СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование профессиональной деятельности педагога дошкольника средствами Интернет

 

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии в ДОУ»

Совершенствование профессиональной деятельности педагога дошкольника средствами Интернет

Введение

Главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В настоящее время наблюдается увеличение числа дошкольников, не желающих идти в школу, так же снизилась положительная мотивация к занятиям, познавательная активность постепенно снижается. Система образования, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. В настоящий момент основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель - «Я сам учусь, а не меня учат», следовательно, современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность и интересы ребенка. Так же педагог должен гибко реагировать на возникающие изменения, происходящие в содержании образования.

Важной стороной современной педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку. Взрослый в общении с детьми должен придерживаться модели общения и взаимодействия: «Не рядом, не над ним, а вместе!». При данной модели происходит становление ребенка как личности.

ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим.

Президент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство в интернете. Правительством РФ был принят ряд документов: Стратегия развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года. На основании правительственных документов была разработана и утверждена Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД». Одним из её основных направлений является решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста; а также внедрения программ, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из этого, одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

Современные образовательные технологии

Педагогическая технология- это целостный научно обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающей процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающей их цели, содержание. Формы, методы, средства, результаты и условия их организации.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность и включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают:

  • конкретность и четкость цели и задач;

  • наличие этапов: первичной диагностики;

  • отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;

  • использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели.

К числу современных образовательных технологий относятся:

  1. здоровьесберегающие технологии;

  2. технологии проектной деятельности;

  3. технология исследовательской деятельности;

  4. информационно-коммуникационные технологии;

  5. личностно-ориентированные технологии;

  6. технология портфолио дошкольника и воспитателя

  7. игровые технологии;

  8. технология «ТРИЗ»;

  9. технология развивающего обучения.

  10. разработка сайтов

Данные педагогические технологии я стараюсь применять в процессе своей деятельности. Рассмотрим две из них: информационно-коммуникационные технологии и разработка сайтов

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и т. п.

Средства ИКТ, которые я использую в своей педагогической деятельности в детском саду:

  • Компьютер (ноутбук)

  • Мультимедийное оборудование

  • Принтер

  • Телевизор

  • Магнитофон

  • Фотоаппарат

  • Интерактивное оборудование

В условиях детского сада необходимо целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия с детьми имеют свою специфику, поэтому они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Это могут обеспечить только средства ИКТ.

Необходимо учитывать следующее:

  • ИКТ должны только дополнять воспитателя, а не заменять его;

  • нельзя использовать ИКТ на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке (при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям);

  • не забывать о продолжительности использования ИКТ в соответствии с Сан ПиН и возрастом детей.                                                           

ИКТ в работе современного педагога:

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов.

  • Обмен опытом педагогов.

  • Оформление групповой документации, отчетов.

  • Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

  • Создание интерактивных игр и тренажеров для детей.

Таким образом, внедрение ИКТ в учебно - воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

В своей работе я использую ИКТ в своей работе, в следующем:

  • подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;

  • знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

  • обмен опытом;

  • знакомство с периодикой,

  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

  • использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;

  • создание электронной почты, ведение сайта;

  • создание презентаций в программе Power Point.

 В своей работе я использую мультимедийную технологию. Использование мультимедийных презентаций в работе с детьми позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

        Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ

Целью моей работы при использовании ИКТ в ДОУ, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачами  стали:

• систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

• разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

• расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

• создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

• создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Использование ИКТ выводит усвоения полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

• дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

• позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения коли чества иллюстративного материала;

• позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;

• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

• Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.

• Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.

• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.

• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.

• Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.

• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.

• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.

• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.

• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.

• Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Разработка сайтов.

Изменения, происходящие в современном мире, на сегодняшний день не могут не затрагивать сферу образования. Одним из популярнейших источников получения информации сегодня для большинства жителей нашей планеты стал интернет, который многогранен и безграничен. Благодаря созданному сайту происходит:

  • развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством живого общения  на страницах сайта;

  • информирование родителей о закономерностях развития и особенностях методики воспитания детей;

  • педагогическое просвещение (полезные ссылки, статьи).

  • непосредственный обмен видео- и фотоматериалами на страницах сайта.

Применение разнообразных современных образовательных педагогических технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников, которую я прослеживаю при проведении мониторинга.

По – моему мнению, творцом любой технологии, даже если она заимствована, является педагог, т. к. создание технологии невозможно без творческой мысли. В связи с этим у воспитателя происходит постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование. Т. о., применение современных педагогических технологий в образовательном процессе актуально, современно и эффективно. У ребенка появляется возможность экспериментировать (исследовать), анализировать и синтезировать полученные знания, а также развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Все это позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации школьного обучения.

   

























7