Своё выступление мне бы хотелось начать с китайской пословицы:
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.
В своей педагогической деятельности я использую в учебно-воспитательном процессе: Технология перспективно-опережающего обучения; технология проблемного обучения, информационные технологии, игровые технологии, методы проектов, рейтинговые технологии, технология развития критического мышления.
Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Его ещё называют логическим или аналитическим мышлением.
Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС. Критическое мышление. Приём «Ассоциация. Прием «Фишбоун»»
«Новые педагогические технологии на уроках географии с учётом ФГОС»
Приём «Ассоциация» Прием «Фишбоун»
Учитель географии Никитина Л.А. Школа № 13
Технология «Критическое мышление»
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Стадии
технологии «Критическое мышление»
Стадия вызова
Краткое обобщение имеющихся знаний
Стадия осмысления
Вдумчивая работа с новыми понятиями
Стадия рефлексии
Интеграция новых и имеющихся знаний
Приёмы технологии на стадии вызова:
- Ассоциация Мозговой штурм Верю не верю Кластер предположений ( на стадии рефлексии вносим изменения ) Игра-упражнение «Веер» Прием «Поясните цитату» Прием «Как вы объясните народную мудрость» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» Постановка проблемы на примере сопоставления фактов Прием «Верите ли вы, что…» Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал») Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Метод Цицерона на основе пространственного воображения
- Похожесть объекта на что-либо или кого-либо:
- Скандинавский п-ов - тигр;
- Аппенинский п-ов - итальянский сапог;
- Франция–сова , Норвегия– ложка.
- Красавец Енисей идет между двумя девицами - Обью и Леной".
- Лена впадет в море На "Л" - Лаптевых."
- Баренц забил гол в Карские ворота, а затем Вилькицкий передал мяч Лаптевым".
- Если представить, что Земля – это печка в доме, то закономерность ясна – уменьшается с высотой.
- Как пенал Непал среди гор упал — для запоминания ГП страны Непал.
- Запоминание названия страны с названием её столицы:
- Не коси я (Никосия) в Кипре, не было бы урожая (Никосия, столица Кипра);
- Я взял перо (Перу) и воткнул его в лимон (Лима) (Лима, столица Перу);
- Кит (Кито) плавал в Районе экватора (Эквадор) (Кито, столица Эквадора).
Ассоциации по цвету:
- а) Моря - Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое;
- б) Реки - Красная, Оранжевая, Белый Нил, Голубой Нил.
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
- ОВАЛ – для запоминания четырех самых крупных рек России - Оби, Волги, Амура и Лены.
- АИСТ – легко запомнить все океаны планеты!
Рифмизация.
- Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик.
- (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
- Изучаем координаты.
- Два слова нам в помощь – кСЮШа и ЗаВоД.
- Понятно, что широта может быть северной и южной, а значит, измеряется от экватора, а долгота – западная и восточная, измеряется от нулевого меридиана.
Ассоциации по зрительному принципу:
- Изучая землетрясение можно построить из листов картона домик, затем снизу двигаем листок и домик рушится;
- Причины образования волн: в тарелке - вода, дуем на воду – рябь.
- На горизонтальном стекле - капля воды, один край стекла подняли и вода стекла. (Что такое река? Движение воды от истока к устью, связь с рельефом местности.)
- Почему облака не падают на землю?
- Опыт с перышком. Причина - восходящие токи воздуха.
- Почему форточка вверху, а батарея внизу? Вспомним стекло и подоконник. Солнце нагревает не воздух, а землю.
Погодная запоминалка
- Солнце красное на утро – моряку не понутру.
- Солнце красное вечером – моряку боятся нечего.
- То есть, если Солнце красное утром, то днём погода будет плохая. А если Солнце красное вечером, то к утру может всё утихнуть.
- Луна растёт или убывает?
- Если месяц похож на букву «С» - старая, т.е. уменьшается, а если расположена в обратную сторону и к ней поставить палочку, то получится буква «Р» - растущая луна.
- Сталактит, сталагмит.
- СталакТит – буква Т в середине слова по форме напоминает сосульку или сталактит свисающий с потолка.
- Капля падает, т.е. что то сверху.
- СталагМит – напоминает две рядом сосульки растущие снизу вверх.
- Напоминает гору.
Ярко – жёлтый сталактит в небе голубом весит На зелёном сталагмите гордо восседает Митя.
Ассоциативная цепочка
- Представляет собой совокупность понятий, где каждое последующее связано не с основным понятием, а с предыдущим.
- Горы — снег — холодно — зима — санки — каникулы. В.Беринг - Берингово море - Берингов пролив - Командорские острова.
- А.Тасман - Тасманово море - остров Тасмания; Х.Колумб - государство Колумбия - река Колумбия - штат США Колумбия.
Ассоциативный круг
- Ученики записывают все возможные ассоциации при этом вспоминают весь материал.
- Япония - сакура, суши, сумо, самураи, анимэ, Хиросима, император, Токио..
- Степи - суслики, ковыль, сайгак, типчак, Саратовская, пашня, чернозем….
- Тундра - северный олень, песец, белая куропатка, карликовая береза…
- Австралия - эвкалипт, кенгуру, эму, утконос, динго, коала, реликт, эндемик…..
- Муссон - суша, море, давление, ветер, лето, зима, Дальний Восток……
- Самые высокие горы мира – Гималаи (высшая точка – Эверест, высота 8848 м. над уровнем моря).
- Чтобы учащиеся быстро запомнили высоту Эвереста предлагается следующая формула запоминания: “Эверест – Вот Возможная Черта Восхождения”.
- В данном случает буква “В” ассоциируется с цифрой “8”, а буква “Ч” – с цифрой “4”.
- Самые высокие горы России – Кавказ (Эльбрус – 5642 м.).
- Учащимся предлагается следующая ассоциация: “5 – лучшая отметка;
- 6 – сразу после 5;
- 4 – сразу перед 5;
- 2 – худшая отметка”.
- При этом наблюдается почти стопроцентная запоминаемость высоты Эльбруса!
Подготовка к ЕГЭ. Задание 23
- Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке начиная с самого раннего.
- А) меловой Б) силурийский В) триасовый
- (Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации:
- К аждый (кембрийский ) О тличный (ордовикский) С тудент (силурийский) Д олжен (девонский) К ушать (каменноугольный) П ончик (пермский) Ты (триасовый) Юра (юрский) Мал (меловой) Принеси (палеогеновый) Нам (неогеновый)Чебурек (четвертичный периоды).
- Моря Атлантического океана
- “ Черное море зовёт болтаться”
- Черное, Азовское и Балтийское.
- Моря Северного Ледовитого океана
- “ Барин в белой шубе каркает от стужи, потому что в лаптях идет на восток Сибири к чукчам”
- Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское .
- Море внутреннего стока
- “ Каспер” – Каспийское
- Моря Тихого океана:
- “ Японец охотится на берегу” "Беринг и Японцы встретились на охоте в Охотском море";
- Японское, Охотское, Берингово.
Прием «Фишбоун»
- В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
Формы работы на уроке
- Фронтальная . Схему фишбоуна заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон фишбоуна. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.
- Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
Работа в группах.
- 1.Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбон». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
- 2. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
9 класс, тема «Урал»
- 3. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Результаты сравниваются.
- 4. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Одни группы используют только схему, другие дидактический материал (заготовки) Результаты сравниваются. .
- 5. Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбон»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.
Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как
- критическое мышление;
- взаимодействие в группах;
- планирование и осуществление исследовательской деятельности;
- истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
- осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Фишбоун на уроке географии в 9 классе. Тема: «Уральский экономический район».
Вывод:
- Технология критического мышления учит: - Работать самостоятельно. - Задавать вопросы. - Выслушивать чужое мнение. - Иметь своё мнение и защищать его. - Критически относится к мнению оппонентов. - Анализировать и классифицировать. - Развивать творческие и исследовательские навыки.
- Осуществлять рефлексию своей деятельности.
Спасибо за внимание!