспитание обучающихся с учетом их психологических и возрастных особенностей, владею современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии
Особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.
Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников, которые меняются в ходе урока. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует переутомлению, способствует его сохранению, укреплению и развитию здоровья. С целью предотвращения перегрузки учащихся, укрепления их здоровья на каждом уроке провожу физкультминутки, минутки эмоциональной разгрузки (2-3раза), игровые паузы, зрительную гимнастику.
Использую различные приемы и методы при формировании вокально-хоровой культуры (методика музыкальной терапии), а также: логоритмика, ритмотерапия, фольклорная арт-терапия. (Приложение)
Игровые технологии
Игровая форма позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - на формировании личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Преимущества игры как воспитательного средства проанализированы в работах Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина. В их исследованиях игра предстаёт формой деятельности в условных ситуациях, которые воспроизводят нормы человеческих взаимоотношений, образцы решения жизненных задач, возникающих в познании окружающего мира.
Использование игровых технологий решают ряд задач:
– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков)
– развивающих (развитие внимания, памяти, мышления, воображения, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
– воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма);
– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды).
Таким образом, использование только игровых технологий на уроке дают возможность формировать УУД.
Музыкальные игры – коллективные игры (в начальной школе), в которые принимаются все дети без исключения, независимо от уровня их музыкальных способностей и умений. Игры, в которых действия происходят в кругу по очереди, рассматриваются как своеобразные тренинги. Такие игры-тренинги вырабатывают:
умение действовать в рамках правил,
умение быть ведущим и ведомым,
умение не растеряться, оказавшись в центре внимания и выполнить должным образом игровую роль.
Игры, направленные на развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения:
«Тропинка», «Бояре», «Бабочки и жуки», «Барашеньки»,
Игры, направленные на развитие позитивного самоощущения, уверенности в себе, своей значимости в коллективе:
«Водитель машины», «Хорошая дорога»,
Выразительные движения в процессе интонирования способствуют развитию певческих навыков, связанных с артикуляцией, дикцией, дыханием, звукообразованием. Речевые игры и упражнения способствуют развитию и формированию интонации и их голосового аппарата: «Жил-был», «Игра в слова»
Информационные - коммуникационные технологии обучения
Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества.
Уроки с использованием ИКТ базируются на следующих дидактических принципах обучения:
принцип связи обучения с практикой - компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий;
принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения.
принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы;
принцип наглядности - эффективность обучения зависит от включения в работу максимальное количество органов чувств: зрительный, слуховой и тактильный, что повышает восприятие учебного материала
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.
Эффективность ИКТ-технологий зависит от чёткости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. В этом смысле важно разделить ИКТ по категориям для последующего обоснованного и грамотного применения этого ресурса на уроке.
Мультимедийные ресурсы разных типов использую на уроках:
1. Мультимедийные энциклопедии – справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках предназначен для детей разного возраста. Он позволяет быстро найти нужную информацию, прослушать музыкальные фрагменты, структурированные, по темам, жанрам, направлениям в искусстве; просмотреть видео или анимационные фрагменты; поработать со справочной литературой и т.д. С помощью энциклопедий можно не только подготовить качественную презентацию, но и работать самостоятельно на уроках или дома.
В практике использую: «Энциклопедия классической музыки» (серия "Интерактивный мир", "КомИнфо"), «Мир музыки».
2. Интернет-ресурсы дают возможности поиска необходимой информации: библиографическая информация, аудио-, видео- фонд. Работа с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и поиска необходимой информации.
3. Мультимедийные презентации. Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, картины, портреты, цитаты. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока и иметь разные цели:
форма проверки домашнего задания;
способ создания проблемной ситуации;
способ объяснения нового материала;
форма закрепления изученного;
способ проверки знаний в процессе урока.
Уроки с использованием компьютерной презентации — это уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, урок-лекция, урок-обобщение, урок- конференция, урок-защита проектов, интегрированный урок, урок-презентация. Так, например, уроки-презентации использую, когда учащиеся знакомятся с композитором и его творчеством, различными жанрами и направлениями, при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов и т.д. Разработаны презентации к урокам: Симфоническая сказка «Петя и волк» (3 кл.), «Русские народные инструменты» (3 кл.), «Путешествие в Италию» (4 кл.), «Композиторы – импрессионисты»» (6 кл.) ".
Урок защиты проектных работ — уникальный способ реализации творческого потенциала обучающихся, самостоятельного изучения учебного материала. Использование ИКТ на уроках подобного типа — одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления: «Призрак оперы» (9кл), «Музыка и физика» (9кл.)
4. ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) большое количество материала по предмету «Искусство. Музыка» хранятся в цифровом формате, это является неотъемлемой частью каждого урока и нуждается в систематизации. Мною создана единая цифровая образовательная коллекция - «Каталог», который постоянно обновляется и дополняется, содержит: ноты, музыкальные термины, музыкальные произведения; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, иллюстраций, схемы, таблицы.
Я применяю педагогические технологии для активизации познавательной и творческой деятельности школьников, для реализации творческого потенциала каждого ребенка, для формирования мотивации к занятиям музыкой, домашнему музицированию, а также для формирования духовной культуры.