СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС. Критическое мышление. Приём «Ассоциация. Прием «Фишбоун»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Своё выступление мне бы хотелось начать с китайской пословицы:

 Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.

В своей  педагогической деятельности я использую в учебно-воспитательном процессе: Технология перспективно-опережающего обучения;  технология проблемного обучения, информационные технологии, игровые технологии, методы проектов, рейтинговые технологии, технология развития критического мышления.

Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)

Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Его ещё называют логическим или аналитическим мышлением.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС. Критическое мышление. Приём «Ассоциация. Прием «Фишбоун»»

 «Новые педагогические технологии на уроках географии с учётом ФГОС» Приём «Ассоциация» Прием «Фишбоун» Учитель географии Никитина Л.А. Школа № 13

«Новые педагогические технологии на уроках географии с учётом ФГОС»

Приём «Ассоциация» Прием «Фишбоун»

Учитель географии Никитина Л.А. Школа № 13

Технология  «Критическое мышление»  Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Технология «Критическое мышление»

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Стадии технологии  «Критическое мышление»  Стадия вызова   Краткое обобщение имеющихся знаний Стадия осмысления   Вдумчивая работа с новыми понятиями Стадия рефлексии  Интеграция новых и имеющихся знаний

Стадии

технологии «Критическое мышление»

Стадия вызова

Краткое обобщение имеющихся знаний

Стадия осмысления

Вдумчивая работа с новыми понятиями

Стадия рефлексии

Интеграция новых и имеющихся знаний

Приёмы технологии на стадии вызова:   Ассоциация  Мозговой штурм  Верю не верю  Кластер предположений ( на стадии рефлексии вносим изменения )  Игра-упражнение «Веер»  Прием «Поясните цитату»  Прием «Как вы объясните народную мудрость»  Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»  Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»  Постановка проблемы на примере сопоставления фактов  Прием «Верите ли вы, что…»  Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал»)  Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Приёмы технологии на стадии вызова:

  • Ассоциация Мозговой штурм Верю не верю Кластер предположений ( на стадии рефлексии вносим изменения ) Игра-упражнение «Веер» Прием «Поясните цитату» Прием «Как вы объясните народную мудрость» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» Постановка проблемы на примере сопоставления фактов Прием «Верите ли вы, что…» Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал») Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Метод Цицерона на основе пространственного воображения   Похожесть объекта на что-либо или кого-либо:   Скандинавский п-ов - тигр; Аппенинский п-ов - итальянский сапог; Франция–сова , Норвегия– ложка. Красавец Енисей идет между двумя девицами - Обью и Леной

Метод Цицерона на основе пространственного воображения

  • Похожесть объекта на что-либо или кого-либо:  
  • Скандинавский п-ов - тигр;
  • Аппенинский п-ов - итальянский сапог;
  • Франция–сова , Норвегия– ложка.
  • Красавец Енисей идет между двумя девицами - Обью и Леной".
  • Лена впадет в море На "Л" - Лаптевых."
Баренц забил гол в Карские ворота, а затем Вилькицкий передал мяч Лаптевым
  • Баренц забил гол в Карские ворота, а затем Вилькицкий передал мяч Лаптевым".
  • Если представить, что Земля – это печка в доме, то закономерность ясна – уменьшается с высотой.  
  • Как пенал Непал среди гор упал — для запоминания ГП страны Непал.
  • Запоминание названия страны с названием её столицы:
  • Не коси я (Никосия) в Кипре, не было бы урожая (Никосия, столица Кипра);
  • Я взял перо (Перу) и воткнул его в лимон (Лима) (Лима, столица Перу);
  • Кит (Кито) плавал в Районе экватора (Эквадор) (Кито, столица Эквадора).
Ассоциации по цвету:   а) Моря - Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое;   б) Реки - Красная, Оранжевая, Белый Нил, Голубой Нил. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.  ОВАЛ – для запоминания четырех самых крупных рек России - Оби, Волги, Амура  и Лены.  АИСТ – легко запомнить все океаны планеты!

Ассоциации по цвету:

  • а) Моря - Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое; 
  • б) Реки - Красная, Оранжевая, Белый Нил, Голубой Нил.
  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
  • ОВАЛ – для запоминания четырех самых крупных рек России - Оби, Волги, Амура  и Лены.
  • АИСТ – легко запомнить все океаны планеты!
Рифмизация. Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик.  (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

Рифмизация.

  • Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик.
  • (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
Изучаем координаты. Два слова нам в помощь – кСЮШа и ЗаВоД. Понятно, что широта может быть северной и южной, а значит, измеряется от экватора, а долгота – западная и восточная, измеряется от нулевого меридиана.
  • Изучаем координаты.
  • Два слова нам в помощь – кСЮШа и ЗаВоД.
  • Понятно, что широта может быть северной и южной, а значит, измеряется от экватора, а долгота – западная и восточная, измеряется от нулевого меридиана.
Ассоциации по зрительному принципу: Изучая землетрясение можно построить из листов картона домик, затем снизу двигаем листок и домик рушится; Причины образования волн: в тарелке - вода, дуем на воду – рябь. На горизонтальном стекле - капля воды, один край стекла подняли и вода стекла. (Что такое река? Движение воды от истока к устью, связь с рельефом местности.)

Ассоциации по зрительному принципу:

  • Изучая землетрясение можно построить из листов картона домик, затем снизу двигаем листок и домик рушится;
  • Причины образования волн: в тарелке - вода, дуем на воду – рябь.
  • На горизонтальном стекле - капля воды, один край стекла подняли и вода стекла. (Что такое река? Движение воды от истока к устью, связь с рельефом местности.)
Почему облака не падают на землю? Опыт с перышком. Причина - восходящие токи воздуха. Почему форточка вверху, а батарея внизу? Вспомним стекло и подоконник. Солнце нагревает не воздух, а землю.
  • Почему облака не падают на землю?
  • Опыт с перышком. Причина - восходящие токи воздуха.
  • Почему форточка вверху, а батарея внизу? Вспомним стекло и подоконник. Солнце нагревает не воздух, а землю.
Погодная запоминалка Солнце красное на утро – моряку не понутру. Солнце красное вечером – моряку боятся нечего. То есть, если Солнце красное утром, то днём погода будет плохая. А если Солнце красное вечером, то к утру может всё утихнуть.

Погодная запоминалка

  • Солнце красное на утро – моряку не понутру.
  • Солнце красное вечером – моряку боятся нечего.
  • То есть, если Солнце красное утром, то днём погода будет плохая. А если Солнце красное вечером, то к утру может всё утихнуть.
Луна растёт или убывает? Если месяц похож на букву «С» - старая, т.е. уменьшается, а если расположена в обратную сторону и к ней поставить палочку, то получится буква «Р» - растущая луна.
  • Луна растёт или убывает?
  • Если месяц похож на букву «С» - старая, т.е. уменьшается, а если расположена в обратную сторону и к ней поставить палочку, то получится буква «Р» - растущая луна.
Сталактит, сталагмит. СталакТит – буква Т в середине слова по форме напоминает сосульку или сталактит свисающий с потолка. Капля падает, т.е. что то сверху. СталагМит – напоминает две рядом сосульки растущие снизу вверх. Напоминает гору.
  • Сталактит, сталагмит.
  • СталакТит – буква Т в середине слова по форме напоминает сосульку или сталактит свисающий с потолка.
  • Капля падает, т.е. что то сверху.
  • СталагМит – напоминает две рядом сосульки растущие снизу вверх.
  • Напоминает гору.
Ярко – жёлтый сталактит в небе голубом весит  На зелёном сталагмите гордо восседает Митя.

Ярко – жёлтый сталактит в небе голубом весит На зелёном сталагмите гордо восседает Митя.

Ассоциативная цепочка Представляет собой совокупность понятий, где каждое последующее связано не с основным понятием, а с предыдущим. Горы — снег — холодно — зима — санки — каникулы. В.Беринг - Берингово море - Берингов пролив - Командорские острова.  А.Тасман - Тасманово море - остров Тасмания; Х.Колумб - государство Колумбия - река Колумбия - штат США Колумбия.

Ассоциативная цепочка

  • Представляет собой совокупность понятий, где каждое последующее связано не с основным понятием, а с предыдущим.
  • Горы — снег — холодно — зима — санки — каникулы. В.Беринг - Берингово море - Берингов пролив - Командорские острова.
  • А.Тасман - Тасманово море - остров Тасмания; Х.Колумб - государство Колумбия - река Колумбия - штат США Колумбия.
Ассоциативный круг   Ученики записывают все возможные ассоциации при этом вспоминают весь материал. Япония - сакура, суши, сумо, самураи, анимэ, Хиросима, император, Токио.. Степи - суслики, ковыль, сайгак, типчак, Саратовская, пашня, чернозем…. Тундра - северный олень, песец, белая куропатка, карликовая береза… Австралия - эвкалипт, кенгуру, эму, утконос, динго, коала, реликт, эндемик….. Муссон - суша, море, давление, ветер, лето, зима, Дальний Восток……

Ассоциативный круг

  • Ученики записывают все возможные ассоциации при этом вспоминают весь материал.
  • Япония - сакура, суши, сумо, самураи, анимэ, Хиросима, император, Токио..
  • Степи - суслики, ковыль, сайгак, типчак, Саратовская, пашня, чернозем….
  • Тундра - северный олень, песец, белая куропатка, карликовая береза…
  • Австралия - эвкалипт, кенгуру, эму, утконос, динго, коала, реликт, эндемик…..
  • Муссон - суша, море, давление, ветер, лето, зима, Дальний Восток……
Самые высокие горы мира – Гималаи (высшая точка – Эверест, высота 8848 м. над уровнем моря). Чтобы учащиеся быстро запомнили высоту Эвереста предлагается следующая формула запоминания: “Эверест – Вот Возможная Черта Восхождения”.  В данном случает буква “В” ассоциируется с цифрой “8”, а буква “Ч” – с цифрой “4”.
  • Самые высокие горы мира – Гималаи (высшая точка – Эверест, высота 8848 м. над уровнем моря).
  • Чтобы учащиеся быстро запомнили высоту Эвереста предлагается следующая формула запоминания: “Эверест – Вот Возможная Черта Восхождения”.
  • В данном случает буква “В” ассоциируется с цифрой “8”, а буква “Ч” – с цифрой “4”.
 Самые высокие горы России – Кавказ (Эльбрус – 5642 м.). Учащимся предлагается следующая ассоциация: “5 – лучшая отметка; 6 – сразу после 5; 4 – сразу перед 5; 2 – худшая отметка”. При этом наблюдается почти стопроцентная запоминаемость высоты Эльбруса!
  • Самые высокие горы России – Кавказ (Эльбрус – 5642 м.).
  • Учащимся предлагается следующая ассоциация: “5 – лучшая отметка;
  • 6 – сразу после 5;
  • 4 – сразу перед 5;
  • 2 – худшая отметка”.
  • При этом наблюдается почти стопроцентная запоминаемость высоты Эльбруса!
Подготовка к ЕГЭ. Задание 23  Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке начиная с самого раннего. А) меловой Б) силурийский В) триасовый (Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации: К аждый (кембрийский ) О тличный (ордовикский) С тудент (силурийский) Д олжен (девонский) К ушать (каменноугольный) П ончик (пермский) Ты (триасовый) Юра (юрский) Мал (меловой) Принеси (палеогеновый) Нам (неогеновый)Чебурек (четвертичный периоды).

Подготовка к ЕГЭ. Задание 23 

  • Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке начиная с самого раннего.
  • А) меловой Б) силурийский В) триасовый
  • (Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации:
  • К аждый (кембрийский ) О тличный (ордовикский) С тудент (силурийский) Д олжен (девонский) К ушать (каменноугольный) П ончик (пермский) Ты (триасовый) Юра (юрский) Мал (меловой) Принеси (палеогеновый) Нам (неогеновый)Чебурек (четвертичный периоды).
Моря Атлантического океана “ Черное море зовёт болтаться” Черное, Азовское и Балтийское. Моря Северного Ледовитого океана “ Барин в белой шубе каркает от стужи, потому что в лаптях идет на восток Сибири к чукчам” Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское . Море внутреннего стока “ Каспер” – Каспийское Моря Тихого океана: “ Японец охотится на берегу”
  • Моря Атлантического океана
  • “ Черное море зовёт болтаться”
  • Черное, Азовское и Балтийское.
  • Моря Северного Ледовитого океана
  • “ Барин в белой шубе каркает от стужи, потому что в лаптях идет на восток Сибири к чукчам”
  • Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское .
  • Море внутреннего стока
  • “ Каспер” – Каспийское
  • Моря Тихого океана:
  • “ Японец охотится на берегу” "Беринг и Японцы встретились на охоте в Охотском море";
  • Японское, Охотское, Берингово.
Прием «Фишбоун»   В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Прием «Фишбоун»

  • В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
   Формы работы на уроке   Фронтальная . Схему фишбоуна заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон фишбоуна. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.  Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

  Формы работы на уроке

  • Фронтальная . Схему фишбоуна заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон фишбоуна. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.
  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
Работа в группах.   1.Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбон». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп. 2. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Работа в группах.

  • 1.Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбон». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
  • 2. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
9 класс, тема «Урал»

9 класс, тема «Урал»

3. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Результаты сравниваются. 4. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Одни группы используют только схему, другие дидактический материал (заготовки) Результаты сравниваются. . 5. Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбон»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.
  • 3. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Результаты сравниваются.
  • 4. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Одни группы используют только схему, другие дидактический материал (заготовки) Результаты сравниваются. .
  • 5. Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбон»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.
Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как критическое мышление; взаимодействие в группах; планирование и осуществление исследовательской деятельности; истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста; осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как

  • критическое мышление;
  • взаимодействие в группах;
  • планирование и осуществление исследовательской деятельности;
  • истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
  • осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Фишбоун на уроке географии в 9 классе.  Тема: «Уральский экономический район».

Фишбоун на уроке географии в 9 классе. Тема: «Уральский экономический район».

Вывод:   Технология критического мышления учит: - Работать самостоятельно. - Задавать вопросы. - Выслушивать чужое мнение. - Иметь своё мнение и защищать его. - Критически относится к мнению оппонентов. - Анализировать и классифицировать. - Развивать творческие и исследовательские навыки.  - Осуществлять рефлексию своей деятельности.

Вывод:

  • Технология критического мышления учит: - Работать самостоятельно. - Задавать вопросы. - Выслушивать чужое мнение. - Иметь своё мнение и защищать его. - Критически относится к мнению оппонентов. - Анализировать и классифицировать. - Развивать творческие и исследовательские навыки.

- Осуществлять рефлексию своей деятельности.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!